Основная. 1. Волков, О.И. Экономика предприятия: / О.И.Волков, В.К.Скляренко.- Минск: Амалфея, 2008
1. Волков, О.И. Экономика предприятия: / О.И.Волков, В.К.Скляренко.- Минск: Амалфея, 2008.
2. Володько, О.В. Экономика организации: / О.И.Володько, Р.Н.Грабар, Т.В.Зглюй. – Минск: Вышэйшая школа, 2012.- 399 с.
3. Головачев, А.С. Экономика предприятия.В 2-х ч.: учебное пособие / А.С.Головачев. – Минск: Вышэйшая школа, 2008. – 449 с.
4. Волков, В.П. Экономика предприятия: учеб. пособие / В.П.Волков, А.И.Ильин и др.; Под общ. Ред. А.И.Ильина. – М., Новое знание, 2005. – 698 с.
5. Правила по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов: Утв.постановление М-ва экономики Республики Беларусь от 31.08.05г. №158 (рег.№8/13/84 от 03.10.2005г.)//НЭГ.-2005.-№85.
6. Экономика предприятия: учеб. пособие / Л.Н. Нехорошева, Н.Б.Антонова, и др.; под общ. ред. Л.Н.Нехоршевой. – Минск: БГЭУ, 2008 – 719 с.
7. Лобан, Л.А. Экономика предприятия. Учебно-методическое пособие. Изд. 2-е. – Минск: МГЭИ, 2005. – 280 с.
8. Шимова, О.С., Соколовский, Н.К. Основы экологии и экономика природопользования. - М.: ИНФРА, 2005. – 367 с.
9. Экономика предприятия. Под. Общ. Ред. В.М.Семенова. 5-е изд. М.: Питер, 2008. – 416 с.
10. Экономика организации (предприятия): учеб.- метод.комплекс для студ.экон.спец./сост. и общ.ред. Л.Н.Галушкова. - Новополоцк: ПГУ, 2011.- 199с.
программа ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЛАНИРОВАНИЕ в организации (НА ПРЕДПРИЯТИИ)»
Раздел 1. Основные понятия и содержание планирования деятельности организации (предприятия)
Общая концепция планирования в организации (на предприятии)
Подходы к определению сущности планирования (общеэкономический, конкретно-управленческий). Преимущества планирования (проясняет возникающие проблемы, способствует более рациональному использованию ресурсов, улучшает контроль в организации и др.). Основные факторы возрастающей роли планирования в условиях современного рыночного хозяйства (увеличение размеров фирм и усложнение форм её деятельности; подвижность внешней среды и др.).
Пределы планирования (неопределённость рыночной среды; издержки планирования; масштабы деятельности организации; применение интуитивного планирования взамен формального).
Принципы планирования (системности, участия, непрерывности, гибкости, эффективности).
Формы планирования и виды планов, выделяемые в соответствии с такими критериями как: обязательность выполнения плановых заданий; срок, на который составляется план; содержание плановых решений.
Понятие и основные элементы организации планирования: плановый персонал, организационная структура, механизм планирования (аппарат выработки целей и задач функционирования организации; функции планирования; методы планирования), процесс планирования, средства, обеспечивающие процесс планирования.
Средства и методы обоснования плановых решений
Традиционные методы принятия плановых решений. Творчество в планировании. Адаптивный поиск, основанный на общем знании проблемы. Применение системы бухгалтерского учёта. Предельный анализ. Норма прибыли на вложенный капитал. Дисконтирование. Традиционные методы оперативно-календарного планирования (графики Ганта; планы-графики с выделением промежуточных этапов работ; система обеспечения сбалансированности материальных запасов и производственной программы). Анализ чувствительности. Проверка устойчивости. Метод корректировки параметров плана.
Новые методы обоснования рациональных решений. Методы теории вероятности и математической статистики (модели, основанные на использовании теорий: корреляционно-регрессионного анализа; дисперсионного анализа; массового обслуживания; игр и т.п.). Методы математического программирования. Методы имитации. Методы теории графов.
Раздел 2. Основы стратегического планирования
Стратегическое планирование в организации (на предприятии)
Понятие стратегического планирования. Функции стратегического планирования (распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, координация и регулирование хозяйственных процессов, организационные изменения). Этапы стратегического планирования (определение миссии организации (предприятия, фирмы); формулирование целей и задач функционирования организации (предприятия); анализ и оценка внешней среды; анализ и оценка внутренней структуры организации (предприятия); разработка и анализ стратегических альтернатив; выбор стратегии) и их содержание. Взаимосвязь стратегического планирования с другими функциями стратегического управления.
Особенности, преимущества и недостатки стратегического планирования.
Организация стратегического планирования (создание стратегических хозяйственных центров).
Раздел 3. Тактическое планирование в организации (на предприятии)
Методология тактического планирования
Цели и функции (прогнозирование, координация, контроль) тактического планирования. Различия стратегического и тактического плана (в целях и средствах их достижения). Требования к тактическому плану.
Содержание и структура тактического плана. Основные разделы тактического плана (производство и реализация продукции; материально-техническое обеспечение производства; персонал и оплата труда; издержки производства; финансовый план) и их характеристика.
Порядок разработки тактического плана. Особенности тактического планирования. Этапы разработки тактического плана (подготовительный, разработка окончательного варианта плана). Состав работ, выполняемых в процессе составления тактического плана.
Планирование продаж
Цели и задачи (определение существующих и перспективных потребностей покупателей; оценка продукции организации с позиции покупателя; оценка конкурирующих изделий по показателям конкурентоспособности и др.) планирования продаж.
Технология обоснования плановых решений по объему продаж. Место плана продаж в структуре тактического плана. Порядок формирования портфеля заказов.
Исследование конъюнктуры рынка и его этапы: анализ продаж за предшествующий плановому период, сегментация рынка, выбор целевого рынка, определение емкости рынка, прогноз развития рынка.
Планирование ассортимента: формирование структуры ассортимента и планирование освоения новых изделий.
Оценка конкурентоспособности товара, показатели и основные этапы.
Планирование цены. Сущность и виды цен. Методы планирования цены.
Технология планирования цены. Этапы процесса планирования цены.
Прогнозирование величины продаж. Средства прогнозирования объема продаж.
Планирование производственной программы
Содержание производственной программы и факторы ее определяющие. Виды измерителей, используемых при разработке производственной программы (натуральные, условно-натуральные, трудовые, стоимостные), сферы и особенности их применения в планировании.
Порядок формирования производственной программы организации (предприятия) и ее цехов (основных и вспомогательных). Оптимизация производственной программы с помощью экономико-математических моделей и методов. Обоснование производственной программы производственными мощностями, материальными и трудовыми ресурсами.
Планирование производственной мощности
Производственная мощность: понятие и единицы измерения. Факторы, определяющие производственную мощность.
Обоснование необходимости расчёта производственной мощности. Виды производственной мощности (входная, выходная, среднегодовая) и порядок их расчёта. Исходные данные для расчета производственной мощности. Методика расчёта производственной мощности предприятия (организации): по агрегатам и группам технологического оборудования; по производственным участкам; по основным цехам и организации (предприятию) в целом
Расчет производственной мощности в условных единицах продукции.
Расчет производственной мощности исходя из наличия производственных площадей.
Обоснование производственной программы производственными мощностями: основные операции.
Ликвидация диспропорций производственных мощностей. Понятие «узкого» и «широкого» места, необходимость их ликвидации. Показатели использования производственной мощности.
Планирование материально-технического обеспечения производства
Задачи материально-технического обеспечения в организации (на предприятии). Исходные данные и порядок составления плана материально-технического обеспечения. Содержание плана материально-технического обеспечения (планирование потребности в сырье, материалах, топливе, энергии, планирование запасов, составление баланса материально-технического обеспечения и др.).
Виды материалов, используемых в производстве (основные и вспомогательные) и особенности их отнесения на себестоимость выпускаемой продукции. Методы определения потребности в основных материалах в организации (нормативный (прямого счета): подетальный, поиздельный, по аналогии, по типовым представителям; индексный (статистический, динамических коэффициентов); рецептурный). Особенности определения потребности во вспомогательных материалах.
Особенности планирования потребности организации (предприятия) в топливе и энергии по направлениям использования (производственные, коммунально-бытовые и иные нужды).
Необходимость планирования запасов материально-технических ресурсов. Виды запасов (текущие и страховые) и их предназначение. Порядок определения текущего (максимального и среднего) и страхового запаса. Расчёт максимального, среднего и минимального запаса.
Форма и содержание плана материально-технического обеспечения (определение общей потребности в ресурсах на планируемый год; установление источников покрытия потребности). Баланс материального обеспечения по видам ресурсов.
Планирование труда и заработной платы
Задачи плана по труду и заработной плате. Исходная информация для разработки плана. Содержание плана по труду и заработной плате (планирование роста производительности труда, численности работающих, фонда заработной платы и др.).
Производительность труда: понятие, показатели и особенности их использования в планировании и учёте. Методы планирования производительности труда (прямого счёта, по технико-экономическим факторам (корректировки базисной производительности)).
Методы планирования фонда заработной платы: по достигнутому уровню базового фонда заработной платы; на основе средней заработной платы; нормативный (уровневый и приростной); поэлементный (прямого счёта): сущность, преимущества и недостатки.
Планирование себестоимости продукции
Содержание и исходные данные для разработки плана по себестоимости. Методы определения плановой себестоимости продукции (пофакторный (по технико-экономическим факторам), сметный, метод калькуляций (калькуляционный), нормативный). Основные планируемые показатели себестоимости продукции (изменение себестоимости сравнимой продукции; затраты на один рубль произведенной продукции) и их характеристика. Этапы планирования себестоимости продукции.
Порядок расчёта планируемого снижения себестоимости сравнимой продукции и затрат на один рубль произведенной продукции. Факторный метод расчёта полной себестоимости продукции и затрат на один рубль произведенной продукции. Факторы, влияющие на себестоимость продукции. Порядок выполнения расчетов влияния факторов на себестоимость продукции в планируемом году.
Понятие плановой калькуляции себестоимости отдельных видов продукции. Объекты калькулирования, применяемые в планировании. Структура плановой калькуляции. Порядок составления плановой калькуляции.
Понятие и цели составления плановой сметы затрат на производство продукции. Структура сметы затрат на производство продукции в разрезе экономических элементов. Методы составления сметы затрат на производство (сметный, калькуляционный). Свод затрат на производство продукции: содержание, назначение и порядок составления.
Финансовое планирование
Понятие финансового плана организации (предприятия). Финансовые отношения, затрагиваемые в процессе финансового планирования. Цель и задачи финансового планирования. Функции финансового отдела в области планирования.
Содержание финансового плана (баланс доходов и расходов и расчетные формы для определения его статей); Разделы баланса доходов и расходов (доходы и поступления средств; расходы и отчисления средств; платежи в бюджет; ассигнования из бюджета). Информация, необходимая для составления финансового плана.
Этапы составления финансового плана (анализ финансового положения организации (предприятия); планирование доходов и поступлений; планирование расходов и отчислений; проверка финансового плана). Основные задачи анализа финансового положения организации (предприятия). Направления финансового анализа. Источники доходов и поступлений средств организации (предприятия): прибыль от текущей, инвестиционной, финансовой и иной деятельности; амортизационные отчисления; прирост устойчивых пассивов и др. Структура и методы планирования прибыли (прямого счёта, аналитический (на основе показателей затрат на 1 рубль произведенной продукции и базовой рентабельности, индексный, графики рентабельности). Методика планирования амортизационных отчислений. Источники и порядок планирования финансовых ресурсов строительства. Понятие, состав и методика планирования устойчивых пассивов. Состав и особенности планирования прочих доходов организации (предприятия) (от выпуска ценных бумаг, членских взносов и др.). Статьи расходов финансового плана (капитальные вложения, прирост собственных оборотных средств, проценты по долгосрочным кредитам, платежи в бюджет и др.) и особенности их планирования. Процедура проверки финансового плана.
Раздел 4. Оперативное планирование
Оперативно-производственное планирование деятельности предприятия
Содержание оперативно-производственного планирования, его цель и значение. Задачи оперативно-производственного планирования в современных условиях. Принципы оперативно-производственного планирования (специализации, ритмичности, гибкости и др.).
Основные элементы оперативно-производственного планирования (календарное планирование и производственное диспетчирование). Виды оперативно-производственного планирования (межцеховое, внутрицеховое). Системы оперативно-производственного планирования (подетальная, покомплектная, позаказная).
Календарно-плановые расчеты и нормативы движения производства. Сущность и значение календарно-плановых расчетов и нормативов. Состав КПР в КПН для различных типов производства.
Порядок разработки оперативного плана производства и его основные этапы (разработка и обоснование межцехового производственного плана; распределение производственных заданий по участкам и доведение до рабочих мест; организация производственного диспетчирования).
Раздел 5. Бизнес-планирование в организации (на предприятии)
Бизнес-план организации (предприятия): сущность и порядок разработки
Понятие бизнес-плана и факторы, определяющие его содержание. Взаимосвязь бизнес-планирования с другими видами планирования (стратегическим и тактическим). Классификация бизнес-планов по объектам бизнеса (бизнес-план организации (предприятия), бизнес-план инвестиционного проекта).
Цели разработки бизнес-плана (внешние и внутренние). Задачи, которые позволяет решить бизнес-план.
Функции бизнес-плана (внутренние и внешние): привлечение денежных средств, планирование и др. Принципы бизнес-планирования: гибкости, непрерывности и др.
Этапы процесса бизнес-планирования. Общие требования, которые необходимо учитывать при разработке бизнес-плана (простота и четкость изложения; обоснованность и объективность и др.).
Основные нормативные документы в сфере бизнес-планирования.
Бизнес-план развития организации (предприятия)
Содержание бизнес-плана развития организации (предприятия) в соответствии с принятыми в Республике Беларусь нормативными документами и характеристика его разделов (резюме, характеристика организации (предприятия) и стратегия ее развития; описание продукции; анализ рынков сбыта; стратегия маркетинга; производственный план; организационный план; инвестиционный и инновационный план, источники финансирования; энергосбережение; мероприятия по модернизации; прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; показатели эффективности деятельности организации (предприятия)).
Бизнес-план инвестиционного проекта
Структура бизнес-плана инвестиционного проекта в соответствии с принятыми в Республике Беларусь нормативными документами (резюме, характеристика организации (предприятия) и стратегия его развития; описание продукции (услуги); анализ рынков сбыта; стратегия маркетинга; производственный план; организационный план; план реализации проекта; инвестиционный план; прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; показатели эффективности проекта; юридический план).
Литература
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие – М.: Финансы и статистика, 1997. – 248 с.
2. Анискин, Ю.П. Планирование и контроллинг: учебник по спец. «Менеджмент организации» / Ю. П. Анискин, А. М. Павлова. – М.: Омега-Л, 2003; 2007. – 280 с.
3. Арсенов, В.В. Внутрифирменное планирование: учеб.-метод пособие / В. В. Арсенов; М-во образования РБ, Бел. нац. техн. ун-т. – Минск: БНТУ, 2007. – 150 с.
4. Афитов, Э.А. Планирование на предприятии: учебное пособие / Э.А. Афитов. - Мн.: Выш. шк., 2006. - 302 с.
5. Забродская, Н.Г. Бизнес-планирование: теория и практика / Н. Г. Забродская. – Минск: Дикта, 2006. – 303 с.
6. Ильин, А.И. Планирование на предприятии: учеб. пособие / А. И. Ильин. – 9-е изд. – Минск; М.: Новое знание: ИНФРА-М, 2011. – 667 с.
7. Ильин, А.И. Планирование в организации: краткий курс / А.И. Ильин, С.В. Касько; под ред. А.И. Ильина. – Минск: Современная школа, 2011. – 192 с.
8. Карпенко, Е.М. Планирование на предприятии: Бизнес-планирование / Е.М. Карпенко, Н.П. Драгун. - Мн.: ИВД Минфина, 2007. - 223 с.
9. Максименко, Н.В. Внутрифирменное планирование: учеб. пособие / Н. В. Максименко – Минск: Выш. шк., 2008. – 398 с.
10. Мелких, Е.Г. Внутрифирменное планирование: учеб. пособие. В 2-х ч. / Е.Г. Мелких. - Мн.: БНТУ, 2005. - 80 с.
11. Савкина, Р. В. Планирование на предприятии: учебник / Р.В. Савкина. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. – 324 с.
12. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Планирование на предприятии» для студентов специальностей 25.01.07, 25.01.08/Сост. и общ. ред. Е.П. Лисичёнок. – Новополоцк: ПГУ, 2007. - 196 с.