Экономическая безопасность как ключевая составляющая национальной безопасности страны.
Экономическая безопасность является одной из важнейших составляющих национальной безопасности государства, следовательно, для любого государства крайне важно решить проблему обеспечения своей экономической безопасности.
Понятие «экономическая безопасность» в мировой науке и практике появилось сравнительно недавно — в XX в. Считается, что термин «экономическая безопасность» ввел в лексикон президент США Т. Рузвельт в 1934 г., создав Федеральный комитет по экономической безопасности в связи с осознанием необходимости государственного регулирования экономики и отказом от классической практики невмешательства государства в экономическую жизнь. С тех пор вопрос об экономической безопасности не терял своей актуальности, а в период обострения экономической ситуации был особенно острым.
По мнению зарубежных ученых, экономическая безопасность государства обусловливается прежде всего необходимостью обеспечения его суверенитета в принятии решений, касающихся как внутренних вопросов, так и международного положения; сохранением экономической самостоятельности страны и поддержанием, а также дальнейшим повышением достигнутого уровня жизни населения. Учет этих обстоятельств прослеживается в большинстве определений.
Так, многие западные специалисты считают, что экономическая безопасность государства характеризуется двумя важнейшими признаками:
• экономической самостоятельностью государства, т.е. его способностью проводить собственную экономическую политику независимо от других государств;
• способностью государства поддерживать достигнутый уровень жизни населения и обеспечивать его дальнейшее повышение.
Более того, Н. Machovski полагает, что экономическая безопасность должна обеспечивать достаточно высокую степень независимости от партнера по жизненно важным экономическим параметрам, то есть таким, которые в случае нарушения влияют на свободу выбора в политических решениях и неприемлемы с коммерческой точки зрения.
Несмотря на то что вопросы экономической безопасности активно исследуются уже почти два десятилетия, в отечественной науке нет устоявшегося определения данного понятия; более того, формулировки многих ведущих ученых существенно отличаются друг от друга.
Если проанализировать имеющиеся в науке понятия термина «безопасность», можно сформулировать следующее определение:
• под экономической безопасностью(ЭБ) понимается состояние защищенности жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Однако приведенная трактовка является слишком общей, поэтому ее использование в дальнейших разработках по проблеме экономической безопасности, на наш взгляд, достаточно затруднительно.
Одним из первых ведущих отечественных исследователей проблемы экономической безопасности следует считать Л.И. Абалкина (и коллектив ученых-экономистов, работавших в данном направлении под его руководством). В соответствии с определением Л.И. Абалкина[1] экономическая безопасность — это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и совершенствованию.
В этом определении можно выделить три важнейшие характеристики категории «экономическая безопасность»:
• экономическая безопасность в первую очередь определяется независимостью экономики страны и ее возможностями проводить самостоятельную экономическую политику;
• экономическая безопасность обеспечивается только в стабильно работающих и устойчивых экономических системах;
• экономическая безопасность может поддерживаться только в экономических системах, способных к постоянному обновлению и совершенствованию, т.е. постоянно развивающихся.
Другим крупным отечественным ученым в области экономической безопасности является В.К. Сенчагов[2]. В соответствии с его подходом экономическая безопасность — это состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность поли тики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Данное определение не опровергает предыдущего, но выявляет одну важнейшую черту экономической безопасности, а именно то, что она характеризует состояние экономики, а не динамику ее развития, устойчивость развития и т.п.
В соответствии с концепцией экономической безопасности, разработанной Экономической академией при Минэкономики РФ, экономическая безопасность — это состояние, в котором народ (через государство) может суверенно, без вмешательства и давления извне, определять пути и формы своего экономического развития. По аналогии с предыдущими определениями данный подход в качестве основополагающей характеристики экономической безопасности выделяет независимость экономики государства. Определение носит слишком общий характер.
К числу основоположников теории экономической безопасности в отечественной науке следует отнести Е.А. Олейникова[3]. Его подход к определению понятия «экономическая безопасность» во многом схож с подходом В.К. Сенчагова[4] и формулируется следующим образом: экономическая безопасность страны — это защищенность экономических отношений, определяющих прогрессивное развитие экономического потенциала страны и обеспечивающих повышение уровня благосостояния всех членов общества, его отдельных социальных групп и формирующих основы обороноспособности страны от опасностей и угроз.
Среди других крупных исследователей, занимавшихся проблемой экономической безопасности, следует выделить представителей уральской научной школы под руководством академика РАН А.И. Татаркина[5]. Коллектив исследователей этой школы является ведущим в России по проблемам региональной экономической безопасности; ими дается следующее развернутое определение:
экономическая безопасность государства определяется комплексом экономических, геополитических, экологических, правовых и иных условий, обеспечивающих:
• предпосылки для выживания государства при наступлении кризиса и для развития в будущем;
• защиту жизненно важных интересов государства в отношении его ресурсного потенциала, сбалансированности и динамики развития и роста;
• создание внутреннего иммунитета и внешней защищенности от дестабилизирующих воздействий;
• конкурентоспособность государства на мировых рынках и устойчивость его финансового положения;
• создание достойных условий жизни и, как следствие, гармоничное развитие каждой личности.
Опираясь на опыт трудов многих отечественных и зарубежных авторов, а также на собственный опыт исследований в данной области науки, можно определить экономическую безопасность территориикак такое состояние ее экономики, при котором на территории имеется постоянная возможность поддерживать приемлемые значения заранее задаваемых критериальных показателей — индикаторов экономической безопасности, экономическая система способна безболезненно реагировать на возникающие внутренние и внешние угрозы без лавинообразного развития кризисных явлений и процессов, а также созданы условия устойчивого социально-экономического развития и воспроизводства.
Вступление экономики России в новый этап развития и реформирования обусловил прогресс в решении одной из самых главных проблем российского государства, общества и экономики, касающейся обеспечения национальных интересов в сфере регионального развития, а также субнациональных интересов, причем в первую очередь это относится к трансформационным процессам развития институтов регионально-национального устройства государства и механизмов экономического регулирования его основных субъектов -регионов.
Процесс реформирования страны продолжается, и один из ключевых моментов его — поиск новых форм взаимодействия в схеме «центр — регионы», определение тенденций и перспектив регионализации, особенно в экономической сфере. Проблема регионализации — это обеспечение целостности экономического пространства России. Основные причины неэффективности реформ, как правило, фокусируются на региональном уровне, и поэтому необходим анализ важнейших из них с учетом проблем, возникающих в ходе развития новых экономических отношений. Все возникающие в ходе экономической реформы проблемы требуют разрешения как на федеральном, так и на региональном уровне в качестве взаимосвязанных, формирующих новую систему.
Одна из основных причин неудовлетворительных темпов и результатов реформы — недоучет роли субъектов Федерации и становления рыночной экономики. В настоящее время у регионов не хватает прав и возможностей для активного участия в проводимых преобразованиях для развития рыночной инфраструктуры. В результате их роль при переходе к рынку достаточно пассивна. Такое положение обусловлено рядом причин, среди которых можно выделить такие наиболее важные как:
- отсутствие стратегической концепции преобразований в региональном сегменте экономики;
- разрыв традиционных хозяйственных связей, замедленный процесс становления связей рыночного типа между Федерацией и регионами, между экономическими субъектами, самими регионами, между регионами и экономическими субъектами;
- отсутствие организационного и экономического механизмов взаимодействия всех элементов хозяйственного механизма по горизонтали и вертикали, приводящее к торможению преобразований
- во многих регионах; отсутствие механизма реализации и контроля за реализацией законодательных и правоохранительных актов, создающих правовую основу для перехода к рынку;
— различная степень готовности субъектов Федерации к преобразованиям, приводящая к возникновению неэффективных форм субнационального самоопределения, что, в свою очередь, дестабилизирует экономическую и политическую обстановку;
— недоучет региональных особенностей и готовности различных административно-территориальных образований к проведению всего комплекса реформенных мероприятий.
Негативные тенденции в развитии экономики: страны, связанные со сложностями трансформационного процесса экономики, привели к возникновении: ряда общих и институциональных деформаций в развитии экономики, проявившихся в различного рода диспропорциях, ограничениях развития, дизентраграционных процессах, критическое обострение которых создает условия для возникновения угроз национальным интересам страны в области экономики.