Углубление кризиса советского общества

Перестройка: первые шаги

1980-е гг. ознаменовались попытками руководителей КПСС и Советского государства переломить негативные, кризисные явления в развитии общества. Их симптомы проявлялись прежде всего в экономике (нулевой рост ВНП, устаревание и износ основных производственных фондов, отставание от стран Запада в освоении новых технологий, низкий по сравнению с этими странами уровень жизни большинства населения и т. д.).

Эти попытки, однако, не принесли желанных результатов. Начатые с середины 1980-х гг. реформы выявили существование глубинных противоречий в советском обществе, к решению которых КПСС оказалась не готова.

С избранием в 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева (р. в 1931) был открыто поставлен вопрос о необходимости реформ. Первые шаги М.С. Горбачева продолжали меры его предшественников, к ним относились призывы к ускорению развития, введение контроля качества продукции сверху, кампания борьбы с пьянством и алкоголизмом, с нетрудовыми доходами. Давались обещания решить продовольственную проблему, переориентировать экономику на удовлетворение нужд граждан.

Отдача от «ускорения» оказалась минимальной. Попытки его осуществления привели к росту числа аварий, самой крупной из которых стал взрыв на Чернобыльской АЭС 27 апреля 1986 г. Его последствия сказались на здоровье десятков миллионов человек.

Была предпринята попытка улучшить международную обстановку, избавить советскую экономику от бремени новых витков гонки вооружений.

Поиск диалога начался со встреч лидеров СССР и США - М.С. Горбачева и Р Рейгана в Женеве (1985) и в Рейкьявике (1986). На этих встречах было зафиксировано стремление сторон к исключению риска ядерной войны из жизни народов, но они не завершились конкретными договоренностями.

Все это создало стимулы для поиска путей более глубокого реформирования всего комплекса общественных отношений, к их перестройке.

Целью перестройки было осуществление модернизации страны, создание условий для ее ускоренного развития по пути создания информационного общества на базе социалистических ценностей.
Средствами стали реформы в духовной, политической и экономической сферах жизни общества. Главная задача внешней политики связывалась с прекращением «холодной войны», более глубоким участием в системе международного разделения труда.

Большое значение имело переосмысление пройденного советским обществом исторического пути. В 1986-1987 гг.началась реабилитация жертв репрессий 1930 - 1950-х гг. Признавались незаконными массовые репрессии по политическим, социальным, идеологическим и национальным мотивам. Были реабилитированы лидеры антисталинских «оппозиций» (Л.Б. Каменев, Г. И. Зиновьев, Н.И. Бухарин и др.). Прекратились преследования инакомыслящих. Был возвращен из ссылки один из лидеров правозащитного движения в СССР академик А.Д. Сахаров. Стали поощряться гласность, критические выступления прессы против коррупции во властных структурах, их неэффективности. Внедрялась практика выдвижения альтернативных кандидатов на выборах. Начались замена и омоложение кадров партийного и государственного аппарата.

Не оказывалось противодействия начавшемуся весной 1988 г. процессу возникновения независимых от КПСС политических организаций (Народных фронтов в республиках Балтии, «Демократического союза» в России).

На XIX Всесоюзной партийной конференции летом 1988 г. М.С. Горбачев выступил за создание правового государства, основанного на разделении властей, а также за освобождение руководящих структур КПСС от административно-хозяйственных функций, которые должны были перейти к советам. В 1989 г. на новой основе (альтернативность кандидатов, двухступенчатая система выборов, избрание трети депутатов от общественных организаций) проводились выборы народных депутатов СССР. На 1 съезде народных депутатов (май-июнь 1989) М. Горбачев, сохраняя пост Генерального секретаря ЦК КПСС, стал Председателем Верховного Совета СССР, а в марте 1990 г. занял вновь учрежденный пост Президента СССР. Тогда же была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая руководящую роль КПСС в обществе. Тем самым упрочивались правовые основы существования многопартийной системы.

В сфере экономики речь шла о расширении самостоятельности государственных предприятий и введении элементов рыночных отношений. Это должно было повысить заинтересованность во внедрении новых технологий, создать стимулы к повышению производительности труда. В 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии (объединении). Согласно этому закону, предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, могли сами находить себе поставщиков, закупать сырье и после выполнения обязательного государственного заказа реализовывать свою продукцию. Трудовые коллективы получили право выбирать руководителей, контролировать деятельность администрации. В 1988 г. были приняты законы, разрешившие создание кооперативов, индивидуальную (частнопредпринимательскую) трудовую деятельность. Они сказались и на положении крестьянства: ему разрешалось выходить из колхозов и создавать фермерские хозяйства.

Углубление кризиса советского общества

Предполагалось, что гласность и процессы демократизации должны были вскрыть накопившиеся недостатки системы командно-административного управления обществом и пробудить творческую, созидательную энергию масс. Особое значение придавалось хозяйственным реформам, внедрению элементов рыночных отношений в экономике.

Однако экономическое положение СССР стало быстро ухудшаться. Уже с 1988 г. начало сокращаться аграрное производство, с 1990 г. - промышленное, возросла инфляция, спад производства ВНП составил около 10%. Падали реальные доходы населения, резко обострилась проблема дефицита товаров первой необходимости. В 1989 г. по стране прокатилась волна забастовок, наиболее решительно и организованно выступили шахтеры.

Причины кризиса состояли в непоследовательности экономических реформ 1987-1988 гг., проводившихся сверху. Разрешенные проявления хозяйственной инициативы были ограничены и не обеспечили полной самостоятельности предприятий. Цены на продукцию госзаказа по-прежнему диктовались сверху. Руководители, избранные трудовыми коллективами и одновременно контролируемы сверху, не обладали реальной властью. Многие из них использовали свое служебное положение в целях личного обогащения.

Средства предприятий нередко переводились на счета создаваемых их руководителями кооперативов, которые не столько производили реальную продукцию, сколько торговали дефицитными материалами и производственными фондами. Заинтересованности во внедрении новых технологий и повышении производительности труда так и не произошло.

Фермерское хозяйство получило весьма ограниченное развитие. Земли фермерам выделяли руководители колхозов, не заинтересованные в успехах частных предпринимателей. Фермеры получали худшие угодья, они подвергались поборам со стороны местной администрации, им не продавали технику и удобрения.

В декабре 1990 г. глава правительства СССР Н.И. Рыжков (р. в 1929) признал провал политики перестройки и подал в отставку.

Было предложено несколько концепций вывода экономики из кризиса. В частности, экономисты С.С Шаталин (1934-1997) и Г.А. Явлинский (р. в 1952) выступили с программой 500 дней. Ее цель состояла в ускоренном переводе экономики на рыночные принципы функционирования. Однако был принят ее наиболее консервативный вариант. Возглавивший Кабинет В.С Павлов (1937-2003) пошел на проведение денежной реформы, сопровождавшейся значительным повышением цен. Фактически это была попытка выйти из кризиса за счет доходов населения, поскольку незначительные компенсации не могли остановить резкого падения уровня жизни граждан, что вызвало рост забастовочного движения.

Серьезные противоречия проявились и в ходе осуществления политических реформ. В условиях жестко централизованной системы организации власти перемены могли быть инициированы только сверху и проводиться с использованием командно - административных рычагов управления. Перестройка предполагала их постепенный демонтаж, замену новыми институтами власти, функционирующими уже на демократических принципах.

Однако старые механизмы управления утратили эффективность раньше, чем сформировались новые институты власти. Начавшие складываться благодаря гласности и демократизации элементы гражданского общества, новые, все более радикализировавшиеся общественно-политические силы и движения стали воспринимать политику М.с. Горбачева с возрастающим скептицизмом.

В 1990-1991 гг. КПСС продолжала считаться правящей партией, по после того как партийный аппарат лишился хозяйственных функций (они были переданы государственным органам управления, местным органам власти и руководителям предприятий), его влияние быстро падало. На свободных выборах 1 съезда народных депутатов России в 1990 г. и в местные органы власти многие партийные руководители, особенно в Москве и Ленинграде, потерпели неудачу.

ХХУIII съезд КПСС летом 1990 г. одобрил новую Программу партии. Ее целью было провозглашено строительство «демократического социализма». И все же эта платформа, означавшая сближение с программными установками западноевропейской социал - демократии, не стала основой для сплочения КПСС. Наряду со сторонниками демократического обновления, среди её руководителей выделилось консервативное крыло, склонное признатъ политику перестройки ошибочной с самого начала. Особенно сильным было его влияние в Коммунистической партии РСФСР, созданной в 1990 г.

Партийные функционеры привыкли к безграничной власти. Многочисленный слой партийно-государственной элиты был не удовлетворен воцарившимся в обществе идейным плюрализмом. Недовольство вызывало стремление М.С. Горбачева к нормализации отношений со странами Запала за счет уступок в военнополитических вопросах, его готовность признать законность перемен в Восточной Европе. Демократизм стиля управления М.С. Горбачева побуждал восприниматъ его как слабого лидера.

В то же время часть членов и лидеров КПСС разделяли воззрения, популярные в среде интеллигенции и молодежи о необходимости более динамичного развития перестроечных процессов. Их вдохновлял опыт стран Восточной Европы, где перемены шли на много более быстрыми темпами. Политика М.С. Горбачева, направленная на сохранение единства КПСС, в том числе и за счет уступок консервативному крылу партии, рассматривалась как ведущая к утрате темпов преобразований.

Многие радикально настроенные члены КПСС покидали ее ряды (за годы перестройки она потеряла более четверти своих членов) и присоединялись к новым политическим движениям, начинавшим играть заметную роль в жизни общества. В России их лидером стал Б.Н. Ельцин (1931-2007).

В период кампании по обновлению кадров он занял один из ключевых постов - руководителя Московской парторганизации. Поддержав идеи перестройки, гласности, демократизации, Б.Н. Ельцин начал осуществлять их в Москве. Но борьба с коррупцией, привилегиями партийно-государственной элиты, кадровые чистки в структурах власти на уровне районов велись Ельциным в популистском духе. Тем не менее это легко обеспечило ему популярность среди общественности.

В 1987 г. Б.Н. Ельцин потребовал освободить его от занимаемых постов, обвинил руководство КПСС в фактическом саботаже перестройки. Ответом стала «проработка» Ельцина, показавшая, что партийная бюрократия ничуть не изменилась и по команде сверху готова организовать травлю неугодных.

При поддержке демократических сил Б.Н. Ельцину удалось с большим перевесом добиться избрания в Верховный Совет Российской Федерации. После упорной борьбы он стал его Председателем. В 1990 г.'. он заявил о своем выходе из рядов КПСС. На демократических выборах 12 июня 1991 г. Б.Н. Ельцин стал первым Президентом Российской Федерации.

Наши рекомендации