Вопрос 10. Формы и методы воздействия государства на цены
Свобода предприятий в установлении цен ограничивается не только потребительским спросом, рыночной ценой и участниками каналов товародвижения, но и государством. Можно выделить 3 степени такого ограничения.
1. Фиксация цен. Государство использует следующие основные способы фиксации цен:
• использование цен прейскурантов. Ряд цен на товары и услуги фиксируются в документальной форме в виде прейскурантов. Величину цен, представленных в таких документах, называют прейскурантными. Государственный прейскурант – это официальный сборник цен и тарифов на товары и услуги, который утверждается и издается государственными органами ценообразования, а так же министерствами и ведомствами. Фиксация цен на уровне выше рыночной цены приводит к состоянию избытка предложения на рынке, фиксация цен на уровне ниже рыночной цены – к дефициту;
• замораживание цен. Данный подход используется в случае возникновения диспропорций в ценах или кризисных ситуаций в экономике и проводится исключительно в целях стабилизации положения. Целесообразным считается применение замораживания цен только в краткосрочном периоде;
• фиксирование монопольных цен. Государство фиксирует цены предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, которое позволяет ему решающим образом влиять на конкуренцию, доступ на рынок и уровень цен, что в конечном итоге ограничивает свободу действия других участников рынка.
2. Регулирование цен за счет установления предельных уровней цен (установление верхнего или нижнего лимита цен), введение фиксированных коэффициентов по отношению к прейскурантным ценам, установление предельных надбавок, регламентация основных параметров, влияющих на формирование цены (порядок формирования издержек, максимальный размер прибыли, размер и структура налогов), установление максимального размера разового повышения цен, определение и регулирование цен на продукцию и услуги государственных предприятий;
3. Регулирование системы свободного ценообразования:
• запрет на горизонтальное фиксирование цен – запрет на соглашение нескольких производителей о поддержании цен на продукцию на определенном уровне, в случае если совокупная доля рынка этих предприятий будет обеспечивать им доминирующее положение на рынке.
• запрет на вертикальное фиксирование цен – запрет производителям диктовать свои цены посредникам, оптовой и розничной торговле;
• запрет на демпинг – запрет на продажу товара ниже себестоимости его производства с целью устранения конкурентов.
• запрет на недобросовестную ценовую рекламу – подобная реклама создает у потребителей иллюзию снижения цен с целью привлечения их внимания к товару;
· запрет на ценовую дискриминацию.
Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми, так и косвенными. К косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности. К основным рычагам прямого ценового регулирования относятся:
1) установление верхнего абсолютного предела цены, «ценового потолка» (самый жесткий рычаг в условиях рынка);
2) ограничение роста цены путем регламентирования норматива рентабельности в процентах к себестоимости;
3) установление ограничений на посреднические вознаграждения;
4) определение нижнего предела цены, «ценового пола».
Посредством первых трех рычагов сдерживается рост цен во избежание роста инфляции. Четвертый рычаг используется главным образом в фискальных целях. Нижний ценовой порог устанавливается государством для стимулирования научно-технического прогресса.
Крайним вариантом прямого ценового регулирования является установление фиксированных цен (цен однозначного уровня), когда продавец не имеет права отклоняться от них в какую-либо сторону.
К государственным методам регулирования цен относятся предварительное уведомление продавцом об изменении цен, декларирование цен продавцом, совместное соглашение о ценах между продавцом и государством и др.