Тема 5 Деньги и кредит. Денежно-кредитная политика
1 Современные деньги в рыночной экономике. Денежные агрегаты, их структура.
2 Банковская система России. Политика Центрального банка
3 Кредитная система государства. Основные инструменты денежно-кредитной политики
4 Денежно-кредитная политика государства. «Доллоризация» российской экономики: причины и последствия.
A) Изучение данной темы ставит своей целью объяснить и сформулировать понятия: «денежные агрегаты», проанализировать банковскую систему и ее структуру, классификацию банков; раскрыть особенности кредитной системы в России и на основе этого материала ответить на проблемные вопросы:
Объясните, почему увеличение количества денег в обращении не приводит к росту цен, если выпуск товаров и услуг увеличивается в равной или большей степени.
1. «Долларизация» российской экономики: причины и последствия для экономического развития страны.
2. Перечислите особенности современных денежных систем в развитых странах.
3. Каков механизм кредитно-денежного регулирования экономики России?
4. Каковы социально-экономические последствия реализации идей монетаристов?
Активные формы проведения занятия
Б) Сообщения: «Понятие и сущность денежно-кредитной системы». Обсуждение особенностей современной денежно-кредитной системы на примере России и развитых западных стран.
B) Коллективное рассмотрение проблемной ситуации: «Структура денежной массы в России и ее характеристика».
По данным табл. 4 рассчитайте структуру денежной массы в России (в триллионах рублей) и сделайте выводы:
Таблица 4
Денежные агрегаты | На 01.01.05 | На 01.04.05 | На 01.07.05 |
Денежная масса (М2) - всего | 220,8 | 241,1 | 266,9 |
Среднемесячные темпы прироста, % | - | 3,1 | 3,4 |
В том числе: | |||
+ наличные деньги (Ml) | 80,8 | 86,7 | 104,4 |
Среднемесячные темпы прироста, % | - | 2,3 | 6,4 |
+ безналичные средства | 140,0 | 156,0 | 162,5 |
Среднемесячные темпы | - | 3,4 | 1,5 |
Г) Решение задач с последующим обсуждением:
Задача 1.
Вы покупаете автомобиль с рассрочкой на 1 год (цены условные). Цена автомобиля 10000 денежных единиц. Первый взнос составляет 20%, плата за услугу - 10%. Рассчитайте ежемесячный взнос и сумму, в которую обошлась покупка автомобиля. Объясните, почему покупка в рассрочку привлекает потребителей.
Задача 2.
Рассчитайте величину обязательного резерва и количество денег, которое банк может ссужать фирмам, если норма резервирования составляет 20%, а у банка есть 100 млн. денежных единиц.
Задача 3.
Во сколько раз увеличится каждая 1000 денежных единиц, попадающих в банковскую систему, если в системе действует 5 банков, а норма резервирования составляет 25%.
Самостоятельная работа
Целью самостоятельной работы является эффективная подготовка к занятию по данной теме.
Для этого необходимо изучить основные экономические понятия:
денежные агрегаты, квази-деньги, денежная масса, кредит, коммерческий кредит, банковский кредит, межхозяйственный кредит, потребительский кредит, ипотечный кредит, государственный кредит, международный кредит, операции на открытом рынке, резервная норма, учетная ставка, политика «дорогих» денег, политика «дешевых» денег, пассивные операции банка, активные операции банка, Ml, M2, МЗ, срочные вклады, вклады до востребования, коммерческие банки, центральный банк, бумажные деньги, кредитно-денежная политика, скорость обращения денег.
Самостоятельная работа должна быть завершением усвоения материала по данной теме и включает:
А) Написание докладов и рефератов для обсуждения на занятиях по следующим темам:
1. Кредитная система России: особенности и перспективы развития.
2. «Долларизация» российской экономики: причины и последствия для экономического развития страны.
3. Банковская система России: особенности формирования, перспективы развития.
4. Роль банков в создании рыночной экономики России.
Б) Работу с тестом:
1. Предложение денег увеличивается, если:
а) Растут государственные закупки товаров и услуг
б) Центральный Банк покупает государственные облигации у населения
в) Корпорация продает свои акции населению и использует полученные средства для строительства судоремонтного завода
г) Население покупает облигации частных компаний
2. Сгруппируйте перечисленные ниже платные средства в ликвидные активы M1, M2, M3:
а) Монеты
б) Вклады в специализированных учреждениях
в) Бумажные деньги
г) Деньги на сберегательных и срочных вкладах
д) Деньги на текущих счетах
3. Магазин предлагает купить товар, который можно оплачивать в течение года. Этот кредит является:
а) Потребительским
б) Банковским
в) Торговым
г) Коммерческим
4. Процент по кредиту - это:
а) Себестоимость банковских услуг
б) Цена денег, выдаваемых в качестве кредита
в) Цена труда банковских служащих
г) Цена товаров, которые можно купить за деньги, полученные в качестве кредита
5. Совокупными условиями выдачи кредита являются:
а) Срочность, платность, возвратность
б) Выгодность, платность, срочность
в) Безвозмездность, возвратность, срочность
г) Бессрочность, возвратность, платность
В) Решение задач:
Задача 1.
Определите курс акции, если ее номинальная стоимость равна 1000 денежных единиц, а выплачиваемый на нее дивиденд составляет 261 денежную единицу в год. Норма банковского процента - 9 % годовых.
Задача 2.
Действительный капитал акционерного общества - 100 млн. денежных единиц, выпущено 100000 акций, каждая - номинальной стоимостью 1000 денежных единиц. Дивиденд на акцию составляет 200 денежных единиц в год, норма банковского процента - 5 % годовых. Найдите сумму учредительской прибыли, если учредители продадут весь пакет акций.
Задача 3.
Определите курс акций и учредительскую прибыль, если дивиденд составляет 100 денежных единиц, номинальная цена акций - 500 денежных единиц, банк платит по вкладам 10% годовых, продано 100 шт. акций.
Литература
1. Аносова А.В. и др. Макроэкономика. – М.: Юрайт, 2012.
2. Антипина О.А. и др. Макроэкономика. – М.: ДиС, 2012.
3. Васильев В.П. и др. Макроэкономика. – М.: ДиС, 2012.
4. Воронин А.Ю. и др. Макроэкономика. – ИНФРА-М, 2012.
5. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику, 7-е изд., испр. – М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012.
6. Тарасевич Л.С. и др. Макроэкономика. – 9-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2012.
7. Пястолов С.М. Экономика. – М.: ИЦ Академия, 2012.