Вставьте пропущенные слова и словосочетания. Тема 2. Основные закономерности экономической организации общества
Тема 2. Основные закономерности экономической организации общества.
Потребности и ресурсы
Экономические законы, их особенности. Экономические категории. Экономические отношения. Общественное производство, его стадии. Типы воспроизводства.
Потребности людей, их уровни, виды, свойства. Пирамида А. Маслоу. Безграничность потребностей.
Экономические блага, их классификация. Понятие полезности. Кругооборот благ. Потребительские и производственные блага. Частные и общественные блага. Богатство общества.
Производственные ресурсы, их виды и свойства. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Предметы труда, средства труда. Производительные силы и производственные отношения.
Хозяйствующие субъекты, их разновидности. Экономический (рациональный) выбор. Основные экономические проблемы. Понятие экономической эффективности.
Основные понятия и определения
Каждому из определений подберите соответствующий термин или понятие.
1. Товары и услуги, предназначенные для непосредственного удовлетворения потребностей человека.
2. Использование произведенного продукта для удовлетворения потребностей человека.
3. Блага, использование которых одним субъектом исключает возможность использование их другими субъектами.
4. Совокупность различного рода благ, которые могут быть использованы в процессе производства.
5. Совокупность природных богатств на земле и в ее недрах, которые могут быть использованы человеком в процессе производства.
6. Осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
7. То, на что направлен труд человека.
8. Непрерывное возобновление процесса общественного производства.
9. Целенаправленная деятельность людей по созданию экономических благ.
10. Движение произведенных благ от одного хозяйствующего субъекта к другому.
11. Лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность и вступающее при этом в экономические отношения с другими лицами.
12. Что, как и для кого производить.
13. Совокупность физических, интеллектуальных и духовных качеств человека, используемых в процессе труда.
14. Существенные устойчивые связи, действующие в процессе хозяйственной деятельности людей.
15. Система факторов производства, взаимодействие которых определяет уровень и тип социально-экономической организации общества.
16. Определение доли каждого хозяйствующего субъекта в общем объеме произведенного продукта.
17. Совокупность материальных благ, созданных человеком с целью их дальнейшего использования в процессе производства.
18. Поиск экономических решений, предполагающих получение максимума результата при минимуме затрат.
19. Создание благ, необходимых для удовлетворения потребностей людей.
20. Блага, потребителем которых является общество на условиях неконкурентности и неисключаемости потребления для каждого из его членов.
21. Ресурсы, используемые человеком в процессе производства благ.
22. Движение экономических благ и ресурсов между различными видами хозяйствующих субъектов.
23. Товары и услуги, потребляемые предприятиями и организациями в процессе производства.
24. То, чем человек воздействует на предмет труда.
25. Блага, созданные либо добытые трудом человека, ограниченные по отношению к потребностям.
26. Взаимосвязи между людьми, возникающие в процессе осуществления ими хозяйственной деятельности.
а) Экономические законы б) Экономические отношения в) Производство г) Обмен д) Распределение е) Потребление ж) Воспроизводство и) Потребность к) Экономические блага л) Кругооборот благ в экономике м) Потребительские блага н) Инвестиционные блага о) Частные блага | п) Общественные блага р) Ресурсы с) Факторы производства т) Производительные силы у) Труд ф) Рабочая сила х) Капитал ц) Земля ч) Предмет труда ш) Средства труда щ) Экономические проблемы э) Хозяйствующий субъект ю) Рациональный выбор |
Вопросы и задания
1. Бенджамину Франклину принадлежит мысль: «Время – деньги». Как вы понимаете данное крылатое выражение?
2. Согласны ли вы с тезисом: «От каждого от способности, каждому – по потребности»? Ответ прокомментируйте.
3. Воспроизведите пирамиду А. Маслоу. Что относится к первичным потребностям, а что – к потребностям высшего порядка? Можно ли удовлетворить высшие потребности, не удовлетворив первичные?
4. Экономическая наука определяет целый ряд факторов, способствующих количественному и качественному росту потребностей. Обозначьте факторы, которые тормозят развитие потребностей. Как снижение объема и уровня потребностей может повлиять на общественное производство и социально-экономический прогресс общества?
5. Оцените условно уровень своих потребностей в настоящее время и подумайте, как будут развиваться ваши потребности в ближайшие 5 лет, 10 лет. Чем принципиально будет обусловлена такая разница в качестве и количестве ваших потребностей?
6. Определите, какое из нижеперечисленных благ является экономическим, а какое – неэкономическим:
а) морская соль в море;
б) морская соль для ванн в упаковке;
в) вода в озере;
г) минеральная вода из скважины, используемая в лечебных целях;
д) бутилированная минеральная вода;
е) горячие источники в природе;
ж) горячие лечебные ванны в санатории;
з) вырытый колодец на дачном участке;
и) шишки в лесу;
к) кедровый орех в упаковке.
7. Чем является для предприятия, осуществляющего добычу, первичную переработку и продажу нефти за рубеж:
а) нефть, находящаяся в скважине;
б) продукты переработки нефти, используемые для обогрева рабочих помещений;
в) нефть, транспортируемая по нефтепроводу за рубеж;
г) нефтяная вышка.
Выберите подходящие для каждого из указанных случаев варианты ответов: предмет труда, средство труда, ресурс, средства производства, продукт потребления, товар, фактор производства.
8. Придумайте товар, который может быть произведен с помощью ресурсов:
а) рабочая сила;
б) рабочая сила и капитал;
в) рабочая сила, капитал, земля;
г) рабочая сила, капитал, информация.
9. Является ли электроэнергия, вырабатываемая на электростанциях и потребляемая в жилых домах, товаром массового производства и потребления? Ответ прокомментируйте.
10. В чем принципиальное отличие экономических законов от природных законов? Составьте классификацию экономических законов.
11. В какой экономической формации действуют закон спроса и предложения, закон денежного обращения?
12. Является ли рациональным поведение:
а) успешного предпринимателя, занимающегося благотворительностью;
б) человека, предпочитающего экономить деньги и не ходить в спортзал;
в) человека, предпочитающего экономить деньги на транспорт и ходить на работу пешком;
г) человека, предпочитающего работать в выходной день не за двойную оплату, а за отгул;
д) человека, предпочитающего работать на низкооплачиваемой, но любимой работе?
Ответы обоснуйте.
Вставьте пропущенные слова и словосочетания
1. Экономическая история отражает эволюцию _________________ и _________________.
2. В отличие от юридических законов, экономические законы имеют _________________ характер.
3. В отличие от законов природы, экономические законы возникают и функционируют в процессе _________________.
4. На основе отношений _________________ формируются социально-экономические отношения. С учетом особенностей организационной структуры и системы управления возникают _________________ отношения. На основе _________________ формируются технико-экономические отношения.
5. Человек не может перестать _________________, значит, он не может перестать _________________.
6. Понятие «стоимость» появляется на стадии _________________ общественного производства, а понятие «цена» - на стадии _________________.
7. _________________ является конечной целью производства.
8. Если объем производства за один период увеличился на 30%, а за второй период увеличился на 20%, то такой тип воспроизводства является _________________.
9. Согласно пирамиде А.Маслоу, первичными являются _________________ потребности, а высшими – _________________.
10. Благом люди называют то, что приносит им _________________.
11. В процессе производства создаются _________________ блага.
12. Солнечный свет и воздух представляют собой _________________ блага.
13. В современной экономике движение _________________ опосредует движение товаров и услуг.
14. Труд – это _________________ деятельность людей по производству товаров и услуг.
15. Капитал – это совокупность факторов производства, созданных _________________. Здания, сооружения, оборудование представляют собой пример _________________.
16. Все ресурсы общества _________________, а потребности _________________.
17. Носителем такого ресурса, как _________________, является человек.
18. Способностью удовлетворять потребности сразу многих людей обладает _________________ благо.
19. Совокупность предметов и средств труда составляет _________________.
20. Ткань для швеи является _________________ труда, а швейная машинка - _________________ труда.
21. Профессиональные навыки и умения человека составляют его _________________.
22. Мясные полуфабрикаты, лежащие на прилавке супермаркета, являются продуктом _________________ производства.
23. Такие экономические проблемы, как _________________, решаются в _________________ обществе.
24. Проблема «как производить» затрагивает вопросы совершенствования _________________ уровня общества.
25. Получение максимума результата при минимуме затрат отражает _________________ использование ресурсов.
26. Проблема эффективности возникает из-за _________________ ресурсов.
Тестовые задания
1. Экономические законы:
а) являются частью естественных законов природы;
б) порождаются экономическими явлениями и процессами;
в) отражают глубинную сущность экономических явлений;
г) вечны и непреходящи.
2. Закон возвышения потребностей относится к:
а) общим экономическим законам; б) особенным экономическим законам;
в) специфическим экономическим законам; г) универсальным вселенским законам.
3. В качестве специфического экономического закона выступает закон:
а) всемирного тяготения; б) экономии времени;
в) возвышения потребностей; г) спроса и предложения.
4. Экономическим законом не является:
а) закон убывающей предельной полезности;
б) закон перехода количественных изменений в качественные;
в) закон редкости ресурсов;
г) закон денежного обращения.
5. Экономические категории представляют собой (выберите несколько вариантов ответа):
а) абстрактное выражение отдельных форм экономической действительности;
б) историзмы, и поэтому неприменимы при изучении современных экономических законов;
в) теоретические обобщения, поэтому не отражают практическую сторону хозяйственной жизни;
г) инструментарий для исследования экономических законов и закономерностей, а также для анализа различных экономических процессов и явлений.
6. Общественным производством не является (выберите несколько вариантов ответа):
а) преподавание в школе; б) созерцание небесных светил;
в) собирательство; г) наблюдение за небесными светилами.
7. Общественное производство включает следующие стадии в указанном порядке:
а) производство – потребление;
б) производство – обмен – потребление;
в) производство – распределение – обмен – потребление;
г) производство – распределение – перераспределение – потребление.
8. Понятие «собственность» возникает на стадии ___________ производственного цикла:
а) производства; б) распределения;
в) обмена; г) потребления.
9. Принадлежность результатов производства какому-либо классу или социальной группе выясняется на стадии ___________ производственного цикла:
а) производства; б) распределения;
в) обмена; г) потребления.
10. Такая стадия производственного цикла, как потребление, характеризуется:
а) использованием продукта для удовлетворения человеческих потребностей;
б) приданием продукту законченной формы и упаковыванием;
в) вывозом продукта на рынок для продажи;
г) продажей товара и получением прибыли от продажи.
11. Непрерывное возобновление процесса общественного производства называется:
а) производственным циклом; б) кругооборотом благ в экономике;
в) воспроизводством; г) экономическим циклом.
12. Суть расширенного воспроизводства заключается в увеличении:
а) физических размеров производимой продукции;
б) количества производимой продукции;
в) количества используемых в производстве ресурсов;
г) потребления произведенной продукции.
13. Расширенному воспроизводству в условиях ограниченности ресурсов способствует:
а) сворачивание инновационной деятельности в стране;
б) развитие ресурсосберегающих технологий;
в) снижение уровня потребления;
г) увеличение импорта товаров и услуг из-за рубежа.
14. К свойствам потребностей не относится:
а) их безграничность; б) постоянный рост их количества;
в) их качественное изменение; г) возможность их полного удовлетворения.
15. Средством удовлетворения человеческих потребностей, имеющимся в ограниченном количестве, является:
а) экономический ресурс; б) экономический субъект;
в) экономическое благо; г) экономическое чудо.
16. Примером неэкономического блага является:
а) солнечный свет; б) электрическое освещение в доме;
в) печь для выплавки стали; г) свет уличных фонарей.
17. К нематериальному благу можно отнести:
а) парикмахерские услуги; б) занятия в университете;
в) электрическое освещение; г) услуги бухгалтера.
18. Среди признаков экономических благ можно выделить (выберите несколько вариантов ответа):
а) неограниченность их количества;
б) доступность для потребителей;
в) то, что они являются результатом хозяйственной деятельности людей;
г) то, что они используются для удовлетворения человеческих потребностей.
19. Можно сказать, что освещение улиц города электрическими фонарями является:
а) конкурентным благом; б) неконкурентным благом;
в) исключаемым из потребления благом; г) чистым частным благом.
20. Общественными называют блага, которые:
а) используются в процессе общественного производства;
б) относятся к товарам народного потребления;
в) обладают свойствами неконкурентности и неисключаемости;
г) имеются в ограниченном количестве.
21.К свойствам общественных благ относится то, что они:
а) производятся только государством;
б) имеют общенациональный характер;
в) обеспечивают значительный положительный внешний эффект;
г) могут быть доступны одновременно многим потребителям.
22. Примером чистого общественного блага является:
а) национальная оборона; б) зеленые лужайки возле дома;
в) социальное страхование; г) посещение театра.
23. Услуги образования и здравоохранения – это примеры:
а) чистых общественных благ; б) чистых частных благ;
в) смешанных общественных благ; г) неэкономических благ.
24. К перегружаемым общественным благам можно отнести (выберите несколько вариантов ответа):
а) автомобильные трассы;
б) передачу прогноза погоды с космического спутника;
в) бесплатный концерт в городском парке, посвященный Дню города;
г) законотворчество.
25. Движение в экономике различных благ (товаров и услуг) сопровождается встречными потоками (выберите несколько вариантов ответа):
а) денежных доходов и расходов; б) государственных институтов;
в) информации; г) агентов и домохозяйств.
26. Благом, превратившимся в течение ХХ века из неэкономического в преимущественно экономическое, является:
а) земля; б) продукты питания;
в) школьное образование; г) чистая питьевая вода.
27. Факторами производства не являются (выберите несколько вариантов ответа):
а) продукты потребления; б) здания и сооружения;
в) сырье и материалы; г) труд рабочих и служащих;
д) ценные бумаги.
28. Совокупность средств и предметов труда составляет:
а) средства производства; б) средства потребления;
в) средства обращения; г) средства распределения.
29. Кассовый аппарат в магазине является примером:
а) предмета труда; б) средства труда;
в) средства обращения; г) средства общения.
30. Производительные силы общества – это:
а) совокупность средств и предметов труда;
б) совокупность рабочих, занятых на производстве;
в) естественные силы природы + человек, воздействующий на них;
г) система всех факторов производства.
31. Главной движущей производительной силой общества является:
а) земля; б) капитал;
в) природные ресурсы; г) труд.
32. Такой ресурс, как земля, включает в себя:
а) землю, используемую для сельскохозяйственного производства;
б) полезные ископаемые, добываемые из земли, и сила природных явлений;
в) биомасса, используемая для удовлетворения человеческих потребностей;
г) все вышеназванное вместе.
33.Деньги являются ресурсом, если:
а) на них приобретаются оборудование и инвентарь для производственных нужд;
б) на них приобретаются предметы личного потребления;
в) ими оплачено обучение работника в университете;
г) деньги в принципе не могут являться экономическим ресурсом.
34. Хозяйственные связи между швейной и ткацкой фабриками характеризуют:
а) социально-культурные отношения; б) социально-политические отношения;
в) организационно-экономические отношения; г) социально-экономические отношения.
35. Отношения между работодателем и наемным работником с позиций экономической науки являются:
а) социально-культурными; б) социально-политическими;
в) организационно-экономическими; г) социально-экономическими.
36. Экономические проблемы «что, как и для кого производить» (выберите несколько вариантов ответа):
а) характерны только для рыночной экономики;
б) решаются как на уровне хозяйствующего субъекта, так и на уровне государства;
в) возникают в результате ограниченности ресурсов;
г) легко устранимы в развитой экономике.
37. Хозяйствующими субъектами в экономике выступают:
а) только предприниматели и предприятия;
б) только домохозяйства и предприятия;
в) только физические и юридические лица;
г) физические лица, юридические лица и государство.
38. Следствием ограниченности ресурсов является стремление к:
а) наиболее рациональному их использованию;
б) потреблению индивидуумом наибольшего количества благ;
в) производству наименьшего количества благ с целью экономии ресурсов;
г) сокращению человеческих потребностей.
39. Рациональность экономического выбора определяется на основе сопоставления:
а) результатов и затрат;
б) спроса и предложения;
в) желаний и возможностей;
г) своего выбора и выбора других членов общества.
40. Ресурсом, способствующим наиболее эффективному использованию всех других видов ресурсов, современная экономическая теория считает:
а) рабочую силу; б) предпринимательскую способность;
в) должность менеджера; г) экономический образ мышления.