Проблемы дискриминации на рынке труда
Гелета И.В., к.экон.н., доц.; Кубанский государственный университет, Краснодар
Среди важнейших современных социально-экономических проблем выделяют дискриминацию на рынке труда. Дискриминация на рынке труда – неравные возможности на рынке труда группы работников, выделенных по определенному принципу и имеющих одинаковую производительность с другими работниками (групповая дискриминация), или неравные возможности отдельных работников по сравнению с работниками, имеющими аналогичные характеристики качества рабочей силы (индивидуальная дискриминация). Основанием для дискриминации на рынке труда могут выступать разнообразные характеристики работников. Согласно ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации «Запрещение дискриминации в сфере труда» никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников. Дискриминацией не являются различия, исключения, предпочтения и ограничение прав работников, определяемые свойственными данному виду труда требованиями, либо обусловленные заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Можно выделить несколько видов дискриминации на рынке труда:
– дискриминация при найме на работу (или, наоборот, при увольнении с работы);
– дискриминация при оплате труда;
– дискриминация в доступе к определенным профессиям или должностям (профессиональная сегрегация);
– дискриминация при продвижении по службе, в профессиональной карьере;
– дискриминация при получении образования или профессиональной подготовки.
Основные причины возникновения дискриминации на рынке труда связаны с использованием монопольной власти, личным предубеждением (работодателей, коллег по работе или потребителей) и статистическими предубеждениями (когда работодатели в условиях несовершенства информации переносят на отдельных индивидов некоторые характеристики всей группы).
Анализ социально-экономических последствий дискриминации на рынке труда показывает, что, как правило, они оцениваются зарубежными и отечественными специалистами негативно, поскольку дискриминация препятствует оптимальному распределению ресурсов и доходов, снижает эффективность национальной экономики и отдельных организаций (предприятий, фирм).
Дискриминация – достаточно сложное явление, в котором объединяются неравные возможности на рынке труда. В реальности равных возможностей часто не бывает, и очень трудно отделить различия в положении того или иного работника, вызванные дискриминацией, от различий, вызванных его индивидуальными особенностями. Помимо этого, дискриминационные воздействия накапливаются, и индивидуальные особенности работника уже могут стать результатом предшествующей дискриминации. С другой стороны, наличие обстоятельств, формально свидетельствующих о дискриминации, не всегда означает, что она действительно существует. В частности, профессиональная сегрегация, в том числе гендерная, далеко не всегда является результатом именно дискриминации. Есть профессии и виды деятельности, вредные для организма женщины, опасные для здоровья ее будущих детей. Есть профессии, которые мужчинам или женщинам просто меньше нравятся. Нередко выбор профессии определяется не только личными или семейными предпочтениями, но и национальными традициями и обычаями, запрещающими мужчинам или женщинам заниматься какой-либо профессиональной или трудовой деятельностью. Поэтому дискриминации часто легче дать определение, чем установить, существует ли она в действительности, и тем более измерить ее количественно.
Очевидно, что проблема дискриминации на рынке труда не может быть решена только с позиции правы. Она связана с культурными и национальными традициями, религиозными воззрениями, особенностями политического и социально-экономического развития.
·Итак, на дискриминацию воздействует много причин, одни виды дискриминации, как правило, порождают другие, таким образом, еще более усугубляя ее последствия. Тем не менее, воздействие отдельных видов дискриминации может иметь большую или меньшую актуальность для различных групп работников в зависимости от социально-экономической ситуации. Все это затрудняет разработку политики, направленной на преодоление негативных последствий дискриминации, и вызывает необходимость тщательных исследований.
· дискриминация и сегрегация
В результате существования дискриминационных барьеров для мобильности рабочей силы возникает сегрегация на рынке труда. Сегрегация — это разделение работников на группы и ограничение доступа каких-либо групп работников к части рабочих мест (непосредственно или через ограничение доступа к профессиональной подготовке). Сегрегация — это одна из форм дискриминации на рынке труда. Обычно рассматривают отраслевую сегрегацию (неравномерное распределение групп работников по отраслям) или профессиональную сегрегацию (неравномерное распределение групп работников по профессиям). Последствия такой формы дискриминации описывает модель профессиональной сегрегации, или модель «столпотворения». В основе ее лежат следующие предпосылки: на рынке труда существуют две группы работников, одинаковые по своей производительности и рабочим характеристикам; для дискриминируемой группы работников часть рабочих мест является недоступной, межпрофессиональная мобильность для этой группы ограничена.
52 Сущность и значение посреднических организаций на рынке труда: центр занятости, кадровые агентства
Рынок труда (или рынок рабочей силы) представляет собой сектор рынка, субъектами отношений на котором выступают продавцы и покупатели рабочей силы. На этом секторе рынка встречают друг друга и знакомятся друг с другом работодатели и наемные работники. Таким образом, рынок труда является сферой непосредственных деловых отношений между субъектами наемно-трудового бизнеса и субъектами предпринимательского бизнеса.
Предпринимательскую деятельность на рынке труда осуществляют две основные категории субъектов предпринимательского бизнеса – непосредственно работодатели, являющиеся субъектами производственного, инновационного, коммерческого, информационного, финансового, инвестиционного, либо иного конкретного бизнеса, и посредники на рынке труда.
торой тип посредников на рынке труда составляют организации, деятельность которых состоит в прямом исполнении функций продавца либо покупателя рабочей силы. Это происходит в тех случаях, когда предприниматели-работодатели и наемные работники вступают в сделку по купле-продаже рабочей силы не непосредственно, а опосредованно – они делегируют полномочия соответственно покупателей или продавцов рабочей силы другим субъектам бизнеса.
Рассмотрим указанные типы посреднической деятельности и виды посредников на рынке труда подробнее.
Первое упоминание о центрах занятости (биржах труда) относится к середине XIV века, однако лишь в XX столетии данные организации превратились в полноправный элемент системы бизнеса.
В настоящее время центры занятости выполняют, как правило, следующие функции:
– учет временно неработающих (безработных) граждан;
– содействие временно неработающим гражданам в трудоустройстве; – информирование безработных граждан о состоянии локальных и национального рынков труда и о наличии вакансий; – выплата временно неработающим гражданам денежных пособий, организация их переподготовки и привлечение к выполнению ими оплачиваемых общественных работ в случае их длительной безработицы; – содействие гражданам, желающим изменить место работы; – содействие предпринимателям в поиске работников для заполнения вакансий;
– анализ и прогнозирование динамики рынка рабочей силы;
– разработка и осуществление программ занятости граждан;
– профессиональное ориентирование безработных граждан и лиц, получивших предупреждение работодателей о предстоящем увольнении;
– обучение безработных граждан новым видам деятельности, по которым существуют возможности получения работы (либо направление их на обучение в специализированные учебные заведения, реализующие программы переподготовки);
– консультирование работодателей, наемных работников и безработных граждан по всем вопросам, связанным с развитием деловых отношений на рынке труда.
В качестве элемента государственной системы управления экономикой государственные службы (центры занятости) выполняют аналитическую, контрольную функции, а также реализуют государственные программы содействия занятости населения, миграции трудоспособности населения, профессиональной подготовки и адаптации трудоспособности населения, социального развития людей.
Особенно важную роль государственные центры (службы) занятости играют в странах с социально-ориентированной рыночной экономикой (Германия, Скандинавские страны).
Второй важнейшей функцией государственной службы занятости является выплата пособий по безработице. Цель таких выплат состоит в снятии социальной напряженности, наступающей в стране в связи с безработицей граждан.
Источником выплат выступает государственный фонд занятости РФ. Его источниками являются:
– обязательные страховые взносы с заработной платы работников, которые производятся предпринимателями;
– средства государственного бюджета.
В странах с развитой рыночной экономикой существует еще один источник пополнения государственных фондов занятости – добровольные отчисления, которые осуществляют наемные работники из своих личных доходов.
Наряду с государственными центрами занятости (биржами труда) в странах с рыночно ориентированной экономикой к первому типу посредников на рынке труда относятся и частные службы содействия занятости населения, которые выполняют все вышеперечисленные функции в области содействия занятости, кроме выплаты государственных пособий по безработице. Как правило, действия таких предпринимательских фирм не имеет ограничений по части поиска и предложения подходящей работы. В отличие от государственных центров занятости, предоставляющих услуги по поиску работы бесплатно, негосударственные организации функционируют на платной основе. В России наиболее известным представителем этой группы субъектов бизнеса является акционерное общество Триза.
К первому из указанных типов посредников относятся также рекрутинговые агентства . Таковыми являются негосударственные организации, работающие, как правило, под заказ конкретных работодателей, заинтересованных в долгосрочных и текущих процессах заполнения вакансий в своих фирмах. Рекрутинговые агентства осуществляют ведение баз данных по имеющимся и формирующимся вакансиям, а также занимаются целенаправленной подготовкой соискателей рабочих мест под уже открытые и прогнозируемые вакансии.
В последнее время получила широкое распространение практика так называемого электронного рекрутинга. Последний базируется на возможностях Интернет в части подбора и поиска персонала. Электронный рекрутинг обеспечивает наиболее быстрое оповещение заинтересованных кандидатов на рабочие места о наличии вакансий. Главным инструментальным средством электронного рекрутинга выступает вэб-сайт рекрутингового агентства.
Вторым типом посредничества на рынке труда является деятельность различных организаций, связанная с организацией купли-продажи рабочей силы и осуществляемая от имени работодателей или наемных работников.
Теоретически допустимо, чтобы работодатели заключали не индивидуальные трудовые соглашения, а так называемые коллективные трудовые договоры, причем их партнерами по договору выступали бы в этих случаях уполномоченные объединения наемных работников . На практике функцию продавца рабочей силы уже более 100 лет выполняют профессиональные союзы наемных работников.
Современные профессиональные союзы (профсоюзы) изначально сформировались в странах с рыночной экономикой именно как организации, способные эффективно договариваться с работодателями об условиях трудоустройства претендентов на рабочее место. Впоследствии профсоюзы начали выполнять и другие функции, связанные с решением различного рода социальных проблем наемных работников, непосредственно не связанных с заключением и осуществлением сделок купли-продажи рабочей силы. В число таких вопросов входили организация коллективного отдыха работников, создание детских садов, сбор денежных средств и их последующее перераспределение по типу касс взаимопомощи, проведение массовых мероприятий (в том числе стачек и забастовок).
Профсоюзы – это, как правило, добровольные общественные организации, объединяющие работников по отраслевому принципу. Коллективные договоры, субъектами которых выступают профсоюзы, содержат стандартные группы условий взаимодействия между наемными работниками и работодателями. Посредническая деятельность профессиональных союзов на рынке труда получила такое развитие, что, к примеру, в некоторых отраслях американской промышленности (автомобилестроение, электротехническая промышленность, нефтехимическая промышленность) претендент на рабочее место фактически не имеет права устроиться на работу самостоятельно, без участия профсоюзной организации.