Личностные качества предпринимателя
Пытливый ум и наблюдательность – это те личные качества предпринимателя, которое просто необходимы для того, чтобы в ежедневной рутине жизни находить новые идеи и искать нестандартные подходы к увеличению своего капитала;
Аналитический склад ума позволяет владельцу бизнеса оценить шансы на успех той или иной идеи, проанализировать сделанные ошибки и, на основе полученного опыта, вносить поправки в свою экономическую деятельность; Развитая интуиция даст возможность избежать неправильного шага в введении своего бизнеса. Иной раз способность интуитивно определить будущую ситуацию может не раз уберечь предпринимателя от совершения недальновидных поступков или наоборот позволит получить хороший куш там, где изначально этого и не планировалось;
Здоровое недоверие – качество, которое должно присутствовать у каждого владельца успешного бизнес проекта. К сожалению, в нынешнем финансовом мире присутствует слишком много людей, которые путем обмана и коварных поступков будут желать навредить Вам. Поэтому, как говориться, «доверяй, но проверяй»;
Быстрое принятие решений. Мир вокруг нас слишком энергичен и изменчив, чтобы подолгу размышлять и раздумывать. Иногда от быстроты принятия решений зависит Ваше будущее;
Способность к стратегическому планированию позволяет правильно организовать развитие своей предпринимательской деятельности; Умение принимать нестандартные решения. Иногда поступки не по шаблону позволяют одержать преимущество над конкурентами и успешно развивать экономическую деятельность;
Стремление к самообучению позволяет предпринимателю приобретать новые навыки и знания, без которых сейчас невозможно развивать свой бизнес; Концентрация внимания на решении проблемы, а не на поиск виновников тоже являются немаловажными качествами хорошего предпринимателя.
Не бывает идеальных людей или недостатки успешных предпринимателей При всех вышеописанных замечательных качествах психологического портрета предпринимателя стоит отметить, что для них также характерны и некоторые негативные черты: тенденция завышения оценки ожидаемых или достигнутых результатов; тяга к краткосрочным решениям; зачастую неспособность изменять свои взгляды в условиях усложнения и расширения организации
Предприниматель должен обладать следующимиумениями:
1. Умением принимать новаторские решения в стандартных и нестандартных ситуациях.
2. Умением генерировать идеи, превращать их в новые технологии с целью получения дохода.
3. Оперативно оценивать все формы инноваций.
4. Не бояться рисковать, уметь управлять риском, быть готовым принять ответственность.
Данные способность предпринимателя должны обеспечивать ему выполнение основных предпринимательских функций:
1. Своевременное и правильное определение потребностей покупателей и их платежеспособности.
2. Определение нужного типа товара, объема его производства, рынка и способа сбыта.
3. Определение оптимальных потребностей в сырье, материалах, основном и оборотном капитале и поиск лучших их источников.
4. Определение и реализация оптимальной технологии производства,
позволяющей минимизировать издержки и максимизировать прибыль.
5. Определение оптимальной (для выполнения производственных функций) организационной структуры управления (ОСУ) фирмы.
Согласно последним исследованиям на сегодняшний день в России могут квалифицировано заниматься предпринимательством всего лишь 6-8% населения. Кому же не следует заниматься предпринимательством вообще? Тому,кто...
- ...не верит в собственные силы;
- ...не имеет соответствующей подготовки;
- ...не способен на увлечение идеей предпринимательства;
- ...не самолюбив;
- ...с подозрительностью относится к людям и не терпит чужого мнения;
- ...не утруждает себя аналитической деятельностью;
- ...не любит учиться и не готов к самопожертвованию;
- ...не склонен к риску, творчеству, конструированию.
3 .Этапы создания собственного дела
Практически любой предприниматель, задумав создание собственного дела, осуществляет следующие этапы этого непростого решения:
- возникновение и обоснование идеи о занятии определенным видом предпринимательской деятельности;
- постановка ближайших и перспективных целей для осуществления своей предпринимательской идеи;
- формирование конкретного решения об открытии своего дела и определенной организационно-правовой форме;
- подбор квалифицированных и надежных соучредителей нового дела;
- разработка обоснованного бизнес-плана;
- определение финансовых источников, необходимых для ведения предпринимательской деятельности на первом этапе функционирования организации;
- разработка необходимых (в зависимости от организационно-правовой формы) учредительных документов;
- проведение комплекса организационно-правовых мероприятий по созданию собственного дела: проведение первого собрания учредителей, выбор фирменного наименования, подбор квалифицированных сотрудников, изготовление печати, штампов, выбор товарного знака и др.;
- государственная регистрация фирмы в установленном порядке;
- постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения фирмы (месту жительства индивидуального предпринимателя);
- открытие в установленном порядке в любом банке расчетных (текущих) и других счетов;
- заключение договоров (контрактов) на поставку сырья, материалов, комплектующих изделий и других факторов производства, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности;
- получение в соответствии с законодательством разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности;
- проведение глубоких маркетинговых исследований рынка, выбор способов продвижения товаров на рынок, определение путей сбыта продукции потребителям, определение методов формирования цен на продукцию или услуги;
- заключение договоров поставки, купли-продажи товаров (услуг) с потребителями;
- проведение необходимой рекламной кампании товаров (услуг);
- организация учета доходов и расходов в соответствии с нормативными документами и др.
Решающий этап создания собственного дела - это обоснование предпринимательских идей, поскольку именно на этом этапе выявляется экономический интерес (мотивы) предпринимателей в осуществлении конкретных видов деятельности (конкретных товаров, работ, услуг, информации, технологий и др.), но главное - идея должна быть реализована в те результаты, которые будут признаны рынком. Идея должна базироваться на простом и важнейшем рыночном принципе: найти потребность и удовлетворить ее. Сначала поиск неудовлетворенной потребности, а затем - организация процесса по ее удовлетворению.
Решая вопрос о выборе той или иной сферы деятельности, следует отдать предпочтение той, которая соответствует имеющимся ресурсам, техническим возможностям, опыту и знаниям, организаторским способностям предпринимателя. При этом необходимо учитывать примерный размер средств, который может быть вложен в производство, и скорость возврата вложенных финансовых ресурсов.
Идеальным вариантом для предпринимательства является новая сфера, поскольку первые предприятия находятся в более выгодном положении, чем последующие. Фирма, которая начинает функционировать первой, имеет возможность привлечь на свою сторону заказчиков, определять ассортимент и цены. Однако любая организация должна иметь запасную нишу, на которую можно переориентироваться. Также гарантировать успех новому предприятию может обладание каким-либо уникальным ресурсом (сырьем), идеей, разработкой, производственным и организационным опытом.
Есть некоторые ограничения при выборе сферы деятельности. Существуют запрещенные для частного предпринимательства сферы деятельности, например, производство наркотиков или оружия.
В некоторых отраслях существуют экономические ограничения на проникновение в ту или иную отрасль, так называемые входные барьеры: высокий уровень первоначальных капитальных вложений, длительный срок окупаемости вложенных средств, неопределенность в получении коммерческого результата, отсутствие прибыли даже при нормальном течении производственного .Наличие указанных и иных ограничений препятствует развитию частного бизнеса.
Началом предпринимательской деятельности признается предпринимательская идея. Необходимо учитывать, что поиск и разработка идеи требует значительного времени и анализа среды. Среда предприятия объединяет все силы, с которыми организация сталкивается в повседневной и стратегической деятельности.
4.Стратегическое планирование
Для успешного развития фирмы необходима четкая формализация всех бизнес-процессов, следование установленным правилам, дисциплина и четкая субординация сотрудников, что заключено в самой философии ведения бизнеса и является ключом для успешного роста.
Стратегическое планирование — это набор действий, решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для достижения целей.
Стратегия — это всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Ключевые моменты стратегического планирования:
§ стратегия разрабатывается высшим руководством;
§ стратегический план должен быть подкреплен исследованиями и фактическими данными;
§ стратегические планы должны быть гибкими для возможности их изменения;
§ планирование должно приносить пользу и способствовать успеху компании. При этом затраты на реализацию мероприятий должны быть ниже величины выгод от их реализации.
Видение организации
Видение организации - это образное представление смысла деятельности и перспектив (будущего) организации. Оно объясняет и демонстрирует всем сотрудникам и общественности, что представляет собой организация, какой она должна стать и к чему она стремится.
Формирование видения - это одна из задач предпринимателя. Горизонт видения, т.е. период отдаленности во времени формируемого образа предприятия, может быть различным, от нескольких месяцев до нескольких лет. Видение будущего крупной компании - это представление о политической, экономической, социальной ситуации в стране, в отрасли, а также о желаемом состоянии предприятия в этой ситуации.
Видение относится лишь к будущему: оно теряет свою актуальность при достижении желаемого состояния предприятия и должно быть сформулировано вновь. Формулировка видения должна быть лаконичной, динамичной конструкцией, удобной для восприятия (часто это бывает лозунг), и отвечать следующим требованиям: вдохновлять, быть простой, как воспоминание или образ, заслуживать доверие и содержать ориентиры, которые могут служить основой для разработки стратегии.
Миссия организации
Если видение отвечает на вопрос «Что?», то миссия отвечает на вопрос «Как?».
Миссия - утверждение чего конкретно желают добиться предприятие
Формулировка миссии это некий «манифест» компании в котором определяется, почему она существует или должна быть создана, ее перспективы и для кого она работает.
Миссия - это деловое понятие, отражающее предназначение бизнеса, его основную цель. В отличие от видения миссия характеризует только "настоящее" организации: вид, масштабы деятельности, отличия от конкурентов, оставляя без внимания перспективы развития бизнеса. Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает ориентиры для выработки целей и стратегий на различных организационных уровнях.
Основные компоненты миссии:
- Продукты или услуги, которые производит предприятие, т.е. круг удовлетворяемых потребностей.
- Категории целевых групп потребителей.
- Применяемые управленческие технологии и функции, т.е. способ удовлетворения нужд потребителей.
- Конкурентные преимущества.
- Философия бизнеса.