Коммерческая деятельность по изучению и прогнозированию спроса и ее совершенствование
(по материалам оптовых и розничных торговых организаций)
Введение
1. Изучение и прогнозирование спроса как элемент коммерческой деятельности.
1.1. Сущность и значение работы по изучению и прогнозированию покупательского спроса.
1.2. Методы изучения и прогнозирования спроса на потребительские товары.
2. Организационно-экономическая характеристика торговой организации и зоны ее деятельности.
3. Оценка состояния коммерческой деятельности по изучению и прогнозированию покупательского спроса торговой организации
3.1. Применяемые методы сбора и обработки информации о спросе населения на товары.
3.2. Прогнозирование покупательского спроса и использование материалов прогноза в практической работе.
4. Направления совершенствования коммерческой деятельности по изучению и прогнозированию спроса.
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Глава 1является теоретической и должна содержать основные теоретические положения по исследуемой проблеме.
При изложении параграфа 1.1.необходимо:
· определить, что собой представляет деятельность;
· дать определение покупательского и проследить развитие данной категории рынка;
· показать различие между спросом и потребностями;
· дать определение количественной и качественной оценки спроса;
· показать признаки классификации спроса и представить характеристику видов спроса (классификацию спроса изобразить в виде схемы);
· назвать и дать характеристику факторов, влияющих на спрос, использовать при этом статистические данные;
· указать, какие службы на разных уровнях управления, в т.ч. и системы потребительской кооперации, занимаются изучение спроса.
В параграфе 1.2.следует: назвать источники информации о спросе и дать их характеристику; охарактеризовать методы изучения спроса и определить возможности их использования в практической деятельности торговых организаций; а также рассмотреть методы прогнозирования спроса на потребительские товары и определить возможности их использования в практической деятельности торговых организаций.
Глава 3является практической и должна содержать материалы исследования деятельности конкретной торговой организации.
В параграфе 3.1.следует проанализировать использование источников и методов сбора информации о спросе.
Необходимо показать какая служба или отдельные специалисты занимаются сбором и обработкой информации о спросе.
Если организация имеет отдельную службу или отдел по изучению спроса, в этом случае следует дать их подробную характеристику (состав и выполняемые функции).
Как свидетельствует практика, наиболее распространенным методом сбора информации о спросе является статистический метод, т.е. проведение анализа данных статистической отчетности торговой организации.
В этой связи следует детально и последовательно проанализировать данные, в том числе и в разрезе ассортиментных позиций, о товарообороте; о товарных запасах (в сумме и днях); о товарооборачиваемости.
Ассортиментную структуру следует рассматривать по наиболее значимым товарным группам, используя при этом отчеты по розничной торговле (форма №3-торг), которые следует приложить к работе.
После подробного анализа данных следует сделать вывод о том, какие происходят изменения в спросе на отдельные товарные группы.
В процессе исследования следует показать ведение специалистами конкретной торговой организации учета продажи товаров:
· путем ежедневной регистрации;
· по специальным карточкам;
· по товарным чекам или товарным ярлыкам.
В работе наглядно представить заполненные формы такого учета.
Следует также проанализировать работу по заполнению журнала учета предварительных заказов покупателей и неудовлетворенного спроса.
Дать оценку использования таких методов комплексного изучения информации о спросе как: выставки-продажи; выставки-просмотры; покупательские конференции.
Показать использование методов экспертных оценок и спроса. Если в практической деятельности торговой организации они не нашли применения, попытайтесь их применить. Особенно это касается метода опроса и в частности анкетного опроса. Разработайте анкету с интересующими Вас вопросами относительно спроса на конкретную группу товаров, проведите опрос и на его основании сделайте соответствующие выводы.
Завершением исследования по данному вопросу должна стать оценка применяемых методов по обработке данных о спросе (статистическая сводка, группировка, расчет обобщающих показателей, построение рядов динамики, индексный, табличный, графический, коррелляционно-регрессионный).
При изложении параграфа 3.2. следует дать оценку применения в практической деятельности методов прогнозирования спроса, характеристика которых была представлена в параграфе 1.2.
Практика свидетельствует, что наиболее распространенным методом прогнозирования является балансовый метод. В этой связи необходимо показать действие данного метода и привести расчет.
Далее следует показать возможность использования других методов прогнозирования и провести расчет.
Данные, полученные расчетным путем на основе использования различных методов прогнозирования спроса необходимо представить в таблицах (№ - №).
При рассмотрении метода экстраполяции приведите данные о значении факторов, влияющих на изменение спроса (денежные доходы, цена и т.д.).
Полученные данные следует проанализировать и показать возможность использования их для обоснования потребности в товарах на планируемый год, увязать с разработкой потребительского заказа на товары.
В содержании главы 4представьте анализ показателей эффективности коммерческой деятельности и отдельных статей расходов на реализацию (зависящих в определенной степени от коммерческой работы по изучению спроса), а затем представьте обоснованные рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности, связанной с изучением и прогнозированием спроса.
В данном случае рекомендации могут разрабатываться в следующих направлениях:
· создание специальной службы или возложение обязанностей на конкретного специалиста по изучению и прогнозированию спроса;
· определение реальных, ранее не используемых методов сбора и обработки информации о спросе;
· определение реально возможных для применения методов прогнозирования спроса;
· разработка в бизнес-план раздела с конкретными мероприятиями по изучению и прогнозированию спроса;
· предложения по поводу использования современных информационных технологий с конкретными программными продуктами.