Украинские реалии кон ХХ – нач. ХХI века в аспекте зависимости от пройденного пути: фокус на СССР
1. Советское об-во как социокультурный феномен: системообразующие принципы
2. Основные сегменты модернити и архаики в социокультурном пространстве советского общества (деньги, труд)
3. Советский человек как интеллектуальный конструкт и реальные практики жизнетворчества как способы адаптации к системе
Начало 90-х годов – эйфория. Снгодгя активная реставрация совка.
Советское общество – это симбиоз традиционализма и модернизации, в сугубо технолог. смысле. Мировозренческие основы не затрагиваются при этом
Истоки традиционализма:
1. Русское православие
2. Коммунитарность (по Зиновьеву коммунальность) –несоциализированость человека в Западном смысле. Наш человек не жаждет организованного социума. Важнее персонификация.
Феномен коммунитарности становится доминирующем лишь в специфическом типе общества.
К. - следствия предельно трудных условий, которые угрожают деградации и гибели общества.
К. в этих условиях главный способ выживания: война, голод, эпидемии, эколог. катастрофы, хоз. разруха, локальные войны – инстинкт коммульнальности.
Для России ком-зм интересен из-за следующих черт:
1. Мощный централизированый государственный аппарат с классом чиновников
2. Привычка подчинятся власти
3. Дух общности
4. Советское об-ва - складывалось на основе восточного цивилизованного комплекса.
Коммунизм – не западное явление. Коллективная идентичность советского человека, интегрированость
СО – складывалось в режиме безусловного господства всеобщего.
Структура советской социо-культурной жизни складывалась по принципам присущим по не западной цивилизации:
1. Сакрализованая фигура учителя и основателя
2. Сакрализованое учение, которое сопровождается большим объемом комментариев
3. Партия, как организатор и вдохновитель
1-3 это советская форма религиозного сознания.
Системно-образующие принципы советской социо-культурной матрицы:
1. Неорганичность, смысловая разорваность совка, как результат наложения традиц. и модерн. способов моделирования мира. Традиц. культура – церковь вера в Бога, советское общество меняется объект – вера в коммунизм.
Форма сокрального связывалась с коммунистическим мифом и революционными идеями, произошла реконфигурация практик. Традиционное циклическое виденье мира
2. Двойственность нормативной системы:
Это две системы построены на двух принципиально разных фундаментах: система норм, в основе которой ценности, система норм, которые регулируют публичную сферу – это идеология
Реальный человек рассматривался как средство, а не как цель. Человек это ресур. Мир реальный далёк от идеала. Специфика традиционного сознания: профанное и сакральное. Идеальный мир строится на социальных иллюзиях. Мифологизация будущего – это символичееская смерть. Профанное – частное.Миф совка: героизм, идеолизм.
Повседнев регулировался ценностями, публичная сфера -идеологией.
Человек – средство, но не ценность.
Традиционное отношение к труду – отрицание ценности денег, не желание трудиться.
Советский человек – это адаптивный индивидуалист. Растёт пространство личной сферы человека
В основе приспособления советского человека к системе лежит адаптивный габитус – приспособление к обстоятельствам, практики строятся выбором необходимости.
Черты адаптивного габитуса:
1. Цинизм; как реакция на утерянную веру в моральные устрои;
2. Реализм;
3. Умолчание простых людей как следствие привычки жить по необходимости
Габитус образованных людей как мифотворчества, как особая способность верить в слова.
Нерефлексивность проявлялась:
1) Уклонение от анализа каких-либо сложных проблем (на практике – уход в приватное).
2) Заангажированность советской интеллигенции в советскую идеологию.
3) Адаптивный индивидуализм – практики лицемерия, способ связи публичной и приватной сфер, для сохранения своего «Я», чтобы защитить своё приватное.
По Бергеру можно выделить 3 адаптивные практики к системе:
1. Мысленный саботаж – языковые клише, идеологемы, создание квази-языка, путём: огрубления языка;
обессмысливания языка; вторжение жаргона, ненормативной лексики – рус.мат это вербальный нон.конформиз
2. Создание антиобществ (диссидентство или субкультуры);
3. Манипулирование как способ заставить систему работать на себя (лицемерие).