Используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;
Получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
Ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.
15. Средства и установки пожаротушения
Основным средством пожаротушения являются огнетушители (ручные, передвижные и др.). Сейчас применяются огнетушители порошковые (ПСБ, ПФ, ОП и др.), пенные (ОХП-10, ОВП и др.), углекислотные (ОУ-2, ОУ-5 и ДР.).
Из установок пожаротушения наибольшее распространение получили установки водяного и пенного тушения, подразделяемые на спринклерные и дренчерные.
Спринклерные установки включаются автоматически под действием температуры пожара, дренчерные включаются вручную или по сигналу автоматического извещателя.
9. Тяжесть и напряженность труда
Тяжесть труда является количественной характеристикой физического труда.
Напряженность труда - количественная характеристика умственного труда. Она определяется величиной информационной нагрузки.
На производстве различают четыре уровня воздействия факторов условий труда на человека:
комфортные условия труда обеспечивают оптимальную динамику работоспособности человека и сохранение его здоровья;
относительно дискомфортные условия труда при воздействии в течение определенного интервала времени обеспечивают заданную работоспособность и сохранение здоровья, но вызывают субъективные ощущения и функциональные изменения, не выходящие за пределы нормы;
экстремальные условия труда приводят к снижению работоспособности человека, не вызывают функциональные изменения, выводящие за пределы нормы, но не ведущие к патологическим изменениям;
сверхэкстремальные условия труда приводят к возникновению в организме человека патологических изменений и к потере трудоспособности.
Медико-физиологическая классификация тяжести и напряженности труда проводится на основании комплексной количественной оценки факторов условий труда, называемой интегральной величиной тяжести и напряженности труда.
К I категории относят работы, выполняемые в оптимальных условиях труда при благоприятных нагрузках.
II категория включает работы, выполняемые в условиях, соответствующих предельно допустимым значениям производственных факторов.
К III категории относят работы, при которых вследствие не вполне благоприятных условий труда у людей формируются реакции, характерные для пограничного состояния организма (ухудшение некоторых показателей психофизиологического состояния к концу работы).
IV категория включает работы, при которых неблагоприятные условия труда приводят к реакциям, характерным для предпатологического состояния у большинства людей.
К V категории относят работы, при которых в результате воздействия весьма неблагоприятных условий труда у людей в конце рабочего периода формируются реакции, характерные для патологического функционального состояния организма.
VI категория включает работы, при которых подобные реакции формируются вскоре после начала трудового периода (смены, недели).
I и II категории тяжести и напряженности труда соответствуют комфортным производственным условиям, III-относительно дискомфортным, IV и V - экстремальным и VI - сверхэкстремальным.
8. Умственный труд
Этот труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующие преимущественного напряжения внимания, сенсорного аппарата, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы (управление, творчество, преподавание, наука, учеба и т.п.).
Операторский труд - отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением.
Управленческий труд - определяется чрезмерным ростом объема информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышения личной ответственности за принятие решений, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.
Творческий труд - требует значительного объема памяти, напряжения внимания, нервно-эмоционального напряжения.
Труд преподавателя - постоянный контакт с людьми, повышенная ответственность, дефицит времени и информации для принятия решения, - это обуславливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.
Труд учащегося - память, внимание, восприятие, наличие стрессовых ситуаций.
При выполнении человеком умственной работы, сопровождаемой нервно-эмоциональным напряжением, имеют место сдвиги в вегетативных функциях человека: повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение легочной вентиляции и потребление кислорода, повышение температуры тела. По окончании умственной работы утомление остается дольше, чем при физической работе.
7. Физический труд
Физическим трудом (работой) называют выполнение человеком энергетических функций в системе "человек - орудие труда". Физическая работа требует значительной мышечной активности. Она подразделяется на два вида: динамическую и статическую.
Физическая тяжесть работы определяется энергетическими затратами в процессе трудовой деятельности и подразделяется на следующие категории: легкие, средней тяжести и тяжелые физические работы.
Легкие физические работы (категория I) подразделяются на две подкатегории: I а, при которой энергозатраты составляют до 139 Дж/с, работы, проводимые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим усилием; I 6, при которой энергозатраты составляют 140-174 Дж/с, работы, проводимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим усилием.
Механизированные формы физического труда в системе "человек - машина".
Человек выполняет умственные и физические функции. Деятельность человека (далее человека-оператора) происходит по одному из процессов: детерминированному - по заранее известным правилам, инструкциям, алгоритмам действий, жесткому технологическому графику и т.п.; недетерминированному - когда возможны неожиданные события в выполняемом технологическом процессе, неожиданное появление сигналов, но в то же время известны управляющие действия при появлении неожиданных событий (расписаны правила, инструкции и т.п.) в выполняемом процессе.
25.Охрана труда
В области охраны труда на предприятиях и в учреждениях основными законодательными актами являются Трудовой кодекс РФ (ТК), Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
Условия труда - это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье в процессе труда.
Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на 4 класса:
1. Оптимальные условия труда обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека.
2. Допустимые условия труда. При них вредные воздействия не превышают уровней, установленных для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются при отдыхе, и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдалённом периоде на состояние здоровья работающих и их потомства.
3. Вредные условия труда, при которых наличие вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормы, оказывает неблагоприятное влияние на организм работающего и его потомство.
4. Опасные условия труда. Воздействие вредных факторов в течение смены создаёт угрозу для жизни, и существует высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.
Различают три класса условий труда по показателям тяжести и напряженности труда.
· Оптимальный (легкий) труд:
· Допустимый труд (средней тяжести).
· Вредный (тяжелый) труд.
Условия труда могут быть также:
· физические;
· бытовые;
· социальные;
· производственные.
3. Теоретические основы и практические цели БЖД.
Теоретические основы БЖД. В основу теории БЖД положена аксиома, что любое взаимодействие человека со средой обитания потенциально опасно. Ее справедливость можно проследить на всех этапах развития системы "человек-среда обитания". Так, на ранних стадиях своего развития (система "человек-ПС"), когда отсутствовали технические средства, человек испытывал значительные воздействия опасных и вредных факторов естественного происхождения (например, повышенная и пониженная температура воздуха, атмосферные осадки, грозовые разряды, контакты с дикими животными и т.п.). Сейчас, (система "человек-техносфера") к естественный прибавились многочисленные факторы антропогенного происхождения (например, шум, повышенная концентрация токсичных веществ в воздухе, водоемах и почве, ионизирующие излучения, электромагнитное поле и др.). Эта аксиома также предопределяет, что все действия человека и все компоненты среды обитания (прежде всего ТС и технологии) кроме позитивных свойств и результатов обладают способностью генерировать опасные и вредные факторы. При этом любое позитивное действие неизбежно сопровождается возникновением новой потенциальной опасности или даже группы опасностей (например, при применении электрической, атомной или лазерной энергий; автомобилей, тепловозов или самолетов).