Тема 9. Чистая монополия. Антимонопольная политика

Вопросы

1. Характерные черты чистой монополии.

2. Барьеры вступления в отрасль.

3. Определение цены и объемов производства.

4. Ценовая дискриминация.

5. Экономические и социальные последствия монополий и монополизации.

6. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики.

Термины и понятия

Монополия. Закрытая (государственная) монополия. Открытая монополия. Коэффициент Лернера. Естественная монополия. Монопольная власть. Нечестная конкуренция. Ценовая дискриминация. Совершенная ценовая дискриминация. Государственная антимонопольная политика. Патент. Лицензия. Х-неэффективность. Динамическая эффективность. Дилемма регулирования. Регулируемая монополия.

Темы рефератов

1. Монополия как тип рыночной структуры.

2. Особенности монополизации в России (на примере ВПК, электроэнергетики, МПС).

3. Антимонопольная политика в России: исторический и современный аспекты.

Список литературы

1. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. СПб.: 1994. – С. 189-210.

2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т. / Пер. с англ. 11-го изд. – Т. II. - М.: Республика, 1993. – C. 92-111.

3. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. для вузов / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. 2-е изд. – М.: ГНОМ и Д, 2000. – С. 247-282.

4. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С. 109-116.

5. Нуреев Р.М. Основы экономической теории: Микроэкономика: Учеб. для вузов. – М.: Высш. шк., 1996. – С. 232-240.

6. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика / Под общ. ред. А.В. Сидоровича; МГУ. – М.: Дело и Сервис, 2002. – С. 182-205.

7. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Пер. с англ. со 2-го изд. – М.: Дело ЛТД, 1993. – С. 192-210, 252-270.

8. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. Т.II. / Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1992. – С. 2-39.

9. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 1999. – С. 240-253.

10. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2003. – С. 275-286.

Вопросы для обсуждения и самоконтроля

1. Что такое ценовая дискриминация? Какие ее разновидности вы знаете? Распространена ли ценовая дискриминация в России?

2. Снижение цены монополиста с 4 у.е. до 3 у.е. привело к увеличению объема продаж с 3000 до 4000 штук в день. Как могла измениться прибыль монополиста?

3. а) Компания впервые вышла на рынок с новой продукцией, не позаботившись о специальных мерах защиты от конкуренции.

б) Автор научного открытия, зарегистрировав его, позаботился о своем творческом приоритете, прибегнув к институту авторских прав.

в) Фирма функционирует в отрасли, где максимальная эффективность достигается лишь путем выпуска объема продукции, удовлетворяющего целиком рыночный спрос.

Поразмышляйте над предлагаемыми утверждениями и постарайтесь ответить на следующий вопрос: к какому виду монополии относится каждое из предложенных утверждений: естественному, открытому или закрытому?

4. «Чистый» монополист может повышать цену на свой товар безгранично: ведь он — один-единственный производитель в отрасли. Кривая спроса на его товар — абсолютно неэластична. Вы согласны с этим утверждением?

5. Объясните, почему раздел монополиста на ряд конкурирующих фирм может привести к более эффективному использованию ресурсов? Будет ли правильным такое решение в случае с естественной монополией?

6. Перечислите отрасли, которые, по вашему мнению, могут называться «естественной монополией» в России. Охарактеризуйте различные стратегии вмешательства для предотвращения использования монопольной власти.

Задачи

1. Допустим, фирма полностью монополизировала производство кворков. Следующая информация отражает положение фирмы:

Предельный доход = 1000 – 20Q.

Общий доход = 1000Q – 10Q2.

Предельные издержки = 100 + 10Q,

где Q – объем выпуска кворков, Р – цена одного кворка (в у.е.).

Сколько кворков будет продано и по какой цене, если:

- фирма функционирует как чистая монополия?

- отрасль (фирма) функционирует в условиях совершенной конкуренции?

2. Фирма-монополист запланировала выпуск продукции на год с показателями, представленными в таблице 7.

Таблица 7 – Выпуск фирмы-монополиста

Цена продажи Р, у.е./шт.
Объем продаж Q, шт.
Общие издержки ТС, у.е.
Постоянные издержки TFC, у.е.

Методом сопоставления общих показателей найдите наиболее выгодные варианты для фирмы по цене и объему реализации.

3. Представьте, что вы – чистый монополист. Динамика АТС, валовой и средней (не единицу продукции) прибыли складывается следующим образом: при продаже 6 ед. продукции, средняя прибыль снижается, а валовая прибыль максимальна. Но если вы будете продавать только 5 ед. продукции, то средняя прибыль будет максимальной. На каком варианте остановитесь: продавать 5 или 6 ед. продукции?

Наши рекомендации