Практическое занятие 2
Теория поведения потребителя на рынке
1 Цель практического занятия:
1.1 Дать представление о принципах потребительского поведения.
1.2 Развить познавательный интерес к дисциплине.
1.3 Привить навык самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы.
2 Литература:
2.1 Слагода В.Г. Основы экономики: учебник для СПО / В.Г. Слагода. - 2-е изд., испр. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.
2.2 Экономика: учебник для вузов / под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. - М.: Проспект, 2008.
2.3 Экономическая теория: учебник для вузов / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - 3-е изд., доп. и испр. - СПб.: Питер, 2008.
3 Подготовка к занятию:
3.1 Изучить конспект лекций по данной теме.
3.2 Изучить литературу по теме
4 Используемое оборудование и дидактический материал:
4.1 Конспект.
4.2 Основная и дополнительная литература по теме.
5 Содержание работы:
5.1 Подготовить доклады по следующим темам:
1 Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов и благ.
2 Роль потребителя в рыночной экономике и закономерности его поведения.
3 Тенденции в потребительском бюджете в современных условиях.
4 Права потребителей и их защита в рыночной экономике
5.2 Решить задачи:
Задача №1
Предположим, что в какой-то стране производится всего два вида продукции: средства вооружения (танки) и продукты питания (зерно). Если все ресурсы будут направлены на производство зерна, то его будет произведено 4 млн тонн, а если — только на производство танков, то их будет выпущено 8 тыс. штук. Данные виды продукции могут производиться и одновременно, что указано в таблице 1
Изобразите график производственных возможностей данной страны, в котором по горизонтали отметьте танки,а по вертикали — зерно.Назовите точки, показывающие:
а) эффективное функционирование экономической системы;
б) неэффективный выбор общества;
в) ситуацию, когда производство вообще нереально.
Таблица 1 - Шкала производственных возможностей
Вариант | Зерно, млн.т. | Танки (тыс.шт.) |
Задача №2
Потребитель покупает в магазине мясо и сыр. Он может комбинировать их количество в таких соотношениях (Таблица 2):
Таблица 2
Комбинации | Мясо (кг) | Сыр (кг) |
А | 0,5 | |
Б | 2,5 | |
В | 1,5 | 1,5 |
Г | 2,5 |
Определить предельные нормы замены мяса сыром.
Задача №3
На графике (Рисунок 3) дана бюджетная линия потребителя, которому необходимо приобрести два товара. Цена товара А равна 0,8 ден.ед., цена товара В равна 0,4 ден.ед. определить:
1) бюджет потребителя;
2) точку на графике, в которой потребитель может купить только товар А;
3) точку на графике, в которой не будет использован весь бюджет;
4) точку С на графике (3 единицы товара А и 7 единиц товара В). Что можно сказать про такой набор товаров?
Рисунок 3
6 Содержание отчета:
6.1 Представление и защита рефератов по предложенным темам в аудитории.
6.2 Всеобщее обсуждение решения задачи.
7 Контрольные вопросы:
7.1 Что такое экономические ресурсы общества, какова их структура?
7.2 Что означает ограниченность и редкость ресурсов?
7.3 Как Вы понимаете проблему экономического выбора?
7.4 Выявить противоречие между ресурсами и потребностями общества.
7.5 В чем экономическая суть кривой и границы производственных возможностей?
7.6 Охарактеризовать экономический выбор в условиях сокращающейся, постоянной и растущей доходности.
7.7 Выявить основные закономерности потребительского поведения.
7.8 Рассмотреть семейный бюджет в рыночной экономике.
7.9 Объяснить закон Энгеля.
7.10 Рассмотреть Закон о защите прав потребителя и его роль в теории
потребительского поведения.