Организации, выполняющие исследования и разработки, по секторам деятельности
1990 г. | 1991 г. | 1992 г. | 1993 г. | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | |
Всего | ||||||||||||
Государственный сектор | ||||||||||||
Предпринимательский сектор | ||||||||||||
Сектор высшего образования | ||||||||||||
Частный бесприбыльный сектор | 32 | 26 | 5 | 7 | 7 | 10 | 21 | 35 | 38 | 34 | 48 |
На протяжении десятилетий экономическое развитие нашей страны определялось прежде всего оборонной промышленностью, добывающими отраслями, металлургией, тяжелым машиностроением. Не удивительно, что в сфере исследований и разработок всегда превалировал предпринимательский сектор (в терминологии ОЭСР), в основном состоящий из самостоятельных отраслевых организаций (научно-исследовательских, конструкторских, проектных и т.п.), ориентированных на нужды отраслей экономики, а также научно-технических подразделений промышленных предприятий. К началу 2002 г. он насчитывал 2213 организаций, которые специализируются преимущественно на выполнении прикладных исследований и разработок.
Изменения в составе предпринимательского сектора науки связаны с отраслевыми тенденциями динамики промышленного производства и процессом приватизации, обусловившим существенные сдвиги в структуре собственности научных организаций. Это сопровождалось выходом многих отраслевых научных организаций из прямого административного подчинения министерствам и ведомствам, вхождением их в промышленные ассоциации, концерны, финансово-промышленные группы. С ликвидацией отраслевых министерств судьба подведомственных им научных организаций сложилась по-разному. Так, в ситуациях, когда новые управленческие структуры, созданные на базе упраздненных ведомств, сохранили контроль над отраслями (как в случае с Газпромом), научные организации, вошедшие в их состав, продолжали получать определенную поддержку и оказались в лучшем положении, чем оставшиеся вне крупных промышленных образований при распаде министерств на несколько компаний (например, в нефтяной промышленности). В итоге с начала 1990-х годов число входящих в состав предпринимательского сектора организаций сократилось на 30%.
Аналогичные институциональные проблемы испытывает отрасль науки и научного обслуживания в большинстве стран с переходной экономикой, все еще располагающих собственным научно-техническим потенциалом. В качестве яркого примера можно привести опыт Украины, где на сегодняшний день существует около 1400 научных организаций, «распыленных» между различными ведомствами и представленных научными организациями, входящими в состав Национальной академии наук Украины и пяти отраслевых академий, вузами, подчиненными Министерству образования, и отраслевыми научными организациями, подведомственными Министерству промышленной политики. Многие эксперты отмечают, что подобное растаскивание науки по различным ведомствам делает проблематичным формирование эффективной технологической политики в обозримой перспективе[1].
В России к началу 2002 г. 586 научных организаций находились в совместной (смешанной) собственности государства и иных российских юридических лиц, 450 – в частной собственности, 60 – в совместной собственности с иностранным участием. В них занята почти четверть научных кадров страны. Основная часть приватизированных организаций приходится на предпринимательский сектор, тем не менее, по нашей оценке, более половины научных организаций, входящих в его состав, продолжают оставаться в государственной собственности. В наибольшей степени приватизация затронула научные организации гражданских отраслей промышленности.
Промышленные предприятия традиционно занимают малую долю в научном потенциале страны. Их удельный вес в общем числе последних составил в 2001 г. всего 7.1%. Незначительная по своим ресурсам, односторонне развитая, так называемая заводская наука ориентирована, как правило, на решение сугубо прикладных технических либо внедренческих задач собственного предприятия, в том числе путем адаптации исследований и разработок, выполненных сторонними организациями, к конкретным производственным условиям. Некоторая стабилизация производства в ряде отраслей промышленности, а следовательно, и финансового положения предприятий в 1994–1995 гг. впервые за длительный период способствовала увеличению числа промышленных предприятий, выполняющих исследования и разработки, на 66 единиц в течение 1995–1996 гг. Однако в 1997–2001 гг. эта величина вновь сократилась, составив к началу 2002 г. 288 предприятий.
Как свидетельствует статистика, более двух третей подразделений, выполняющих исследования и разработки на промышленных предприятиях, сосредоточены в машиностроении (45%) и химической промышленности (11%). В среднем менее половины (42%) инновационно активных предприятий обладают такими подразделениями, хотя в ряде отраслей этот показатель значительно выше: в машиностроении и химической промышленности — 60-64%. В то же время в легкой промышленности лишь четверть инновационно активных предприятий имеет подобные подразделения, в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной — каждое пятое, а в пищевой — только каждое десятое.
Указанные подразделения играют ключевую роль в развитии инновационной деятельности. Анализ показал, что в тех отраслях промышленности, где наиболее развита собственная исследовательская база на предприятиях, одновременно отмечается наибольшая активность в размещении ими заказов на выполнение исследований и разработок у сторонних научных организаций. Подобного рода позитивная зависимость между интенсивностью собственных и внешних работ позволяет предположить, что эти две формы выполнения исследований и разработок на промышленных предприятиях взаимно дополняют, а не заменяют друг друга. Проведение собственных разработок отражает заинтересованность предприятий в инновациях и стимулирует наращивание контрактов со сторонними организациями.[2] К числу таких отраслей относятся, например, производство оборудования для радио, телевидения и связи; приборостроение; фармацевтическая промышленность; цветная металлургия. Если же говорить о российской промышленности в целом, то слабость заводской науки при отсутствии реальных сдвигов в организационной интеграции отраслевых научных организаций с предприятиями весьма неблагоприятно сказывается на перспективах повышения конкурентоспособности производимой продукции.
Наука в бывшем СССР в значительной степени была оторвана от высшего образования, что нанесло существенный ущерб научному авторитету высшей школы и зачастую придавало второстепенный характер проводимым в вузах исследованиям и разработкам. Это послужило главным фактором, обусловившим ныне почти маргинальную роль сектора высшего образования в науке в России, а также в большинстве других стран с переходной экономикой, в то время как в развитых индустриальных государствах именно здесь сосредоточен основной потенциал фундаментальных исследований.
Число высших учебных заведений, выполняющих исследования и разработки, в России снизилось в 1990–2001 гг. с 453 до 388, что составляет лишь 9.6% общего количества научных организаций. Следует добавить, что вновь созданные частные вузы практически не ведут исследований и разработок. Таким образом, к началу 2002 г. исследования и разработки проводились лишь в 40% российских высших учебных заведений. Продолжение подобной тенденции может привести к необратимым последствиям как для самой науки, так и для качества подготовки специалистов.
На фоне сокращения масштабов исследовательской деятельности в вузах отмечается увеличение числа НИИ в секторе высшего образования: с 80 в 1994 г. до 111 в 2001 г. В значительной мере это объясняется выделением научно-исследовательских подразделений (частей, секторов и др.) из состава вузов и формированием на их базе юридически самостоятельных научных организаций (институтов, центров).
Государственный сектор представлен институтами Российской академии наук, отраслевых академий (сельскохозяйственных, медицинских наук, образования, архитектуры и строительных наук, художеств), а также научными организациями, подведомственными органам управления. В этом секторе сосредоточен 31% научных организаций страны; причем в 1990–2001 гг. их количество возросло с 929 до 1248. Такой прирост числа научных организаций в государственном секторе связан как с возникновением некоторых новых институтов в системе органов государственного управления (исследовательских центров федеральных министерств и ведомств и др.), так и с созданием новых и разукрупнением ряда существующих академических институтов. Вопреки существующей с начала 1990-х годов общероссийской тенденции общего сокращения числа научных организаций, в академической науке их количество возросло с 548 в 1990 г. до 845 в 2001 г., в том числе в Российской академии наук — с 297 до 453. В итоге на долю РАН приходится свыше 11% общего числа научных организаций страны по сравнению с 6% в 1990 г.
Государственный сектор включает также научные организации, подведомственные региональным и местным органам власти. Их число за последние годы несколько уменьшилось, достигнув к началу 2002 г. соответственно 182 и 10, что в совокупности не превышает 4,8% общего числа научных организаций России.
Новым для России явлением стало формирование частного бесприбыльного сектора науки. Число входящих в его состав научных организаций пока еще незначительно (в 2001 г. их было всего 47), однако развитие исследовательской деятельности в общественных организациях, профессиональных научных обществах, благотворительных фондах будет способствовать расширению данного сектора науки.