Структурная модель целостного туристского комплекса

Туристский комплекс включает в себя по крайней мере один элемент из четырех подсистем. Значение каждой из составных частей целого можно понять и оценить, лишь поняв и оценив значение всех остальных составных частей. Поэтому исследование туристского комплекса в целом следует начинать с одновременного рассмотрения всех его компонентов. Этими компонентами являются:

1. Основные элементы туристского комплекса (ОЭТК):

• природные особенности региона;

• культурные особенности региона;

• специально созданные для туристского комплекса в качестве его основных элементов объекты, структуры и т. д.

2. Второстепенные элементы туристского комплекса (ВЭТК):

система транспортного обслуживания; система питания и гостиничного обслуживания; развлекательно-зрелищная сфера; система розничной торговли; услуги гидов.

3. Организационные элементы туристского комплекса (ОргЭТК):

¦ организация планирования и управления в области туризма;

¦ реклама и информация;

¦ организация маркетинга.

4. Элементы подсистемы спроса туристского комплекса:

> туристские агентства;

> организаторы поездок;

> индивидуальные туристы;

> организаторы однодневных экскурсий.

Безупречное тесное взаимодействие между четырьмя подсистемами является основной предпосылкой успешного функционирования комплекса в целом. Только при условии интенсивного взаимодействия и обмена информацией между всеми подсистемами, когда каждому отдельному клиенту (гостю или туристу) предлагается оптимально сбалансированный набор услуг, можно говорить о туристском комплексе, как о теоретически совершенной единой системе. Следовательно, при планировании и осуществлении мероприятий по развитию туризма нужно всегда стремиться к оптимальным результатам.

Для исследования представленной выше структурной модели был выбран регион, в котором благодаря его разнообразию и уникальности, как ни в каком другом, проявляется действие элементов подсистем. Это регион Сергиева Посада, всемирно известного историко-культурного города с развитой инфраструктурой туризма. Здесь существует городской туризм. Сюда приезжают туристы, чтобы провести отпуск. В городе, как и в районе, устраиваются грандиозные мероприятия. Помимо этого через Сергиев Посад проходит магистраль, связывающая Подмосковье с Северо-Западом России, в результате чего через город проезжает значительное количество людей, путешествующих по делам. Являясь частью туристского комплекса региона, он тесно связан с туристскими комплексами соседних архитектурно-исторических центров, посещаемых огромным количеством туристов.

Природа как один из основных элементов туристского комплекса. Главной природной особенностью Сергиева Посада являются окружающие его леса. Так как потенциал этой лесной цепи далеко не полностью используется подсистемами ВЭТК, посетители города, находящегося в регионе, воспринимают их всего лишь как великолепный фон. Однако по мере развития подсистем ВЭТК (в частности, сети ресторанов и развлекательно-зрелищных объектов) притягательная сила этого элемента сможет быстро и постоянно увеличиваться. Только в тесной взаимосвязи со всеми остальными подсистемами каждая подсистема, включая совокупность природных элементов туристского комплекса, способна реализовать свой потенциал.

В настоящее время уникальная природа района Сергиева Посада используется в целях туризма лишь в весьма скромных масштабах. Здесь существуют многочисленные возможности, которые могут остаться неиспользованными при осуществлении в рамках ВЭТК и ОЭТК программ, направленных на развитие городского и районного туризма. Здесь были бы уместны мероприятия по развитию туризма в окрестностях города.

Культура как один из основных элементов туристского комплекса. Особенности культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествиях с познавательными целями. Объекты, посещаемые туристами, в этом случае способствуют расширению их общего кругозора и их духовному обогащению. Итак, культура как совокупность основных элементов туристского комплекса является главной подсистемой элементов.

Сергиев Посад как город, где находится центр Подмосковья, располагает многочисленными памятниками архитектуры, главным образом относящимися к классическим образцам русского зодчества, перечисление которых может быть бесконечно.

Элементы инфраструктуры туристского комплекса. Рассмотренные выше подсистемы природных и культурных элементов часто являются главными для основных элементов туристского комплекса, специально созданных как часть туристской инфраструктуры.

В городских туристских комплексах на первый план выступают залы, соборы, храмы, церкви, ансамбли, тематические парки и т. д.

Данной подсистеме туристские фирмы уделяют особое внимание при планировании своей деятельности. В существующих туристских комплексах преобразования с целью улучшения предложения затрагивают главным образом эту подсистему.

Для обеспечения полнокровного развития трех рассмотренных выше основных групп элементов необходимо наличие еще двух подсистем туристского комплекса, с которыми эти три группы элементов должны вступить в стратегический союз. Этими подсистемами являются пять групп второстепенных элементов и три группы организационных элементов туристского комплекса.

Подсистема второстепенных элементов туристского комплекса является дополняющей системой услуг, а подсистема организационных элементов туристского комплекса представляет собой систему планирования и активного стимулирования всех элементов комплекса.

Подсистема второстепенных элементов туристского комплекса (ВЭТК) включает в себя следующие виды дополнительных услуг:

1) элементы транспортного обслуживания;

2) элементы системы питания и гостиничного обслуживания;

3) элементы системы объектов отдыха и развлечения;

4) элементы системы розничной торговли;

5) услуги гидов и сопровождающих лиц.

Эти группы элементов составляют некий скелет, в известной степени не подчиняющийся законам целостной организации. Прежде всего речь идет о транспортной инфраструктуре, которая, как все относительно неизменные структуры, обладает свойством, с одной стороны, оказывать поддержку, а с другой -порождать застой. Таким образом, транспортной инфраструктуре при целостном планировании должно уделяться первостепенное внимание.

Человека, находящегося в городе или местности, не являющимися его постоянным местом жительства, необходимо обеспечить питанием и следует также позаботиться о его безопасности. Для человека, путешествующего во время своего отпуска или досуга, эти потребности не являются в полном смысле слова физическими потребностями, удовлетворение которых необходимо для его физического существования. Скорее, они относятся к той же категории, что и спрос на предметы роскоши.

Хотя эти второстепенные виды услуг, существующие в туристских комплексах городов и регионов, сами по себе, как правило, не могут радикально увеличивать поток туристов, они существенно способствуют успешному функционированию туристского комплекса, частью которого они являются.

К второстепенным элементам туристского комплекса в наибольшей мере применимо «правило равных, соответствующих друг другу возможностей (balance of capacities)», в котором говорится, что если возможности транспортной инфраструктуры не отвечают количественным и качественным требованиям (к примеру, недостаточны для того, чтобы обслужить всех едущих на какой-либо праздник), возникает серьезная дисгармония, так же как это имеет место в других второстепенных элементах туристского комплекса.

Слишком большие возможности также являются помехой, как слишком малые возможности. Сверхвысокое, или престижное, качество в будущем будет создавать такие же препятствия для коммерческого успеха, как и чрезвычайно низкое качество.

Следовательно, те, кто принимает решения и осуществляет планирование в области туризма, должны чувствовать такую же ответственность за состояние этой подсистемы, как и за состояние подсистем основных элементов туристского комплекса.

Подсистема организационных элементов туристского комплекса должна состоять из следующих элементов:

1) управления туризмом (политика в области туризма, основные цели, преследуемые в этой области, организационные вопросы и т. д.), планирования на городском или региональном уровне;

2) туристской рекламы и информации;

3) маркетинга в области туризма.

Туризм в данном городе или регионе может успешно развиваться лишь в том случае, если эта подсистема организационных элементов туристского комплекса будет поистине динамичной системой, организующей гармоничное взаимодействие между всеми подсистемами и занимающейся такими вопросами, как увеличение тематического богатства и разнообразия туристских объектов, их территориальное расширение и увеличение часов их работы.

Туристский комплекс даже при прекрасной организации всех вышеописанных подсистем и элементов останется «мертвым» без подсистемы спроса. Именно благодаря ей туристский комплекс становится организмом. Подсистема спроса состоит из трех групп элементов:

1) лица, едущие в командировку либо на съезд, праздник, манифестацию, конференцию и т. д.;

2) туристы;

3) лица, путешествующие по социологическим причинам (посещение родственников, паломничество и др.).

Спрос выступает в двух конкретных формах:

1) индивидуальные поездки или индивидуальный туризм;

2) групповые поездки.

Главными элементами инфраструктуры спроса в области туризма являются фирмы, занимающиеся организацией поездок, туристские агентства, авиакомпании, организаторы съездов, конференций, ассоциации, крупные предприятия и маркетинговые организации, обслуживающие туристские фирмы.

Стратегическое планирование деятельности туристского комплекса данного города или региона должно быть сосредоточено как на самих его клиентах, к какой бы категории они ни относились, так и на духовном капитале, полученном от них посредством регулярных и всесторонних опросов.

Глава 5

Наши рекомендации