Экономическая эффективность использования транспортны средств в сельском хозяйстве

Главная задача транспорта — обеспечить ритмичность производственного процесса, быстрое и планомерное движение грузов и рабочей силы. Без этого производство останавливается, замирает. Особенно это касается предприятий с непрерывным процессом производства.

Задача грузового автомобильного транспорта — перевозка определенного количества груза, измеряемого в тоннах, и выполнение определенного объема транспортной работы, измеряемой в тонно-километрах.

Единицей (основой) перевозки грузов является одна ездка, то есть комплекс операций по погрузке, перевозке и выгрузке груза.

Степень использования подвижного состава характеризуют следу­ющие показатели.

1. Коэффициент технической готовности подвижного состава (автопарка) — отношение числа автомобиле-дней пребывания подвижного состава в технически исправном состоянии к общему чис­лу автомобиле-дней пребывания в хозяйстве.

2. Коэффициент выпуска подвижного состава на линию — отношение числа автомобиле-дней в работе к числу автомобиле-дней в хозяйстве.

3. Коэффициент использования грузоподъемности. Под грузоподъемностью автомобиля понимают предельную массу полезного груза, который помещается в кузове за рейс. Определяют статистический и динамический коэффициенты грузоподъемности.

Статистический коэффициент грузоподъемности определяется отношением количества фактически перевезенного груза за один рейс к количеству груза, которое могло быть перевезено при полном использова­нии грузоподъемности, то есть к номинальной грузоподъемности автомобиля или автопоезда.

В экономических расчетах чаще используют динамический коэффициент грузоподъемности. Этот показатель определяется отношением количества фактически выполненной транспортной работы в тонно-километрах к возможной транспортной работе (при условии полного использования грузоподъемности на протяжении всего пробега с грузом). Таким образом, в отличие от коэффициента статистического использования грузоподъемности он учитывает не только количество перевезенного груза, но и расстояние, на которое перевозится груз.

4. Коэффициент использования пробега — отношение пробега с грузом к общему пробегу автомобиля. Эта величина показывает долю пробега автомобиля с грузом к общему пробегу.

5. Средняя длина ездки — средний пробег, совершаемый автомобилем за одну ездку от пункта погрузки до пункта разгрузки. Определяется делением общего груженого пробега на число выпол­ненных ездок.

6. Среднее расстояние перевозки груза — средняя дальность перевозки 1 т груза, определяемая делением выполненной транс­портной работы в тонно-километрах на число перевезенных тонн.

7. Время простоя подвижного состава под погрузкой-разгрузкой.

8. Время в наряде — измеряется часами с момента выезда автомобиля из гаража до момента его возвращения туда за вычетом вре­мени, отводимого водителю на прием пищи.

9. Коэффициент использования рабочего времени автомобиля определяется делением фактического времени пребывания автомобиля в движении на время в наряде.

10. Техническая скорость — это средняя скорость движения подвижного состава за определенный период времени, равная от­ношению пройденного расстояния ко времени движения.

11. Эксплуатационная скорость — это условная скорость движе­ния подвижного состава во время его нахождения на линии, опре­деляемая отношением пройденного расстояния к общему времени нахождения на линии.

К показателям, характеризующим эффективность использования автотранспорта, относят:

1. Число ездок — время работы подвижного состава на маршру­те, то есть время непосредственного выполнения ездок (за вычетом нулевого пробега).

2. Производительность подвижного состава — количество груза, перевезенного одним автомобилем за рабочий день. Определяется как произведение числа ездок на количество груза, перевозимого за одну ездку.

Производительность транспортных средств характеризуется ко­личеством перевезенных грузов (т), или работой (т/км), выполненной за единицу времени (т за рейс, т/км за рейс).

Это один из важнейших обобщающих показателей, характеризующих уровень использования транспортных средств.

3. Себестоимость тонно-километра — важнейший результативный показатель работы автотранспорта. Для исчисления себестоимости необходимо все затраты на содержание грузового авто­транспорта хозяйства за минусом затрат на капитальный ремонт автомобилей разделить на количество выполненных тонно-ки­лометров. Себестоимость тонно-километра в большой мере зависит от уровня производительности автомобилей. Значительное влияние на величину себестоимости оказывают оплата труда во­дителей, расходы на текущий ремонт, топливо и смазочные мате­риалы.

Задание. Рассчитать показатели экономической эффективности использования сельскохозяйственной техники и транспортных средств на предприятиях АПК.

Наши рекомендации