Страны-лидеры по доходам от международного туризма (без учета поступлений от международного транспорта) в 2000 г
№ п/п | Страна | Доходы, млрд дол. | Доля в общем мировом объеме, % |
США | 100,5 | 21,1 | |
Испания | 30,9 | 6,5 | |
Франция | 30,9 | 6,5 | |
Италия | 27,4 | 5,7 | |
Великобритания | 21,7 | 4,6 | |
Германия | 17,6 | 3,7 | |
Китай | 16,2 | 3,4 | |
Канада | 10,6 | 2,2 | |
Австрия | 10,0 | 2Д | |
Австралия | 8,4 | 1,8 | |
Итого по 10 странам | 274,2 | 57,6 |
Анализ стоимостных показателей доходности туризма свидетельствует о превращении его в одну из ведущих отраслей мирового хозяйства. В связи с этим большинство государств, понимая
огромную важность развития туризма в своих странах, выделяет солидные средства национальным туристским администрациям на продвижение национального туристского продукта. Лидером здесь является Израиль — более 200 млн дол. США ежегодно. США и Китай на эти цели выделяют по 70 млн дол. США.
Объем поступлений от международного туризма широко используется для оценки доходности туристского направления (дестиниции). Однако более информативными являются доход с одного прибытия и размер дохода от туризма, приходящийся на душу населения. Исследования, проведенные ВТО, свидетельствуют, что поступления от одного прибытия составляют в среднем 708 дол. США. При этом величина поступлений существенно варьируется по отдельным странам. Так, доход с общего прибытия ниже в государствах (Канада, Мексика), имеющих общую сухопутную границу со странами — поставщиками туристов (в данном случае США). Высокий уровень доходов с прибытия отмечен в странах, которые территориально удалены от крупных рынков выездного туризма, характеризуются высокой стоимостью жизни или ориентированы на элитарный туризм.
Немаловажным показателем, отражающим состояние экономики в целом и туризма в частности, является платежный баланс страны (табл. 13.8).
Таблица 13.8
Платежный баланс некоторых стран по статье «Туризм» в 2000 г. (млрд дол. США)
Страна | Импорт | Экспорт | Сальдо |
США | 67,3 | 100,5 | 33,2 |
Франция | 17,9 | 30,9 | 13,0 |
Италия | 15,4 | 27,4 | 12,0 |
Китай | 13,1 | 16,2 | 3,1 |
Германия | 47,1 | 17,6 | -29,5 |
Великобритания | 35,0 | 21,7 | -13,3 |
Бельгия | 10,2 | 7,4 | -2,8 |
Канада | 12,1 | 10,6 | -1,5 |
Экспорт туристских услуг (обслуживание иностранных туристов в стране) является составной частью общего экспорта товаров и услуг, а расходы на международный туризм гражданами страны оказывают непосредственное влияние на объем импорта, связанного с оттоком валютных средств за границу. Соответственно меры, принимаемые по привлечению иностранных туристов в ту или иную страну, укрепляют ее экономику в целом, а динамику развития платежного баланса по статье «Туризм» можно считать одним из показателей стабильного развития экономики государства.
По прогнозам ВТО в перспективе ожидается увеличение доходов от международного туризма: до 922 млрд дол. США в 2010 г. и до 2 трлн дол. в 2020 г. Также увеличатся расходы туристов на одно путешествие: с 682 дол. США в 2000 г. до 1248 дол. в 2020 г.
В развитии международного туризма в начале третьего тысячелетия будут проявляться следующие основные тенденции:
· интенсивное развитие получат логический, экономический, культурно-познавательный, деловой, тематический, приключенческий туризм и круизы;
· жесткая конкуренция потребует от туристской индустрии повышения качества предоставляемых услуг;
· на рынке будет наблюдаться поляризация предпочтений потребителей;
· активнее других будут путешествовать две категории населения: люди пожилого возраста и молодежь;
· интенсивное развитие информационных технологий может привести к уменьшению традиционных каналов сбыта туристского продукта;
· экономически активное население все больше будет предпочитать индивидуальный туризм;
· расходы на путешествия в семейном бюджете будут увеличиваться быстрее, чем другие статьи расходов;
· все большее значение в формировании рыночной привлекательности туристского продукта будут приобретать дополнительные услуги и так называемые поездки без забот;
· глобализация мировой экономики приведет к ускорению создания в индустрии туризма корпораций, альянсов и других
форм объединений, к концентрации инвестиций, слиянию и кооперации участников туристского рынка. Таким образом, международный туризм в третьем тысячелетии станет важным фактором развития человечества в целом и мировой экономики в частности.