Тема 4. Международная организация труда как орган трехстороннего взаимодействия
Принципы деятельности, цели и задачиМОТ. Необходимое^ объединения усилий субъектов трудовых отношений в решении важней ших проблем общественной жизни стала еще более осознаваться в начато XX в. как на национальных, так и международном уровнях. На тако] основе в 1919 г. была создана Международная организация труда.
МОТ была образована в соответствии с частью 13 Версальскоп мирного договора, подписание которого положило конец Первой миро вой войне. Истоками создания МОТ явились требования международной движения о социальной справедливости и улучшении условий жизш трудящихся. В 1946 г. после распада Лиги Наций МОТ стала первьа специализированным учреждением ООН.
С первых лет существования по настоящее время МОТ играе важную роль в обеспечении многих социальных завоеваний в сфер труда: установление восьмичасового рабочего дня; предоставлени отпуска по уходу за ребенком; принятие законов о запрещении детског труда; реализация ряда мер по повышению безопасности труда, мирном разрешению трудовых споров и др.
В ознаменование 50-й годовщины со дня образования Международ ной организации труда ей была присуждена Нобелевская премия мир 1969 года. МОТ объединяет 179 государств мира (2005г.), в которы проживает примерно 98 % населения Земли.
Выработанные МОТ принципы выступают основой складываю щихся цивилизованных отношений между социальными партнерам в сфере труда. Среди них выделяются:
1. Всеобщий и прочный мир может быть установлен на основ социальной справедливости.
2. Отсутствие в какой-либо стране у работников человечески условий труда является препятствием для других стран, желающг, улучшить положение трудящихся.
3. Свобода слова и свобода объединения — необходимые услови постоянного прогресса.
4. Нищета в любом месте мира является угрозой для всеобще? благосостояния.
5. Все люди, независимо от расы, веры и пола, имеют, право 1,1 материальное благосостояние и духовное развитие в условиях свобо->ы а достоинства, устойчивости в экономике и равных возможностей.
6. Полная занятость и повышение жизненного уровня. Без Эффективной занятости невозможно обеспечить развитие экономики и 1>1 чувства и создать условия для самореализации личности.
1. Труд не является товаром.
11од фундаментом штаб-квартиры МОТ в Женеве замурован •шкумент, гласящий: «81 У15 расет, со!е ]щгю1ат» («Хочешь мира -насаждай справедливость»).
Стратегическая цель МОТ — реализовать право всех людей на ин тины и и производительный труд в условиях свободы, равенства, иг опасности и уважения к личности.
Главные цели МОТ:
• содействие социально-экономическому прогрессу,
• повышение благосостояния и улучшение условий труда людей, « защита прав человека.
Основные задачи МОТ'.
• разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем;
• разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций для осуществления принятой политики;
• помощь странам-участницам в решении проблем занятости и сокращения безработицы;
• защита прав человека (права на труд, на объединения, защита от принудительного труда, дискриминации и т. п.);
• борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения;
• разработка программ в области охраны труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды;
• содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений;
• разработка мер по защите социально уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов).
Организационное строение МОТ.Уникальная особенность
-----"" структуры МОТ состоит в том, что в ее работе принимают' участие не ;
только представители правительств, как часто происходит и международных организациях, но и представители трудящихся и нанимателей, причем все они обладают правом равного участия и процессе принятия решений.
Высшим органом МОТ является Междуниродтп/ конференция труда (МКТ), которая проводится ежегодно. Каждую страну на таких конференциях представляют четыре делегата: два делегата от правительства и по одному делегату от трудящихся и нанимателем соответствующей страны. Все делегаты имеют право выступам, н голосовать самостоятельно.
МКТ является форумом для обсуждения трудовых и социальных проблем, стоящих перед мировым сообществом, определяет направление работы МОТ в целом, принимает международные нормы груда, резолюции и другие документы по отдельным вопросам деятельности организации. Общая дискуссия происходит на пленарных заседаниях, здесь же заслушивается отчет о деятельности МОТ за прошедший год п проблемный доклад на одну из наиболее важных социально-трудовых тем. Так, в 1998 г. на заседании МКТ обсуждена Декларация МОТ ой основополагающих принципах и правах в сфере труда.
Каждые два года МКТ принимает рабочую программу и утверждает бюджет, финансирование которого осуществляется за счет членских взносов государств-членов МОТ.
В промежутках между конференциями деятельность М( >Т мюрдини-рует Административный совет. Административный соне г шбирает генерального директора, заранее определяет повестку дня МКТ, проводит в жизнь ее решения, направляет деятельность других организационных структур МОТ.
Международное бюро труда (МВТ) является постоянным секретариатом МОТ, местом сбора и обмена международной информацией я исследованиями. Штаб-квартира МВТ расположена в Ж'еменс. В его ;труктуру входит сеть представительств МОТ в большинстве регионов
мира. МВТ координирует работу Международного института по исследованию трудовых проблем (расположен в Женеве) и Международного центра по повышению квалификации (расположен в Турине).
В своей деятельности Административный совет и Международное бюро груда опираются на поддержку трехсторонних отраслевых комиссий и специальных экспертных групп по проблемам профессиональной подготовки, безопасности и охраны труда, взаимоотношений между нанимателями и трудящимися, защиты интересов работающих женщин и молодых людей и многим другим вопросам. Для обсуждения вопросов, представляющих особый интерес для отдельных регионов мира, МОТ проводит региональные конференции.
Направления деятельности МОТ.Основные направления деятельности МОТ: нормотворческая деятельность; подготовка и переподготовка управленческих кадров; техническое сотрудничество; научно-исследовательская деятельность; издательская деятельность.
Нормотворческая деятельность - наиболее важная функция МОТ. Она заключается в разработке и принятии международных трудовых стандартов (норм), именуемых конвенциями и рекомендациями. Конвенции и рекомендации, принятые МОТ за время своего существования, затрагивают широкий круг вопросов: свобода ассоциаций, отмена принудительного труда, ликвидация дискриминации в трудовых отношениях, политика в области занятости, условия труда, социальная защита, охрана трупа, занятость женщин и др.
Конвенции и рекомендации МОТ не являются нормативными актами, которые автоматически связывают международными обязательствами членов организации. Правительства стран-членов МОТ обязаны представлять их на ратификацию своим национальным законодательным органам. Круг стран, присоединившихся к международным трудовым нормам, постоянно расширяется.
В МОТ выработана своя система надзора за соблюдением принятых конвенций и рекомендаций. В основе надзорной деятельности лежит проведение независимых оценок выполнения требований конвенций. Существует также механизм рассмотрения жалоб, в том числе по поводу предполагаемых нарушений права на свободу объединений.
Подготовка и переподготовка управленческих кадров занимает значимое место в деятельности МОТ. Международный центр по повы-шению профессиональной и технической квалификации го кипи управленцев для различных секторов экономики, инструктором по методике преподавания. Центр разрабатывает и выпускает ученные пособия и методики, используемые как в самом центре, так п и национальных системах обучения стран-участниц.
При формировании систем подготовки и переподготовки кадров МОТ следует принципам равноправия и справедливости, особо выделяет отдельные категории трудящихся: женщин, молодели., ппвллпдон, трудящихся-мигрантов, моряков, работников интеллектуального груда п г. д.
Техническое сотрудничество включает предоставление МОТ консультаций и оказание странам помощи в вопросах, сиячапных с: трудовой и социальной политикой. Проявлением технической помощи выступают: обучение предпринимателей навыкам ведения бизнеса; укрепление национальных систем социальной поддержки населения: реинтеграция бывших участников боевых действий в национальную экономику; помощь профсоюзам в повышении уровня безопасности п охраны труда; создание сельских кооперативов; совместная работа с правительствами по совершенствованию трудового законодательства и др.
Техническая помощь способствует разработке странами-участницами необходимой законодательной базы и реальному выполнению трудовых норм МОТ. Конкретные меры в этом направлении: создание специальных государственных органов по охране труда; расширение систем социального страхования и профессиональной подготовки; пропаганда среди трудящихся принципов социального нартпсрстиа.
С 1990г. основными сферами технического сотрудничества МОТ являются: демократизация; сокращение бедности за счет поддержки занятости; защита трудящихся. В этой связи большинство программ помощи ориентировано на разработку национальной политики стран-участниц в области создания рабочих мест, развитие предпринимательства и кооперативного движения, искоренение детского труда, совершенствование систем профессионального обучения.
В начале XXI в. МОТ включилась в апробацию проекта, направленного на сокращение бедности с помощью механизма социальной защиты «Глобальный Социальный Фонд». По данным статистики на этот период 1,3 млрд человек в мире проживали на сумму менее чем I И8О в день, Мировое сообщество в документе «Цели развития в новом тысячелетии» приняло решение уменьшить число таких людей наполовину к 2015 г.
Идея концепции Глобального Социального Фонда - повышение семейного дохода беднейших стран путем обеспечения основных социальных гарантий. Финансирование предполагалось получать от частных лиц в развитых странах (систематические добровольные взносы в размере несколько 118О в месяц). Данные средства было решено направлять на создание систем базового социального обеспечения в развивающихся странах и на поддержание этих систем до того, как они станут самостоятельными. Сюда входят: минимальный гарантированный заработок, образование, медицинские услуги.
Научно-исследовательскую деятельность осуществляют основные департаменты МОТ: МВТ, Международный институт по исследованию трудовых проблем, Туринский образовательный центр. Исследовательские программы охватывают все страны мира, и их результаты являются открытыми для использования всеми желающими.
МОТ выступает координатором исследовательских работ, выполняемых как в отдельных странах, так и в международных организациях в области охраны, гигиены труда и производственной среды. Созданный ею Международный информационный центр по технике безопасности и гигиене труда занимается сбором и анализом информации, получаемой из многих стран мира.
По результатам научных исследований Международной организацией труда разработаны десятки типовых инструкций, относящихся к отдельным отраслям (горнорудной промышленности, лесному хозяйству, судостроению и др.) или к областям особого риска (радиация, бензол, шумы, вибрации и др.), изданы сотни работ.
Издательская деятельность включает выпуск литературы на нескольких языках — докладов, подготавливаемых для ежегодных сессий МКТ, совещаний и конференций, а также ряда журналов. Кроме документов и периодических изданий, выходят международные обзоры-исследования по различным вопросам, монографии, руководства по технике безопасности и гигиене труда, по курсам рабочего образования, учебники по управлению персоналом, справочники и т. п.
Взаимодействие МОТ и Республики Беларусь. Беларусь является членом МОТ с 1954 г.
Деятельность МОТ в Беларуси осуществляется специализированными департаментами штаб-квартиры МОТ при общей координации их деятельности размещенным в Женеве региональным бюро МОТ по странам Восточной Европы и Средней Азии. Республика Беларусь также взаимодействует с группой экспертов МОТ по Европе и Центральной Азии, базирующейся в Москве.
В марте 1999 г. в Беларуси была учреждена должность Национального корреспондента МОТ в Минске. В его основные обязанности входит: формирование запросов в региональные и другие структуры МОТ о необходимости содействия в решении возникающих в стране социально-трудовых проблем; информирование социальных партиерон и правительства республики о реализуемых программах и выдвигаемых МОТ инициативах; распространение информации МОТ о путях решения социально-трудовых проблем, представляющих интерес для Беларуси; участие в координации деятельности по оказанию стране технической помощи.
Первая полноформатная программа сотрудничества МОТ и Республики Беларусь была подписана в декабре 1998 г. Она явилась результатом долгой, кропотливой работы экспертов МОТ, представим-слей правительства, социальных партнеров, а также широкого обсуждения в стране.
Программа сотрудничества МОТ и Беларуси па /999 2000 годы (далее- Программа), подписанная в Минске Директором Бюро МОТ в Москве, представителями правительства и наиболее влиятельных объединений социальных партнеров республики, базировалась на следующих стратегических целях:
• продвижение и реализация норм и фундаментальных принципов и прав на рабочем месте;
,. • создание лучших возможностей получения достойной работы и дохода для мужчин и женщин;
• расширение границ и эффективности социальной защиты для всех;
• усиление трипартизма и социального диалога.
Приоритетные вопросы Программы:
• содействие развитию демократии в социально-трудовых отношениях;
• совершенствование системы социального партнерства Е1 стране;
• улучшение законодательной базы в социально-трудовой сфере. ;•<
Механизмы реализации Программы:
• выполнение совместных проектов технического сотрудничества;
» проведение совместных семинаров для представителей социальных партнеров и правительства Беларуси с участием экспертов МОТ в стране и приглашение белорусских партнеров на семинары, проводимые под эгидой МОТ в других странах;
• проведение анализа специалистами МОТ разрабатываемых в Беларуси проектов законодательных актов в социально-трудовой сфере;
• организация обучения и стажировок белорусских партнеров за рубежом;
• направление в страну по запросу правительства консультативных миссий МОТ для решения проблем, возникающих в социально-трудовой сфере.
В ходе выполнения Программы сотрудничества между МОТ и Беларусью на 1999-2000 гг. достигнуты положительные результаты по каждой из вышеназванных стратегических целей. Отметим: некоторые.
С помощью экспертов МОТ Республика Беларусь дополнительно ратифицировала конвенции МОТ № 155 (о безопасности труда и гигиене, 1981 г.), № 167 (о безопасности и гигиене труда в строительстве, 1988 г.), № 182 (о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда, 1999 г.). В стране разработан Трудовой кодекс, вступивший в силу с 1 января 2000 г. и в значительной мере отражающий основные права трудящихся на основе базовых конвенций МОТ.
При финансовой поддержке МОТ проводилось микроисследование реальных условий рынка труда и ситуации с занятостью в Республике Беларусь, а также исследование тендерных проблем в стране и путей их решения; разрабатывалась тема социально ответственной реструктуризации предприятий; оказывалась поддержка в осуществлении проекта «Развитие модульных систем обучения в Республике Беларусь», направленного на разработку и внедрение гибкой и эффективной системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для национальной экономики
Бюро МОТ в Москве осуществило несколько проектов, направленных на оказание помощи странам региона в разработке мер по эффективному устранению опасных или неудовлетворительных условий труда. Среди них: перевод на русский язык в 1999-2000 гг. 4-го издания «Энциклопедии МОТ по безопасности и гигиене труда»; составление и размещение в интернете специальных баз международных карт химиче-ской безопасности и международных описаний опасных профессий на русском языке.
В Беларуси был основан Республиканский информационный центр по гигиене и безопасности труда на малых и средних предприятиях, проведены микроисследования по политике заработной платы, доходов и минимальных социальных гарантий, включая проблему профилактики бедности.
Одновременно в республике был завершен проект Ш'ООН/МОТ «Борьба с бедностью через содействие в развитии самочапятости на основе приносящих доход видов деятельности». Проект касался в первую очередь безработных, матерей-одиночек, представителей иных категорий населения, наименее конкурентоспособных на рынке труда.
Следующий проект, финансируемый ПРООН и Республике Беларусь и реализованный совместно с Бюро Международной организации труда в Москве и Министерством социальной защиты Республики Беларусь с марта 1999г. по март 2001г., назывался «Поддержка пенсионной реформы в Республике Беларусь». Важную роль и его реализации сыграло создание на трехсторонней основе специального консультативного совета, на котором рассматривались все принципиальные вопросы выполнения проекта.
С привлечением экспертов МОТ осуществлялась законотворческая работа, проводились семинары, расширялось информационное обеспечение социального диалога в стране, реализовывались другие мероприятия по усилению трипартизма и социального диалога.
.