Организация работы в прокуратуре города, района

За восемь лет руководства прокуратурами районного звена пришлось убедиться в важности правильной организации рабо-ты. Собственный опыт и знания, полученные при повышении квалификации, позволяют сделать следующие выводы. Еще до вступления в должность, накануне назначения, будущему проку-рору следует подробнее узнать о том населенном пункте, где ему предстоит жить и работать (в том случае, если он не местный житель): посмотреть данные о численности населения, изучить его социально-экономическое положение, выяснить количество муниципальных образований, сельских поселений и др.

Кроме того, будет полезно ознакомиться в кадровой службе с личными делами работников прокуратуры, что поможет понять как деловые, так и личные качества подчиненных, выяснить их трудовой путь, полученную квалификацию, специализацию по мере прохождения службы.

Заранее надо изучить справки о контрольных, комплексных проверках, проведенных работниками вышестоящих прокуратур. Особое внимание следует уделить недостаткам, отмеченным в части организации работы и контроля исполнения, распределе-нию обязанностей, состоянию делопроизводства и др.

Приняв дела, надлежит провести собеседование один на один с каждым из работников прокуратуры, выяснить, как они устроены в бытовом плане, узнать их потребности и пожелания, составить для себя определенный психологический портрет. С учетом действующего распределения обязанностей необходимо выяснить, к какой отрасли надзора тяготеет сотрудник, что его больше увлекает и что у него лучше получается.

Наиважнейший этап – подготовка распоряжения о распре-делении обязанностей между работниками прокуратуры города или района. При этом по возможности следует учитывать поже-лания подчиненных по распределению отраслей надзора.

Опираясь на данные контрольных проверок, анализ работы по всем отраслям надзора, необходимо провести оперативное со-вещание, на котором подробно разобрать имеющиеся в прокура-туре проблемы, провалы и спады на том или ином участке надзо-ра. В ходе совещания должен быть заслушан каждый работник с выяснением причин некачественной работы.

Новому прокурору необходимо поставить каждому работ-нику конкретные задачи с реальными сроками для устранения отмеченных недостатков. Решение совещания, оформленное про-токолом, ставится на контроль. В последующем специалист про-куратуры письменным рапортом докладывает прокурору о про-пуске срока тем или иным исполнителем. Такой рапорт служит основанием для применения мер воздействия при отсутствии уважительных причин пропуска установленного срока.

Оперативные совещания необходимо проводить еженедель-но, лучше всего по понедельникам в начале рабочего дня. Проку-рору нужно прийти пораньше, изучить сводки единой диспетчер-ской службы при администрации города, района, сводки МЧС, МВД о происшествиях.

На оперативном совещании следует довести до подчинен-ных работников содержание вновь поступивших приказов, указа-ний вышестоящих прокуроров, ознакомить с наиболее серьезны-ми происшествиями за истекшую неделю. В начале совещания предложить специалисту доложить о контрольных заданиях, по-ручениях, сроки исполнения которых истекают в ближайшие дни или по каким-то причинам они продлены или нарушены, заслу-шать исполнителя, потребовать незамедлительного принятия мер по устранению недостатков. При необходимости истребовать ра-порт, объяснение для решения вопроса об ответственности.

На еженедельном оперативном совещании прокурор заслу-шивает отчеты сотрудников о работе, проделанной за неделю, и о планах на предстоящую неделю, при необходимости вносит кор-рективы, направляет деятельность подчиненных. Следует отме-тить, что протоколы оперативных совещаний подшиваются в со-ответствующее номенклатурное дело и в ходе проверок выше-стоящие прокуратуры именно по ним судят об организации рабо-ты прокурором.

Рекомендую прокурорам обязательно посещать еженедель-ное совещание, проводимое главой города, района. Возглавляя длительное время прокуратуры районного звена в Республике Коми, а теперь в Республике Карелия, постоянно посещая такие совещания, пришел к выводу, что участие в них прокурора весь-ма полезно.

На таких совещаниях помимо главы и его заместителей присутствуют руководители отделов администрации города, рай-она, ОВД, контролирующих органов, ЖКХ и др. Каждому руко-водителю предлагается кратко сообщить о положении дел на вве-ренном ему направлении деятельности, об итогах работы за неделю, имеющихся проблемах и трудностях. Обычно такое совещание длится не более часа. Но за это время прокурор от руководителей получает самую последнюю информацию, тут же может задать вопросы, без проволочек разрешить возникающие трудности по применению законов, предостеречь от возможных нарушений. Кроме того, такая форма взаимодействия позволяет наладить тесные, рабочие отношения с ключевыми руководителями и при необходимости предотвращать нарушения закона, восстанавливать права граждан, в срочном порядке, в том числе по телефону, истребовать необходимую в служебной деятельности информацию, основываясь на личных отношениях делового характера с соответствующими руководителями, что, несомненно, поднимет авторитет прокурора в глазах граждан, подчиненных работников.

Помимо оперативных совещаний, в соответствии с требова-ниями приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 11.11.1996 № 66 «Об основных направлениях работы с кадра-ми в органах прокуратуры Российской Федерации», который предписывает считать постоянное повышение квалификации не-отъемлемой частью служебных обязанностей каждого руководи-теля и прокурорского работника, надлежит проводить в прокура-туре города, района учебные занятия. С целью повышения ква-лификации нужно регулярно изучать новеллы законодательства, судебную практику, организационно-распорядительные документы вышестоящих прокуратур и др. Подготовку и доклад того или иного материала поручать соответствующим работникам, исходя из возложенных на них обязанностей. Практиковать заслушивание различных мнений, диспуты, обсуж-дения.

Важная организационная составляющая в работе прокурора – это создание для коллектива комфортных условий труда. Сможет ли руководитель требовать надлежащего качества вы-полнения порученной работы, когда в прокуратуре сыро, проте-кает крыша, сломан ксерокс, нет расходных материалов и т.п. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 11.11.1996 № 66 предписывает руководителям органов прокура-туры проявлять постоянную заботу о нуждах подчиненных ра-ботников, создавать нормальных условия для их труда, быта и отдыха.

К примеру, при приеме дел в 2002 г. в прокуратуре Усть-Цилемского района я обнаружил, что прокуратура размещается в деревянной избе 1890 г. постройки с выгоревшим чердаком. Дан-ную прокуратуру в 50-е годы прошлого века возглавлял Н.С. Трубин, ставший впоследствии последним Генеральным прокурором СССР. Но по прошествии более полувека, без прове-дения капитального ремонта здание и помещения прокуратуры района пришли в ветхое состояние. Предыдущие прокуроры уси-лий к обеспечению нормальных условий работы коллектива не прикладывали. Технически оснащена была прокуратура лишь тремя механическими пишущими машинками.

Благодаря принятым мерам в течение двух лет прокуратура переехала в новое кирпичное здание, все работники были обеспе-чены служебными кабинетами. Проведена компьютерная сеть, каждый с персонального компьютера получил доступ к правовой системе «КонсультантПлюс», прокуратура была обеспечена ксе-роксом, факсом, сканером, холодильником, микроволновой пе-чью, чайником, телевизором, масляными обогревателями, венти-ляторами, новой мебелью.

Кроме того, все оперативные работники получили благоус-троенное жилье.

Подобный комплексный подход позволил создать в проку-ратуре благоприятные условия для работы коллектива, повысить эффективность прокурорского надзора, что сразу сказалось на качественных и количественных показателях работы. Отсутствие проблем материально-технического обеспечения позволило соз-дать и поддерживать благоприятный психологический климат. Как представляется, только создав все необходимые условия для работы коллектива, руководитель имеет моральные основания в полной мере требовать от подчиненных качественного выполне-ния работы при нынешних высоких нагрузках и решать вопрос об их ответственности.

Следуя данным рекомендациям, выработанным теорией и многолетней практикой, руководители прокуратур на должном уровне смогут организовать работу в прокуратуре города и рай-она. При этом необходимо обеспечение профессионализма, основанного на высоких этических нормах, в первую очередь самого руководителя, внедрение методов компьютеризации производственного процесса, совершенствования форм и методов управления, развития кадрового потенциала.

2.

Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Целями и задачами осуществления надзорных полномочий органами прокуратуры является «обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства»

Структура органов прокуратуры Ивановской области:

- аппарат прокуратуры Ивановской области;

- 4 районных прокуратуры в городе Иваново:

– прокуратура Октябрьского района,

– прокуратура Ленинского района,

– прокуратура Фрунзенского района,

– прокуратура Советского района;

- 1 городской прокуратуры:

– Кинешемская городская прокуратура;

- 5 межрайонных прокуратур:

– Ивановская межрайонная прокуратура,

– Вичугская межрайонная прокуратура,

– Тейковская межрайонная прокуратура,

– Шуйская межрайонная прокуратура,

– Фурмановская межрайонная прокуратура;

- 15 районных прокуратур области:

– Прокуратура Верхнеландеховского района,

– Прокуратура Гаврилово-Посадского района,

– Прокуратура Заволжского района,

– Прокуратура Ильинского района,

– Прокуратура Комсомольского района,

– Прокуратура Лежневского района,

– Прокуратура Лухского района,

– Прокуратура Палехского района,

– Прокуратура Пестяковского района,

- Прокуратура Приволжского района,

– Прокуратура Пучежского района,

– Прокуратура Родниковского района,

– Прокуратура Савинского района,

– Прокуратура Южского района,

– Прокуратура Юрьевецкого района.

- 1 специализированная прокуратура:

– Ивановская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области

Наши рекомендации