Вызовы и возможности современного развития
За 2000-2012 годы Российская Федерация удвоила подушевой ВВП и сократила разрыв с уровнем производительности труда в США (с 75% до 60%), но одновременно отстала от стран-лидеров по уровню накопления инновационного потенциала. Россия в рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (WEF) 2013-2014 годов занимает 64 место среди 148 стран мира, охваченных исследованием.[1]
По индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) Россия находится в группе стран с высоким рейтингом человеческого развития, в 2012 году занимала 55 место среди 186 стран мира [2].
В тоже время, согласно данным Международной организации труда, Россия обладает высоким потенциалом развития. В Российской Федерации доля креативного класса больше, чем в США. По этому показателю Россия находится на 20 месте (38,6%) [3].
Идущий процесс глобализации создает новые возможности и угрозы в развитии человеческой цивилизации и отдельных стран. Глобализация открывает доступ к знаниям, опыту, культуре других обществ, к международным рынкам капиталов, современных технологий, инновационных продуктов, стимулирует конкурентоспособность. В тоже время глобализация ведет к изменению миропорядка, ограничению государственного суверенитета и национальных интересов в проведении экономической и социальной политики, размыванию национально государственной идентичности и самобытности, затяжным мировым экономическим кризисам. Выгоды от глобализации получают наиболее конкурентоспособные страны, издержки терпят в большей части развивающиеся страны. В современном мире конкуренция происходит, прежде всего, на экономико-технологическом и идейно-информационном полях.
Современные экономика и общество в развитых странах все в большей степени становятся креативными (творческими), главными продуктами которых являются новые идеи и инновации в различных областях деятельности. Человеческий капитал становится основным источником экономического развития и мирового лидерства. Успешность стран будет обуславливаться качеством граждан, интеллектуального, духовного и морального состояния общества.
Опыт последних десятилетий убедительно доказывает, что в стремительно меняющемся мире стратегические преимущества будут у тех стран, которые смогут интенсивно развивать, эффективно аккумулировать и продуктивно реализовывать человеческий капитал и инновационный потенциал, основным носителем которых является молодежь.
В предстоящие годы положение молодежи в российском обществе претерпит кардинальные изменения, что продиктовано целым рядом внутренних вызовов. Следствием демографического спада 90-х годов станет резкое снижение населения России молодежного возраста (14-30 лет). Динамика численности молодежи такова: 1995 г. – 35,2 млн. человек, 2000 г. – 38,3 млн. человек, 2005 г. – 39,5 млн. человек, 2010 г. – 36,6 млн. человек. Согласно прогнозируемым данным к 2025 г. общая численность молодежи сократится до 25 млн. человек, что окажет крайне негативное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации.
В то же время создание инновационной экономики потребует выхода на рынок труда более квалифицированного и ответственного работника, что достигается путем формирования у молодежи принципиально иных трудовых навыков и культуры труда, долгосрочных жизненных стратегий деятельности на благо государства и общества, увеличения сроков профессионального образования.
Необходимость привлечения в Россию трудовых мигрантов, усиление притока молодежи из ближнего и дальнего зарубежья поставит в число важнейших вопросы их социальной и профессиональной адаптации, закрепления молодых квалифицированных специалистов, формирования привлекательной среды для молодежи из других стран.
В этой ситуации, очевидно, что экономическая и социальная нагрузка на российскую молодежь будет только возрастать. Поэтому акценты государственной молодежной политики должны быть смещены в сторону решения ключевой экономической проблемы – обеспечения интенсивного роста человеческого капитала и как следствие повышение качества жизни.
Снижение численности молодежи ставит перед органами государственного управления вопрос о необходимости ставки на кардинальное повышение качества имеющегося молодежного человеческого ресурса, минимизацию физических и социальных потерь, максимально глубокую и эффективную социализацию молодых людей, формирование у них установок на самостоятельность и лидерских качеств, сохранение и развитие духовно-нравственных и традиционных семейных ценностей.
Важнейшими вызовами для молодежной политики, определяющими состояние российской молодежи, перспективы ее развития в средне- и долгосрочной перспективе являются:
‑ снижение человеческого капитала молодежи по количественным и качественным критериям, усиление его дифференциации на территории страны, отток талантливой и инициативной молодежи в развитые страны, приток на российский рынок труда низко квалифицированных трудовых ресурсов;
- отсутствие сформированного мировоззрения, основанного на позитивных ценностях инноваций, патриотизма, нравственности, правосознания, а также востребованных развитых компетенций, позволяющих адаптироваться к изменению условий жизнедеятельности и преобразовывать мир к лучшему;
‑ снижение общего уровня здоровья молодого поколения, отсутствие сформированной культуры здорового образа жизни, сохранение на высоком уровне заболеваемости молодежи, потребления наркотиков и алкоголя, табакокурения, высокое число искусственных прерываний беременности и низкие репродуктивные установки;
‑ рост националистических, ксенофобских настроений, экстремистских проявлений, маргинализация и криминализация молодежной среды в регионах с выраженной молодежной безработицей.
В этих условиях среднесрочная и долгосрочная молодежная политика должна обеспечить переход от преимущественно количественных целей и задач (рост охвата, рост включенности, обеспечение доступности и т. п.) к качественным – рост величины человеческого капитала молодежи, повышение продуктивности молодежи как социального субъекта, координация и объединение ресурсов ведомств, направленных на развитие молодежи, формирование системы институтов и создание современной инфраструктуры государственной молодежной политики.
(вовлеченность молодежи в социальные практики)