Государственная региональная политика
В период реформ в РФ произошла резкая дифференциация экономического развития регионов.
Различают 8 групп регионов по экономическому развитию и инвестиционной привлекательности.
1. С высоким и благополучным уровнем экономического развития:
Москва, Санкт – Петербург, Татарстан – низкий уровень безработицы, высококвалифицированный кадровый потенциал, различные виды экономической деятельности, выражена специализация.
2. Регионы, развитие которых зависит от сырьевого комплекса:
Красноярский край – высокий уровень безработицы, устойчивое промышленное развитие, ориентированное на внешний рынок, нужно участие государства.
3. Регионы, которые обладают благоприятным географическим положением:
Центральные регионы, Ярославская область, Липетская область – хозяйственное освоение территорий, высокий производственный потенциал, развитие машиностроения и легкой промышленности, высококвалифицированные кадры, привлекательность для частного бизнеса.
4. Регионы со средним уровнем развития:
Архангельская область, Вологодская область, Новосибирская область, Ленинградская область.
5. Группа сельскохозяйственных районов:
Алтайский край – относительно устойчивое экономическое развитие, за счёт высокого уровня пищевой промышленности, большой спад производства сельскохозяйственной продукции.
6. Неблагоприятные регионы с точки зрения привлечения инвестиций:
Мордовия, Чувашия, Хабаровский край – низкие доходы, не развита рыночная инфраструктура, нуждаются в целевых программах со стороны государства.
7. Глубоко депрессивные районы:
Республика Алтай, Республика Тыва, Бурятия – отсутствует конкурентоспособность производств, малая адаптация к рыночным реформам, требуется вмешательство со стороны государства.
8. Республики Северного Кавказа – социально-экономическая ситуация вызвана нерешённостью политических проблем.
Ярко выраженной, чётко сформулированной региональной политики в РФ в настоящее время нет.
19. Основные элементы системы государственного управления необходимые для её функционирования
В государственной системе управления можно выделить 3 основных элемента, которые призваны в совокупности обеспечивать непрерывность системы управления и его эффективность:
1.Планово-прогнозная деятельность (планирование);
2.Организационная структура управления;
3.Механизм управления, т.е. рычаги воздействия для достижения поставленных целей.
Непрерывность системы управления
Так как процесс общественного развития представляет собой непрерывный процесс, требования непрерывности распространяются и на систему управления. Обеспечивает непрерывность системы управления планово-прогнозная деятельность государства.
Формы современного общегосударственного планирования
В настоящий период времени общегосударственное планирование осуществляется в форме разработки и реализации федеральных целевых, комплексных программ, в которых предусматривается:
1. Приоритеты реализации государственной политики;
2. Конкретные конечные результаты;
3. Увязка финансовых, материальных, трудовых ресурсов;
4. Согласованность и комплексность решения отраслевых и региональных проблем (финансирование программ производства, за счёт федеральных, региональных и местных бюджетов).
Система планово-прогнозных документов на федеральном или региональном уровне
На примере Новосибирской области.
В соответствии с Законом НСО №166-ОЗ от 15 декабря 1997г:
1. Прогноз социально-экономического развития – документ, который содержит систему ожидаемых а перспективе показателей социально-экономического развития в целом области, муниципальных образований, видов деятельности, которые используются для разработки стратегии, программ и планов социально-экономического развития.
2. Стратегия социально-экономического развития – документ, который содержит систему стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития, а также оценку ресурсных возможностей и комплекс условий обеспечивающих достижение поставленных целей. Стратегия разрабатывается на период 15-20 лет, и является основой для долгосрочных целевых программ.
3. Схема территориального планирования – разрабатывается на период до 25 лет, с целью определения стратегии и планового характера градостроительных решений.
4. Программа социально-экономического развития – это документ, конкретизирующий систему целей в экономике и социальной сфере, важнейшие механизмы и условия их достижения в рамках принятой стратегии, разрабатывается на срок 5 и более лет и служит основой для разработки долгосрочных целевых программ, ведомственных и областных. Эти программы утверждаются законом.
5. Долгосрочная целевая программа – документ, который содержит комплекс мероприятий, увязанных по срокам и важнейшим ресурсам, направленых на достижение стратегических целей или решение проблем, требующих комплексного подхода.
6. Областная целевая программа – документ, который содержит комплекс мероприятий, увязанных по срокам и ресурсам, направленных на решение особо значимых проблем социально-экономического развития.
7. Ведомственная целевая программа – документ, который содержит комплекс мероприятий, направленных на развитие определённых видов деятельности.
8. План социально-экономического развития – документ, который содержит цели, значение целевых показателей социально-экономического развития, задачи, основные направления и планируемые результаты достижения поставленной цели. План формируется ежегодно сроком на 3 года.
9. Межмуниципальная программа – вид долгосрочной или ведомственной целевой программы, предназначенный для решения отдельных вопросов межмуниципального образования.
10. Планово-прогнозные – документы муниципальных образований, разработанные в соответствии с ФЗ.
Прогнозы разрабатывают на долгосрочную и среднесрочную перспективу в нескольких вариантах – поливариативные и полисценарные прогнозы, с учётом вероятного воздействия внутренних и внешних факторов экономического и социального развития.