Тема 3. Рынок. Спрос и предложение товаров
1. Виды и функции рынка.
2. Экономические агенты.
3. Элементы рыночного механизма. Рыночный спрос. Закон спроса. Неценовые факторы, влияющие на спрос.
4. Рыночное предложение. Закон предложения. Функция предложения. Неценовые факторы, влияющие на предложение.
5. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие: равновесная цена и равновесный объем производства.
6. Понятие эластичности. Система коэффициентов эластичности.
Вопросы для обсуждения
1. Охарактеризуйте содержание рынка и основные условия для его функционирования.
2. Какие критерии могут быть положены в основу классификации рынков?
3. Каковы основные функции рынка? Поясните, как они взаимосвязаны.
4. Правильно ли утверждать, что обмен и рынок – это синонимы?
5. Чем объясняются несовершенства рынка?
6. Приведите классификацию рынков по видам конкуренции.
7. Могут ли кривые спроса и предложения быть в форме прямых линий. Подумайте над тем, от чего зависит наклон кривых.
8. В чем практическая значимость эластичности спроса и эластичности предложения?
Практические задания
1. Спрос и предложение на рынке минеральной воды описываются следующими уравнениями: QD = 110 – 10P, QS = - 10 + 10P, где Q – количество бутылок в тыс. шт., Р – цена в рублях.
Определить: а) равновесную цену (Р*) и равновесный объем продаж (Q*) минеральной воды; б) как изменятся параметры равновесия, если будет введен налог в размере 2 руб. на бутылку воды.
2. Функция спроса на данный товар: QD =8 – Р, функция предложения данного товара: QS = – 4 + 2Р. Предположим, на данный товар введён налог в размере 30 процентов от цены, уплачиваемой покупателем.
Определить: а) равновесную цену (Р*) и равновесный объем продаж (Q*); б) равновесную цену с учетом налога (РПОК ) и равновесный объем продаж (Q*1 ).
3. Рынок характеризуется следующими функциями спроса и предложения: QD = 12 – Р; QS = 2Р – 3.
Определить: насколько изменится равновесная цена, если будет введен 50%-й налог с оборота, уплачиваемый покупателем.
4. Дана функция спроса на товар: QD = 4 – Р и функция предложения: QS = –2 + 2Р.
Определить:
а) равновесную цену и равновесный объем продаж;
б) рассчитайте общую сумму субсидий из бюджета при введении потоварной субсидии в размере 2 ден. ед. на каждую проданную единицу товара.
5. Дана функция спроса на товар: QD = 12 – 6Р, функция предложения: QS = - 3 + 4Р.
Определить:
а) равновесную цену и равновесный объем продаж.
б) рассчитайте объем продаж после введения потоварного налога в размере 0,2 денежных единицы с каждой проданной единицы товара.
6. На рис. 1 кривая спроса на карандаши сдвинулась с D0 к D1.
Определить: какие события могли вызвать эти движения?
а) падение цен на товар-заменитель для карандашей;
б) падение цен на дополняющий товар (по отношению к карандашу);
в) падение цен на сырье, которое используется для производства ка-рандашей;
г) снижение потребительских доходов при условии, что карандаши –
товар низшей категории;
д) снижение налога на добавленную стоимость;
е) снижение потребительских доходов при условии, что карандаши –
товар высшей категории;
ж) широкая реклама карандашей.
Рис. 1. Изменение спроса на карандаши
7. Функция спроса представлена уравнением Qd = 1,25 – 0,25Р, а функция предложения – уравнением Qs = 0,5Р – 5, где Р – рыночная цена, а Qs, Qd – объемы соответственно спроса и предложения. Определите параметры равновесия. На рынке каких товаров возможна подобная ситуация.
8. На потребительском рынке некоторого товара можно выделить две группы потребителей. Индивидуальный спрос первой группы потребителей (250 человек) задан уравнением Qd1 = 10 – 2P, второй группы (400 человек) – уравнением Qd2 = 5 – 4Р. Определите рыночный спрос. Какой объем спроса установится на рассматриваемом рынке при цене Р = 2 руб.?
9. Функция спроса на газ имеет вид: QDg = 3,75 Pp – 5Pg, а функция предложения газа: QSg = -14 + 2Pg + 0,25 Pp, где Pp, Pg – соответственно цены нефти и газа.
Определить:
а) при каких ценах на данные энергоносители объемы спроса и предложения газа будут равны 20 ед.;
б) на сколько процентов изменится объем продажи газа при увеличении цены нефти на 25%?
10. В табл. 7 представлены данные о структуре расходов семьи за два года (цены на товары A, B, C, D не изменяются). Заполните табл. 7.
Таблица 7
Покупаемые семьи | Расходы на покупку (усл. ед) | Доля в бюджете семьи, % | Эластичность спроса по доходу | Характер товара | ||
1-й год | 2-й год | 1-й год | 2-й год | |||
Товар А | ||||||
Товар Б | ||||||
Товар В | ||||||
Товар Г | ||||||
ИТОГО |
11. Издательство обнаружило, что при исходной цене книги 12 у.е. оно смогло продать 100 экз. в неделю, а после того как цены поднялись до 16 у.е. – только 90 экз. Какова эластичность спроса по цене?
12. Функция предложения на рынке продовольственных товаров имеет вид Qs = 120 + 5 P. Какова ценовая эластичность предложения фирмы при цене P = 10? Как изменится предложение компании, если рыночные цены возрастут на 10%?
13. Рассчитайте коэффициенты ценовой эластичности спроса для всех указанных интервалов цены, а полученные данные занесите в таблицу 8.
Таблица 8
Цена за 1 комплексный обед, руб. | Объем спроса, порций | Расходы (выручка), руб. | Коэффициенты ценовой эластичности спроса |
Тесты
1. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:
а) спрос равен предложению;
б) цена равна издержкам плюс прибыль;
в) уровень технологии меняется постепенно.
2. Определите, какой термин отражает способность и желание людей платить за товары и услуги:
а) потребность;
б) спрос;
в) желание.
3. Поясните, что выражает закон спроса:
а) обратную зависимость между ценой и величиной спроса;
б) ситуацию на рынке, когда увеличивается спрос на товар;
в) тот факт, что спрос на определенный товар не может быть больше предложения этого товара.
4. Величина спроса на товар – это:
а) количество денег, которое все покупатели готовы заплатить за товар;
б) количество товара, которое удовлетворяет потребности покупателей;
в) количество товара, которое потребители готовы приобрести по данной цене.
5. Кривая спроса на товар отражает:
а) общую потребность в товаре;
б) объемы возможного производства данного товара;
в) зависимость между ценой и качеством товара.
6. Рыночный спрос не испытывает влияния от:
а) доходов потребителей;
б) цен на ресурсы;
в) численности покупателей.
7. Величина предложения товара – это:
а) количество данного товара на складах всех предприятий;
б) количество товара, которое потребители хотят купить по данной цене;
в) количество товара, которое производители готовы продать по данной цене.
8. Товары первой необходимости характеризуются:
а) эластичным спросом;
б) неэластичным спросом;
в) в зависимости от ситуации, спрос может быть эластичным, может быть неэластичным.
9. Определите, что из перечисленного ниже не повлияет на изменение в предложении товара:
а) совершенствование технологии;
б) уменьшение числа производителей товара;
в) доходы потребителей.
10. Совершенствование технологии вызывает:
а) сдвиг кривой спроса вправо;
б) сдвиг кривой предложения влево;
в) сдвиг кривой предложения вправо.
11.Спрос на мороженое менее эластичен, чем спрос на шоколадное мороженое:
а) чаще всего;
б) иногда;
в) никогда;
г) если нет конкуренции со стороны иностранных производителей.
12. Если сокращение цены на товар на 1 % приводит к увеличению величины спроса на 0,1 %, то этот спрос:
а) эластичный;
б) неэластичный;
в) с единичной эластичностью;
г) абсолютно неэластичный.
13. Определите, в каких случаях происходит сдвиг кривой предложения вправо:
а) при снижении цены данного товара
б) при предоставлении субсидий фирмам-производителям
в) при росте цен на товар-заменитель
г) при увеличении числа продавцов данного товара
14. Спрос на благо не эластичен по цене, если ценовая эластичность спроса:
а) больше 2
б) больше 1, но меньше 2
в) меньше 1
г) меньше 2
15. Если спрос на бытовую технику эластичен по цене, то уменьшение цены на нее приведет к:
а) росту расходов населения на бытовую технику
б) снижению расходов населения на бытовую технику
в) повышению спроса на бытовую технику
г) снижению спроса на бытовую технику
16. Перекрестная эластичность спроса характеризует реакцию?
а) цены одного товара на изменение цены др. товара
б) величины спроса одного товара на изменение цены другого
в) цены одного товара на изменение предложения другого товара
г) величины спроса одного товара на изменение спроса на другое благу
17. Закон предложения выражает:
а) обратную связь между ценой и кол-вом продаваемого товара
б) прямую связь между ценой и кол-вом продаваемого товара
в) связь между эластичным и неэластичным товарами
г) меру эластичности каждого товара
18. Колебания рыночного объема спроса на конкретный товар обуславливаются изменениями:
а) цен на ресурсы
б) вкусов и предпочтений потребителей
в) доходов потребителей
г) всех вышеперечисленных факторов
19. Сдвиг влево кривой предложения произошел из – за:
а) снижения цены на один из факторов производства
б) роста доходов покупателей
в) роста объема дотаций производителям
г) сокращения числа производителей
20. Одновременный рост предложения товара со снижением спроса на него обязательно приведет к:
а) снижению объема продаж
б) увеличению объема продаж
в) снижению равновесной цены
г) увеличению равновесной цены