Тема 5. Типы конфликтов по потребностям
Задание для самостоятельной работы:подготовить доклад
Темы докладов:
1) Ресурсные конфликты
2) Статусные конфликты
см. 2.4.2. Методические рекомендации по подготовке доклада
Задание для выполнения(письменно)
1. Проанализируйте «Семь принципов ведения дел в России» 1912 года с Кодексом Российской товарно-сырьевой биржи и Сводом нравственных принципов и правил хозяйствования. В чем заключается их значение для предупреждения конфликтов? Какие еще новые принципы, этические нормы могут быть внедрены, по вашему мнению, в практику предпринимательской деятельности сегодня?
«Семь принципов ведения дел в России» 1912 г.:
1. Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку со стороны предпринимателя — залог ответной любви и благорасположения.
2. Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство — основа благополучия государства. Российский предприниматель, пекись о благе своей Отчизны. Береги собственность и имущество других, как свое.
3. Уважай власть. Власть — необходимое условие для успешного ведения дел. Уважай законную власть и ее блюстителей.
4. Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.
5. Будь честен и правдив. Честность и правдивость — основа предпринимательства, предпосылка честной прибыли и уважительных отношений в делах. Будь добродетелен, честен, правдив и милосерден.
6. Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову. “Единожды солгавший, кто тебе поверит?” Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.
7. Будь целеустремлен. Всегда имей перед собой ясную цель. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного . Никакая цель не может затмить моральные ценности.
Кодекс Российской товарно-сырьевой биржи
1. Относись с уважением к власти.
2. Будь целеустремленным.
3. Не разделяй слово с делом.
4. Уделяй время отдыху и размышляй о своей жизни.
5. Оказывай уважение старшим.
6. Уважай человеческую жизнь, человеческое достоинство и права человека.
7. Будь постоянен в сексуальных отношениях и браке.
8. Правильно рассчитывай свои средства.
9.Будь честен и правдив.
10.Уважай право частной собственности.
Подробнее см.: http://www.economic-lib.ru/biznes-20/20.htm
Свод нравственных принципов и правил хозяйствования:
1.Не забывай о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и Отчизны.
2. Богатство – не самоцель. Оно должно служить созиданию достойной жизни человека и народа.
3. Культура деловых отношений, верность данному слову помогает стать лучше и человеку, и экономике.
4. Человек — не «постоянно работающий механизм». Ему нужно время для отдыха, духовной жизни, творческого развития.
5. Государство, общество, бизнес должны вместе заботиться о достойной жизни тружеников, а тем более о тех, кто не может заработать себе на хлеб. Хозяйствование — это социально ответственный вид деятельности.
6. Работа не должна убивать и калечить человека.
7. Политическая власть и власть экономическая должны быть разделены. Участие бизнеса в политике, его воздействие на общественное мнение может быть только прозрачным и открытым.
8. Присваивая чужое имущество, пренебрегая имуществом общим, не воздавая работнику за труд, обманывая партнера, человек преступает нравственный закон, вредит обществу и себе.
9. В конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать порок и инстинкты.
10. Нужно уважать институт собственности, право владеть и распоряжаться имуществом. Безнравственно завидовать благополучию ближнего, посягать на его собственность.
Подробнее см.: http://www.mospat.ru/archive/6353.html
2. Вы считаете, что сделали доброе дело, но не получили в ответ положительной реакции. Почему так происходит? Почему не каждому человеку нужна ваша доброта? Как вы понимаете слова «Делай, что должен, и будь что будет»?
Форма отчетности:Выступление с докладом на семинаре.
Представление обоснованного и развернутого ответа на задание для самостоятельной работы (по выбору студента)
Контрольные вопросы по теме:
1. Как можно классифицировать потребности?
2. Что формирует интерес?
3. Что определяет экономические интересы?
4. В чем разница экономических интересов домашних хозяйств, предпринимателей и государства?
5. Какие формы столкновения экономических интересов вы знаете?
6. Что общего и в чем разница между потребностями и интересами?
7. Назовите известные вам ресурсные конфликты.
8. Охарактеризуйте причины трудовых конфликтов.
Темы для обсуждения
1. «Продавец и заведующий пекарней»
Покупатель Иванова обратилась с жалобой к директору магазина-пекарни Павлову на купленный в его магазине испорченный торт. Иванова потребовала наказать виновных в продаже просроченного продукта и возместить стоимость покупки. Директор принес извинения и возместил ущерб покупателю.
Дело дошло до наказания виновных. Продавец Зина объяснила, что ее вины нет. Она получает товар и отвечает только за сроки реализации и внутрь продукта не заглядывает.
Зав. пекарней Семенова заявила, что продукция пекарни каждый день выдается свежая. Кондитерские изделия с кремом, повидлом должны убираться в холодильник. Если же срок хранения подходит к концу, изделия возвращаются обратно на пекарню.
Директор Павлов объявил строгий выговор продавцу и зав. пекарней, а возмещение ущерба покупателю приказал сделать из зарплаты продавца Зины, которая настаивала на возмещение ущерба и со стороны Семеновой. На просьбу продавца директор не отреагировал.
Через два дня при открытии магазина в 10.00 директор проверял заполняемость полок в магазине продукцией из пекарни. Полки были пусты. Продавец Зина сказала, что на пекарни ничего еще не готово. Позже выяснилось, что это не так и нужно было только забрать выпечку. Так произошло первое столкновение между продавцом Зиной и зав. пекарней Семеновой.
В следующий раз при закрытии магазина продавец Зина, не сдав на пекарню нераскупленную продукцию, утаила ее под прилавком. В то же время она сделала на пекарню заказ на аналогичную продукцию. Через несколько дней, сдав на пекарню несвежий товар, который раньше хорошо раскупался и на который делали даже заявку в течение рабочего дня, продавец Зина пожаловалась директору на плохое качество продукции. Семенова объяснила, что ее продукция всегда качественная.
Не выдержав пререканий, постоянных скандалов с продавцом Зиной на протяжении нескольких недель, Семенова была вынуждена подать заявление об уходе. Директор подписал заявление, не разобравшись до конца в конфликтной ситуации. После ухода Семеновой произошли следующие изменения: ухудшилось качество продукции пекарни; простои в пекарни стали обычным делом; уменьшилась посещаемость магазина; снизилась выручка в магазине.
Как поступили бы вы на месте директора? Определите потребности, интересы и стратегии поведения всех действующих в этом конфликте лиц.
2. «Два бухгалтера и один компьютер»
В бухгалтерии фирмы «Северные ворота» два бухгалтера Ольга и Вера работали на одном компьютере. Шел процесс перехода от ручной обработки документов на ввод, постановку бухучета с помощью программы 1С:Бухгалтерия. Но компьютера стало недостаточно, между Ольгой и Верой возникло напряжение, переходящее в споры, кому и когда работать. Оба бухгалтера были недовольны тем, что постоянно приходится делить с другим свое рабочее место, оснащенное персональным компьютером.
Ольга и вера хотели работать в спокойной рабочей обстановке, сохранить ранее дружеские отношения, своевременно выполнять порученные задания. Но была создана конфликтная ситуация, стали неизбежными потери рабочего времени и сверхурочная работа (время уходило на освоение техники и внесение данных). Своими спорами они производили неблагоприятное впечатление на окружающих, теряли уважение в их глазах.
Ольга и Вера постоянно жаловались непосредственному начальнику – Петрову, что Ольга или Вера не желает уступать место с ПК в нужное время, высказывали колкости в адрес друг друга. Петров попытался разрешить конфликт путем установления графика работы на ПК.
Вскоре руководство фирмы приобрело еще один компьютер в бухгалтерию. Но конфликт перерос в другое противоборство. Новый компьютер был более современный, возникла проблема, куда установить новую технику, у кого оставить устаревшую. Ольга и Вера хотели новый компьютер, он быстрее обрабатывал данные. Важное значение для обеих имела новизна, интерес к работе, престиж.
После долгих споров новый ПК установили Вере, которая проработала в фирме более длительный срок. Ольга обиделась, отношение окончательно были испорчены.
Как бы вы поступили в данной ситуации на месте руководителя? К какому типу конфликтов вы отнесете данную ситуацию?
3. «Испытательный срок»
Елена была взята на работу в отдел, которым руководила Татьяна без ее согласия и испытательного срока, как этого требует законодательство. Функциональные обязанности Елены требуют самостоятельного рассмотрения вопросов и принятия соответствующих решений. Из устной беседы с Еленой Татьяна выяснила, что с подобной работой сотруднице уже приходилось сталкиваться раньше. Татьяна была вынуждена согласиться с принятием Елены в отдел.
Прошло немного времени. Татьяна столкнулась с недобросовестностью Елены. Ее поручения выполнялись некачественно, необоснованно затягивалось решение вопросов. Возникла необходимость либо самой завершать дела, либо перепоручать их другим работникам отдела, устанавливая жесткие сроки. Елена фактически только присутствовала на работе, делая вид, что чем-то занята. Возникла проблема: человек получает зарплату за просиживание на рабочем месте, а в конце месяца претендует на премию.
Татьяна делала замечания по работе, пытаясь направить Елену, давала рекомендации. Однако все оборачивалось вспышками гнева Елены, которая считала, что начальник излишне придирается к ней, объясняя это личной неприязнью.
Наступили дни бесконечных вспышек гнева, склок и скандалов. Елену ежемесячно лишали премии от 10 до 50%. Татьяна готовила индивидуальные планы работы для Елены, с которыми та не в состоянии была справиться. Все поручения начальника выполнялись в конечном счете другими сотрудниками отдела.
Татьяна, недовольная сложившимся положение, решается и пишет докладную записку на имя директора департамента, в которой предлагает перевести Елену в другой отдел, где требуются только технические навыки, с чем Елена будет прекрасно справляться. Как начальник отдела Татьяна стремилась свести к минимуму ущерб не только своим интересам, но и интересам отдела, создать атмосферу доверия, она пыталась учитывать различные точки зрения. Ей не хотелось, чтобы в отделе возникли напряженные отношения. Она просто боялась очередной подлости со стороны Елены, дорожила своей должностью.
Узнав о докладной записке, Елена тут же готовит объяснение, в котором противопоставляет себе весь коллектив отдела, доходя до личных оскорблений, необоснованных обвинений, жалуется сотрудникам департамента. Она пытается выгородить себя и оговорить Татьяну.
В отделе создалась крайне неблагоприятная ситуация. Елена оскорбляла работников отдела, не стесняясь в выражениях и не взирая на возраст.
Сотрудники отдела стали игнорировать Елену. Она почувствовала, что ситуацию не изменить и ушла с работы.
Какие выводы из ситуации вы делаете?
Литература :
1. Лукин Ю.Ф. Конфликтология: управление конфликтами: Management of the conflicts: учебник для вузов. М.: Академический Проект: Трикста, 2007. - 799 с.
2. Пискунова Л.П. Экономическая конфликтология. Учебное пособие. Екатеринбург, 2007
3. Тихомиров Б.И. Теоретические основы экономической конфликтологии: Учебное пособие – СПб.: ОЦЭиМ, 2004. – 78 с.
4. Государственная политика и управление: учебник: в 2 ч. / Л.В. Сморгунов, А.П. Альгин, И.Н. Барыгин и др.; под ред. Л.В. Сморгунова. Ч. 1: Концепции и проблемы государственной политики и управления. –М.: РОССПЭН, 2006. – 381 с.
5. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. –СПб.: Питер, 2008. – 544 с.