Вопрос 5. Эволюция и этапы становления финансовой политики России
Мировой опыт хозяйствования свидетельствует о том, что общественный прогресс ведет к возрастанию степени воздействия политики на экономическую и духовную жизнь общества. Все возрастающие масштабы экономики, усложнение хозяйственных и региональных связей вызывают необходимость обеспечивать более-менее согласованное развитие всех отраслей экономики и регионов страны. Вопросы эти решаются в рамках конкретной мой модели (концепции) функционирования экономики. Современная история знает три типа финансовой политики:
- классическую, которая отводила государству чисто символическую роль «ночного сторожа» (по выражению проф. М.В. Романовского). Основой классической политики является достижение полной свободы рыночных отношений. По мнению «классиков» , рынок должен быть основным регулятором экономического роста и сбалансированности ресурсов общества. Государство должно обеспечить функционирование рынка определенными правовыми нормами, стремясь минимизировать все государственные расходы, представляющие собой значительные издержки для предпринимателя;
- плановую (командно-административную), которая базируется на жесткой централизации и перераспределении через государственный бюджет большей части финансовых ресурсов. Ее приоритеты - отношения планомерности, система директивных планово-распределительных функций государства на основе жесткого исполнения плановых (директивных) показателей развития экономики, превалирование натуральных показателей плана, вслед за которыми идет перераспределение денежных ресурсов в системе государственных финансов, государственных предприятий и отраслевых министерств в строго определенных планом пропорциях. Система была строго ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны, игнорируя международное движение капитала (за исключением международного кредита);
- регулирующую, в основу которой положена экономическая теория Дж. М. Кейнса и его последователей. Она исходит из того, что государство должно осуществлять вмешательство в циклическое развитие экономики с помощью таких финансово-кредитных инструментов, как: процентные ставки, налоги, бюджет и др.
Вопрос 6. Финансовая политика в условиях плановой (командно-административной) экономики.
Финансовая политика в условиях плановой экономики разными авторами называется по-разному (планово-директивная, командно-административная и т.п.), основана на государственной собственности на средства производства. Такая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, включая и финансовые отношения.
Цель финансовой политики в этих условиях одна: обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства, а точнее у центральных органов власти, для их последующего перераспределения в соответствии с государственным планом.
Начало этой системы было положено в 1917 г., когда пришедшие к власти большевики во главе с В.И. Лениным национализировали фабрики, заводы, крупные помещичьи хозяйства, а также банки, страховые компании и другие финансовые структуры прежнего режима.
Экономическая политика большевиков была в значительной мере противоречивой и не вполне последовательной. С одной стороны, она была направлена на сворачивание товарно-денежных отношений, замену их натуральными, а с другой -во все возрастающих масштабах осуществлялась эмиссия денег; кроме того, в 1918 г. В.И. Лениным был выдвинут проект денежной реформы, которая, правда, не была осуществлена. Еще раньше в работе «Тезисы банковой политики» Ленин писал: «Мы должны во что бы то ни стало добиться прочных финансовых преобразований, но надо помнить, что всякие радикальные реформы наши обречены на неудачу, если мы не будем иметь успех в финансовой политике.».
В 1918-1920 гг. продолжала сворачиваться деятельность
банков и других кредитных организаций, происходила натурализация экономических отношений (натуральная повинность,
трудовая повинность, гужевая повинность, заготовки сельскохозяйственных продуктов в обмен на промышленные товары,
продразверстка, натурализация зарплаты, которая в марте
1921 г. составила 93% ). Однако, несмотря на это, потребность
в денежной массе и темпы эмиссии денег (совзнаков) продолжали возрастать.
Декретом СНК от 19 января 1920 г. был упразднен Народный банк РФ, созданный 14 (25) декабря 1917 г. на основе слияния с Банком России частных акционерных банков и банкирских контор, а его активы и пассивы были переданы Центральному бюджетно-расчетному управлению наркомфина.
Однако уже 4 октября 1921 г. В.И. Ленин подписал Декрет СНК и ВЦИК «Об учреждении Государственного банка РСФСР» (в 1923 г. переименован в Госбанк СССР). Но это уже было началом новой политики, которая базировалась на широком использовании товарно-денежных отношений и внедрении некоторых элементов рыночной экономики (НЭП). Период НЭПа продолжался недолго (1922-1927 гг.)
Во второй половине 1920-х гг. в связи с политикой ускоренной индустриализации и коллективизации сельского хозяйства политика НЭПа, базировавшаяся на хозрасчетных отношениях, была окончательно «забыта». А в результате экономических реформ (кредитной и налоговой) 1930-1932 гг. в экономике страны утвердились командно-административные принципы, которые просуществовали до второй половины 1980-х годов.
Соответствующими такой экономике были финансовая политика и механизмы ее реализации. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых проводилось изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств происходило у государственных и кооперативных предприятий, населения, а также местных органов власти.
Для государственных предприятий был создан механизм двухканального изъятия чистого дохода (с последующими небольшими изменениями). Чистый доход государственных предприятий изымался в бюджет вначале при помощи налога с оборота в тех отраслях, где за счет цен, установленных государством, создался доход в повышенных размерах (это в легкой и пищевой промышленности). Затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (например, взносов свободного остатка прибыли) изымались в бюджет все излишки прибыли, которые, по мнению государства, нельзя было использовать в рамках предприятий.
Финансовым планом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет прибыли, т.е. государство полностью регулировало весь финансовый механизм государственных предприятий. Нередко у таких предприятий изымалось до 80% их чистого дохода.
Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось при помощи подоходного налога, дифференцированного в зависимости от величины зарплаты, и частично - налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Кроме того, часть средств у населения изымалась путем размещения фактически принудительных займов. Свободные средства населения (а, по сути, отложенный опрос), помещенные в сберегательные кассы, также направлялись в бюджет (в виде специального безоблигационного займа).
Примерно такой же механизм изъятия доходов применялся для колхозов и кооперативных организаций.
Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось ограничениями в установлении самостоятельных источников доходов местных бюджетов. Система местных доходов включала небольшие по объему статьи, удельный вес которых не превышал 10-15% от общей суммы доходов (платежи из прибыли местных предприятий и организаций, госпошлина, доходы от демонстрации фильмов и др.). В связи с этим уровень доходов местных бюджетов полностью зависел от объема средств, выделяемых им из вышестоящих бюджетов в порядке бюджетного регулирования.
Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных государственным планом. Средства выделялись обычно без их увязки с возможным эффектом. В связи с этим значительные ресурсы использовались непроизводительно: на финансирование оборонных отраслей народного хозяйства, «долгостроя», военных расходов и т.п. В то же время покрытие расходов на социальные нужды осуществлялось остаточным методом и по минимальным нормам, что отрицательно сказывалось на развитии отраслей социальной сферы (образование, наука, культура, здравоохранение). Управление финансами производилось из единого центра - Министерства финансов, которое ведало всеми вопросами использования финансов и финансового механизма в народном хозяйстве. Других государственных органов в управлении финансами просто не существовало.
Такая финансовая политика осуществлялась во всех странах социалистического лагеря (во всяком случае входивших в СЭВ). В общем, она оказалась неэффективной, о чем свидетельствует распад сначала социалистического лагеря, а затем и его создателя - СССР. Определенный эффект, хотя и дорогой ценой, она дала лишь в годы войны и период восстановления народного хозяйства. Совершенно очевидно, что такая политика в условиях нормальной экономики (при отсутствии чрезвычайных ситуаций) ведет к снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы, резкому ухудшению финансового состояния государства, субъектов хозяйствования и населения. Поэтому к началу 1980-х годов общество пришло к пониманию необходимости перемен в экономике и социальной сфере.
Вопрос 7. Финансовая политика в эпоху перестройки (1985-1991 гг.)
Замедление темпов экономического роста, ухудшение финансового состояния государства (бюджетный дефицит), предприятий и населения, усилившиеся в период 1970-1985 гг., коренного пересмотра государственной финансовой политики. Именно в этот период наиболее полно проявились недостатки политики командно-административной, т.е. ее догматический (нетворческий) характер, неспособность быстро реагировать на меняющиеся условия развития общества, находим, нужные способы решения назревших задач; отсутствие стратегических концептуальных разработок; проведение частичных, без надлежащего обоснования, тактических мероприятий, ориентированных на сиюминутную выгоду; отрыв финансовой политики от фактического состояния дел в экономике страны; нарушение важнейшего требования правильного ведения хозяйства - жить по средствам; остаточный подход при определении финансовой базы удовлетворения социальных потребностей граждан.
В перестроечный период упор в финансовой политике государства был сделан на ускорение экономического и социального развития страны путем широкого внедрения хозрасчета и его основополагающего принципа - самофинансирования.
С целью реализации этой политики предполагалось внести ряд изменений в систему управления экономикой, расширить нрава предприятий в решении экономических и социальных проблем, что нашло свое отражение в принятом Законе «О государственном предприятии (объединении)». Среди этих мер:
- переход на свободную куплю-продажу материальных ресурсов и готовой продукции на основе эквивалентного обмена (взамен распределения по разнарядкам через систему
Госснаба);
- самостоятельное определение предприятием объемов и номенклатуры продукции, правда, исходя из контрольных цифр и госзаказа;
- самостоятельное принятие предприятиями инвестиционных решений, что было подкреплено новым порядком распределения прибыли (предприятиям оставалось больше прибыли на цели расширенного воспроизводства), хотя не исключалось и выделение централизованных финансовых ресурсов (главным образом за счет министерств и ведомств);
- свободная переориентация производственного профиля предприятия на более выгодные сферы деятельности с учетом
Потребности данной продукции как для производственных, и потребительских целей;
- разрешение прямого участия в международном разделении труда, правда, при регулирующей роли государства;
- применение единых для всех промышленных предприятий ставок налоговых отчислений в зависимости от объема коллективного дохода;
- расширение прав руководителей предприятий на увольнение недобросовестных и сокращение избыточных для производства работников.
Важная роль при этом отводилась перестройке финансово-кредитной системы, совершенствованию хозяйственного механизма.
Реорганизация кредитной системы берет начало с 1 января 1988 г., когда был осуществлен переход на двухуровневую банковскую систему:
- первый уровень - Госбанк СССР, который перестал выполнять функции обычного коммерческого банка;
- второй уровень - сеть коммерческих банков, основанных на базе различных форм собственности. Правда, сначала это были специализированные государственные учреждения (Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк и др.), за которыми были закреплены предприятия соответствующих отраслей (например, крупное промышленное и гражданское строительство финансировалось и кредитовалось Промстройбанком, а предприятия агропромышленного комплекса, включая потребительскую кооперацию, - Агропромбанком).
В дальнейшем произошла трансформация отраслевых государственных банков в коммерческие (путем создания акционерных обществ закрытого типа). А с принятием Закона «О кооперации» появились первые негосударственные коммерческие и даже частные банки.
Параллельно с реорганизацией кредитной системы происходили изменения в механизмах финансирования и кредитования государственных предприятий. При этом упор делался на замену бюджетного финансирования краткосрочным и долгосрочным кредитованием. Бюджетное финансирование распространялось в основном на вновь создаваемые предприятия.
Менялись также правила кредитования: вместо кредитования по обороту, для которого характерен определенный автоматизм в предоставлении и погашении ссуд, кредитование по остатку, при котором ссуды выдаются под конкретные запасы товарно-материальных ценностей, устанавливались конкретные сроки их погашения.
Однако непоследовательность и противоречивый характер реформирования (сохранение централизма в управлении, превалирование государственной собственности, непродуманность решений, как это было с антиалкогольной компанией) не только не улучшили экономическую ситуацию в стране, а наоборот, привели к нарастанию негативных тенденций в экономике, в частности - росту бюджетного дефицита.
Результативность финансовой политики в период перестройки зависела от многих факторов. На возможность создания эффективной экономики и устойчивой финансовой системы влияли не только (а может не столько) изменения в организации финансовых отношений в стране, но и политическая ситуация, в частности борьба за власть между союзным и российским правительством, что в конце концов привело к августовскому путчу (1991 г.) и развалу СССР.
Вопрос 8. Финансовая политика в переходный к рынку период (1992—2000 гг.)
Признавая важную роль национальной специфики, необходимо отметить, что переход от централизованно-планируемой (командно-административной) экономики к рынку имеет mho-mi ножных общих черт с другими странами. Основной объективной задачей государства в переходный период является сокращение своего присутствия в экономике при сохранении минимально допустимой социально-политической стабильности.
И теоретическом плане можно выделить три основных этапа перехода к рынку:
1. Либерализационный, в ходе которого происходит разрушение административно- ориентированных хозяйственных связей, государство резко сокращает свое присутствие в экономике и социальной сфере, действуя за счет популярности своих лидеров. Период характеризуется экономическим спадом, резким ухудшением уровня жизни основной массы населения страны, дезорганизацией экономических и социально-политических механизмов.
2. Стабилизационный, в течение которого происходит становление новых хозяйственных связей и рыночной инфраструктуры первоначально вокруг экспортных отраслей, затем вокруг отраслей, их обслуживающих и, наконец, вокруг отраслей, ориентированных на подающий признаки оживления внутренний рынок. В этот период спад в неконкурентных отраслях компенсируется оживлением в конкурентоспособных. В результате наблюдается депрессия, медленное восстановление уровня жизни, происходит формирование основ рыночной инфраструктуры.
3. Инвестиционный, в ходе которого на основе сформировавшейся рыночной инфраструктуры и государственного стимулирования преодолевается инвестиционный кризис, начинается экономический рост и восстановление уровня жизни.
Вот как это происходило на практике.
Ядром всех перемен в экономике стала либерализация цен с 1 января 1992 г. Отпуск цен на свободу привел к резкому увеличению стоимостного объема товаров, продукции, работ, услуг. Это потребовало соответствующего возрастания массы платежных средств. Механизм сдерживания роста цен отсутствовал, а с платежными средствами сложилась противоположная картина. В результате возник затяжной платежный кризис. Взаимные неплатежи предприятий достигли масштабов, которые превзошли кредитные вложения. Например, в 1992 г. кредитные вложения возросли в 6 раз, а оптовые цены в 34 раза.
Неадекватный рост кредита повысил на него спрос, вызвал бурное развитие спекулятивных операций, осуществляемых через коммерческие банки. Следствием этого стал непрерывный рост процентных ставок. Начало такому росту положили коммерческие банки, для которых не устанавливалась маржа (разница в процентных ставках по привлеченным и предоставляемым кредитным ресурсам). Эта «инициатива» была поддержана Центральным банком России, который увеличил ставку рефинансирования кредитных ресурсов в 10 раз только за первое полугодие 1992 г.
В свою очередь коммерческие банки повысили цену за кредит и ограничили срок его предоставления несколькими месяцами. В практику вошли установление месячных процентных ставок и их помесячные изменения.
Коммерческие банки переключились на кредитование посреднических операций, для которых высокие процентные ставки перекрывались еще более высокими темпами инфляции и роста цен. Повышение процентных ставок стимулировало рост цен и привело к падению инвестиционной активности.
Как считает ряд авторов (в частности профессор Л.Н. Павлова), значительный урон денежному обороту нанесен необоснованно заниженным курсом рубля по отношению к ведущим валютам и в первую очередь к доллару, хотя такое утверждение представляется спорным. Это привело к разному росту спекуляций на денежном рынке. Серьезной для России проблемой стала и неконтролируемая эмиссия денежных средств банками бывших союзных республик при переходе на национальные валюты.
Предприятия, испытывающие дефицит платежных средств, вынуждены были сворачивать производство. В результате нарушились хозяйственные связи и за счет этого усиливался общий дисбаланс в экономике. Дефицит платежных средств коснулся как наличного, так и безналичного оборота.
Резко снизилась скорость обращения наличных денег, что явилось результатом неадекватного роста номинальных денежных доходов населения, товарооборота и цен на потребительские товары.
Кризис платежеспособности предприятий привел к росту задолженности по оплате труда. На 1 июля 1992 г. она составила 65,1 млрд. руб., тогда как эмиссия наличных денег в июне составила 86,9 млрд. руб., а в июле - уже 184,7 млрд. руб. К середине 1992 г. получили распространение спекулятивные операции с наличностью, установился неофициальный курс наличных денег по отношению к безналичным. Поэтому предприятия стали напрямую продавать свою продукцию потребителям, осуществляющим ее оплату наличными деньгами, что позволяло скрывать прибыль от налогообложения.
В целом за 1992 г. реальные денежные доходы населения составили только половину от уровня предыдущего года, а сбережения составляли всего 5,3% денежных доходов. С целью преодоления платежного кризиса в 1992-1993 гг. был принят ряд законодательных актов РФ: - Постановление Президиума Верховного Совета РФ от 13 января 1992 г. № 2167-1 «О безотлагательных мерах по нормализации налично-денежного обращения в Российской Федерации». Предусматривалось разработать новый порядок ведения кассовых операций в РФ, который фактически начал действовать только в конце 1993 г. Постановление признало целесообразным усиление контроля за соблюдением лимита наличных денег в кассах предприятий и организаций;
- Постановление Правительства РФ от 13 мая 1992 г. № 311 «О неотложных мерах в области налично-денежного обращения» было принято в связи с кризисом в области денежной наличности. Оно вводило ряд экстренных мер по нормализации налично-денежного обращения и внедрению безналичных форм расчетов с населением за товары и услуги. В частности, ограничивались выплаты наличными деньгами заработной платы с депонированием остальной суммы на условиях, определяемых предприятиями и организациями;
- Постановление Президиума Верховного Совета РФ и Правительства РФ от 25 мая 1992 г. № 2837-1 "О неотложных мерах по улучшению расчетов в народном хозяйстве и повышении ответственности предприятий за их финансовое состояние". Его основная цель заключалась в ликвидации платежного кризиса и нормализации финансового состояния государственных предприятий и организаций. Основное место было отведено проблеме пополнения оборотных средств предприятий и организаций за счет собственных и заемных ресурсов. Для ее решения Центральный банк России выделил коммерческим банкам кредитные ресурсы для предоставления по заявкам государственных предприятий и организаций специального кредита на пополнение оборотных средств. Правительству была открыта Центральным банком РФ специальная кредитная линия для нормализации платежей в народном хозяйстве.
Постановление решило вопрос о допустимости открытия банками друг у друга корреспондентских счетов и дало им право на организацию клиринговых учреждений. Однако расчеты с контрагентами, расположенными в странах СНГ, могли осуществляться только через корреспондентские счета в Банке России. Было предусмотрено широкое внедрение вексельного и чекового обращения, Центральный банк РФ ввел в действие с 1 июля 1992 г. новое «Положение о безналичных расчетах в РФ», которым вместо использовавшейся ранее акцептной формы расчетов были введены расчеты платежными требованиями-поручениями.
Особо необходимо отметить Указ Президента РФ от 21 июня 1992 г. № 636 «О мерах по защите денежной системы Российской Федерации». Речь шла о необходимости установления контроля над денежным обращением и достижения сбалансированности расчетов России с другими государствами, использовавшими рубль в качестве платежного средства. Основная цель Указа состояла в исключении возможности автоматического кредитования при расчетах по взаимным поставкам товаров между Россией и другими государствами рублевой зоны. Была признана целесообразность изменения межбанковских расчётов для защиты денежной системы России.
В 1992 г. начался процесс перехода стран СНГ и Балтии к национальным валютам. Так, в январе 1992 г. Украина ввела специальное платежное средство - купон - в параллельный наличный оборот, а в ноябре перешла к промежуточному платежному средству карбованцу - в наличном и безналичном обороте. В июне 1992 г. Эстония осуществила единовременный переход на национальную валюту в наличном и безналичном обороте-крону. В мае 1992 г. Латвия ввела промежуточное платежное средство - рублис - в параллельный наличный оборот, а в июне окончательно перешла на рублис - в наличном и безналичном обороте. Литва в октябре 1992 г. перешла к промежуточному платежному средству - талону. В свою очередь Россия 1 июля 1992 г. осуществила переход к российскому рублю в безналичном обороте. В 1993 г. этот процесс развивался еще более активно. Единовременный переход на национальную валюту осуществили Кыргызстан - сом, Туркменистан - манат, Казахстан - тенге, Армения - драхм. Грузия и Узбекистан допускали параллельное обращение российских рублей и платежных средств, соответственно: купона и сума-купона. Литва окончательно перешла на лит, Латвия - на лат, Молдова - на лей, Беларусь - на белорусский рубль, Азербайджан - на мaнат. Россия перешла к российскому рублю и в наличном денежном обороте с 26 июля 1993 г. Национальные валюты получили название мягких валют, или ограниченно конвертируемых валют.
Огромную роль сыграл Указ Президента РФ от 1 июля 1993 г. № 720 «О нормализации платежно-расчетных отношений в народном хозяйстве Российской Федерации». На основании этого Указа было проведено урегулирование взаимных неплатежей государственных предприятий и организаций по поставкам по состоянию на 1 июля 1992 г. Задолженность государственных предприятий, которая образовывалась после 1 июля 1992 г., предполагалось рассматривать как основание для применения процедуры банкротства. Особая роль отводилась Агентству по управлению долгами государственных предприятий при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом. На Агентство должны были относиться остатки задолженности государственных предприятий и остатки задолженности государственным предприятиям после их урегулирования. Роль Агентства состояла в ликвидации остатков задолженности государственных предприятий путем их взыскания, выпуска обращаемых долговых обязательств и других ценных бумаг. Однако указанные положения выполнены не были. Агентство не решило тех задач, которые на него возлагались.
Следующим этапом в разработке мероприятий по преодолению платежного кризиса стал Указ Президента РФ от 19 октября 1993 г. № 1662 «Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение». Появление этого документа было вызвано новым обострением ситуации в области расчетов.
Центральному банку предписывалось установить унифицированные сроки обработки платежных документов в коммерческих банках и расчетно-кассовых центрах (РКЦ) и нормативные сроки прохождения документов по территории РФ, предусмотреть взимание штрафа в размере двойной учетной ставки по кредитам, восстановить учет просроченных платежей за товары и услуги, ввести календарно-целевую очередность платежей с расчетных и иных счетов, ввести в РКЦ режим ускоренной обработки платежных документов с суммой платежей свыше 100 млн. руб.
Предлагалось осуществить переоформление коммерческими банками просроченной кредиторской задолженности предприятий и организаций срочными долговыми обязательствами (простыми финансовыми векселями) единого образца. По истечении сроков действия векселей и платежных обязательств с фиксированными сроками платежа непогашенные обязатель-ства предполагалось предъявлять в судебном порядке к безу-словному взысканию со счета должника. Эти указания выполнены не были, так как противоречили деятельности банков и отсутствовала соответствующая законодательная база. В 1993 г. наблюдалось активное развитие рыночного механизма, позволившее к середине 1994 г. преодолеть гиперин-фляционную тенденцию, о чем свидетельствует сокращение прироста потребительских цен с 21,4% в конце 1993 г. до 4,8% в середине 1994 г. Положительную роль сыграло расширение негосударственного сектора, на долю которого в конце 1993 г. приходилось 52% валового внутреннего продукта. Объем конечного потребления составил 60% вместо 50% в 1992 г. В структуре потребления существенно возросла доля домашних хозяйств, составившая 42% . Активизировалась рыночная инфраструктура за счет финансово-посреднического сектора, на долю которого приходилось 13%.
В октябре 1993 г. достигла апогея банковская ставка рефинансирования, дойдя до отметки 210%. На этом уровне она продержалась до конца апреля 1994 г., после чего была сформирована тенденция ее снижения. Однако в начале 1995 г.ставка вновь повысилась до 200% . С 1 мая 1995 г. ставка установлена в размере 195%, а с 16 июня 1995 г. - 180% годовых, В середине 1993 г. начал развиваться рынок государственных долговых обязательств, используемых для неэмиссионного покрытия дефицита бюджета. За полгода объем размещаемых на аукционе государственных краткосрочных облигаций возрос с 1 до 130 млрд. руб. На вторичных торгах на Московской межбанковской валютной бирже за торговую сессию осуществлялись операции с государственными краткосрочными бескупонными облигациями (ГКО) на сумму до 40 млрд. руб. Стоимостной объем заявок на аукционе, как правило, превышал объем выпуска ГКО, что стимулировало рост цен на вторичных торгах.
Нерешенной оставалась проблема неплатежей. Ежемесячный прирост просроченной кредиторской задолженности сохранялся на уровне 14% , дебиторской - 12% к внутреннему валовому продукту (ВВП). Это отрицательно влияло как на объемы, так и ассортимент выпускаемой продукции. В то же время платежеспособный спрос постепенно обеспечивал структуризацию видов деятельности и производств по уровню коммерческого реагирования. Значительный спад продолжал наблюдаться в машиностроении и металлообработке, легкой, химической и нефтехимической промышленностях. Однако в цветной металлургии, фармацевтической промышленности и промышленности строительных материалов по отдельным видам продукции объемы производства возросли.
Большие изменения произошли в отраслевой структуре произведенного ВВП. К примеру, производство товаров в 1990 г. составляло 60,6%, а в 1993 г. снизилось до 48,8%, тогда как производство услуг возросло соответственно с 32,5 до 42,2% .
Существенным показателем стало возрастание доли конечного национального потребления с 50% в 1992 г. до 60% в 1993 г. и снижение доли валового накопления соответственно с 35 до 27%.
С 1993 г. меняется структура капитальных вложений по источникам финансирования. Так, доля централизованных источников, в том числе федерального и местных бюджетов, составила 33% , а собственных средств предприятий 59% . Население начало инвестировать личные сбережения в жилищное строительство. В 1993 г. не удалось погасить государственный долг перед предприятиями. На 1 января 1994 г. общий объем задолженности федерального бюджета перед предприятиями и организациями агропромышленного комплекса, топливно-энергетического комплекса и оборонных отраслей оценивался в 4,5 трлн. руб. Погашение государственного долга в 1994 г. осуществлялось за счет выдачи предприятиям долговых обязательств, предоставления временного налогового освобождения и финансирования за счет федерального бюджета. Одновременно с этим авансовое размещение заказов для государственных нужд в 1994 г. привело к образованию новой задолженности государства перед предприятиями и организациями.
На начало 1994 г. убыточные предприятия составляли более 30% от их общего числа. Несмотря на значительное число предприятий с низкой платежеспособностью, процедура рассмотрения и объявления их банкротами происходила крайне медленно. Неудовлетворительное положение наблюдалось в области возврата коммерческими банками выданных им централизованных кредитов и процентов по ним. В целях изменения неэффективной системы распределения централизованных кредитных ресурсов (прямого кредитования приоритетных отраслей экономики через коммерческие банки) Банк России постепенно переходил к рефинансированию коммерческих банков через кредитные аукционы и другие рыночные механизмы. Для нормализации платежного оборота, сокращения взаимной задолженности предприятий в 1994 г. принят Указ Президента РФ от 25 мая № 1005 «О дополнительных мерах по нормализация расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве». Выполнению этого Указа способствовало письмо Центрального банка РФ № 98 от 30 июня 1994 г., разъясняющее порядок его реализации. Указом введена календарная очередность платежей с расчетных (текущих) счетов юридическихлиц с 1 июля 1994 г., за исключением выплат денежных средств на неотложные нужды, платежей в бюджеты всех уровней, а также в Пенсионный фонд (позднее были присоединены Федеральный дорожный фонд, а затем Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования). В 1994 г. не были консолидированы с республиканским бюджетом Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Федеральный дорожный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ.
Вопрос о видах региональных внебюджетных фондов и их консолидации с бюджетами разных уровней решался на местах.
Для обеспечения своевременности расчетов с бюджетами всех уровней и Пенсионным фондом РФ, оплаты труда работающих и расчетов за товары и услуги при недостаточности рублевых средств на расчетных (текущих) счетах юридические лица были обязаны продавать средства, находящиеся на валютных счетах, и направлять вырученные рубли на расчетные (текущие) счета для совершения расчетов. Однако средства валютных счетов, предназначенные для выполнения контрактных обязательств предприятий в области внешнеэкономической деятельности, не могли использоваться на покрытие задолженности бюджету. Такая мера была вызвана тем, что средства, поступающие в оплату за отгруженную продукцию, зачислялись после конвертации на валютные счета, а также спецессудные счета в счет погашения банковских кредитов и процентов. При этом расчетный счет оставался на картотеке и| налоги в бюджет не поступали.
Вновь подтверждалась необходимость скорейшего внедрения вексельного обращения и применения предприятиями векселей единого образца при оформлении обязательств за поставленные товары и оказанные услуги.
Указ Президента РФот 23 мая 1994г. № 1006«Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» предписывал банкам открывать расчетные (текущие) счета юридческим лицам строго при предъявлении документа налоговой инспекции о постановке на учет в налоговом органе; открывать валютные, ссудные, депозитные и другие счета юридическим и физическим лицам, зарегистрированным в качестве предпринимателей без образования юридического лица, только при предъявлении справки налогового органа о его уведомлении о намерении открыть счет и сообщать в пятидневный срок в на лотовый орган об открытии налогоплательщику расчетных (текущих), валютных, ссудных, депозитных и других счетов.
Согласно пункту 2 Указа каждое предприятие, учреждение, организация могли иметь в банках и иных кредитных учреждениях только один расчетный (текущий) и бюджетный счета для осуществления операций по основной деятельности. Это положение вызвало негативную реакцию банков и предприятий.
На основании Указа Президента РФ от 21 марта 1995 г. № 291"О признании утратившим силу пункта 2 Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006" письмом Госналогслужбы РФ № ВГ-4-13/23н от 02.06.95 г., Минфина РФ № 46 от 02.06.95 г., Центробанка РФ № 171 от 05.06.95 г. (зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 15 июня 1995 г. №873) «Об изменении пункта 2 Порядка применения положений Указа Президента РФ от 23.05.94 г. № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» были внесены изменения.
В настоящее время юридические лица могут иметь расчетные (текущие), бюджетные, депозитные, аккредитивные, ссудные, валютные, по капитальным вложениям и другие счета в банках без каких либо количественных ограничений. Открываемые счета подлежат регистрации налоговыми органами.
Расчётные (текущие) счета предназначаются и используются юридическим лицом для зачисления выручки от реализации продукции (работ, услуг), учета своих доходов от внереализационных операций, сумм полученных кредитов и иных поступлений, осуществления расчетов с поставщиками, бюджетами по налогам и приравненным к ним платежам, с рабочими и служащими но заработной плате и другим выплатам, включаемым в фонд потребления, с банками по полученным кредитам и процентам по ним, а также для платежей по решениям судов, арбитражных судов и других органов, имеющих право принимать решения о взыскании средств со счетов юридических лиц в беспорном порядке.
Формирование средств на депозитных счетах осуществляется, как правило, путем перечисления соответствующих сумм с расчётных и текущих счетов. Средства со ссудных счетов в виде банковских ссуд направляются либо на расчетные (текущие) счета заемщика, либо непосредственно на оплату кредитуемых материальных ценностей и затрат.
В то же время погашение задолженности по рублевым ссудам банка и уплата по ним процентов производятся путем перечисления средств с расчетных (текущих) счетов заемщиков: по ссудам, полученным в иностранной валюте, - с валютных счетов. Филиал, представительство или другое обособленное подразделение юридического лица может иметь в банке или ином кредитном учреждении текущие счета.
На укрепление платежной дисциплины в народном хозяйстве был направлен Указ Президента РФ от 20 декабря 1994 г. № 2204 «Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)». Речь в нем шла о создании дополнительных механизмов для преодоления неплатежей. Обращалось внимание на необходимость соблюдения формы договора, полноты и своевременности исполнения обязательств сторонами при осуществлении сделок по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
Обязательным условием договоров, предусматривающих поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг, является определение срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары, выполненные работы, оказанные услуги. Был установлен предельный срок исполнения обязательств по расчетам, равный трем месяцам с момента фактического получения товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Суммы невостребованной кредиторами задолженности по обязательствам, порожденным указанными сделками, в соответствии с Указом подлежат списанию по истечении четырех месяцев со дня фактического получения предприятием-должником товаров, выполнения работ или оказания услуг как безнадежная дебиторская задолженность на убытки предприятия-кредитора.
Как исключения выделялись случаи, когда в действиях сторон отсутствовал умысел. Выявить такие случаи весьма сложно, поэтому меры, предусмотренные Указом, практически не применялись. Реализация положений Указа возлагалась на Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ. Оно получило право на предъявление требования о перечислении сторонами в доход федерального бюджета всего полученного сторонами и причитающегося им по указанным сделкам.
При неисполнении или неполном исполнении требования Федеральное управление предъявляет иск в арбитражный суд о применении последствий ничтожности сделки. Реализация положений Указа была осложнена отсутствием четкой правовой базы и необходимой увязки с другими законодательными и нормативными актами. В целом, проводимая в 1994 г. финансовая политика заложила фундамент стабилизации экономики. С 1 апреля 1995 г. произошло прекращение покрытия бюджетного дефицита кредитами Центрального Банка, что открыло новый этап в развитии общества и финансовой политики.
Это был правильный и своевременный шаг, завершивший переход от кризиса к депрессии. К сожалению, много сил пришлось потратить на преодоление сопротивления влиятельных групп, благосостояние которых напрямую зависело от уровня инфляции. Прекращение финансирования бюджетного дефицита за счёт кредитов ЦБ стало важным и в то же время необходимым шагов на пути освобождения финансовой системы и экономики в целом от федерального бюджета.
Однако в условиях прекратившегося спада и начала депрессивного развития экономики продолжала осуществляться жесткая антикризисная (монетаристская) политика. Наиболее ярко это проявилось в стремительном развитии рынка ГКО-ОФЗ.
В результате ради снижения текущей инфляции через ГКО в бюджет откачивалась основная часть потенциальных инвестиционных ресурсов народного хозяйства, что тормозило его развитие. Сформировался своего рода порочный круг: указанное торможение способствовало сокращению налогооблагаемой базы, снижению бюджетных доходов и вынуждало государство для поддержания расходов хотя бы на минимальном уровне наращивать объемы выпуска ГКО.
Антикризисная экономическая политика стала чрезмерно жёсткой, превысила адаптивные возможности народного хозяйства и привела к развертыванию системного финансового кризиса, охватившего все секторы экономики.
Первый удар системного кризиса пришелся по коммерческой небанковской сфере, где нехватка средств привела к массовому сбросу валюты (апрель-июнь 1995 г.), резкому падению обменного курса доллара и введению механизма «валютного коридора».
Вторым этапом развертывания системного кризиса стал кризис бюджетной системы РФ, начавшийся в июле 1995 г., когда бюджетный дефицит стал фактически полностью финансироваться за счет внешних источников.
Чрезмерно жесткая финансовая политика привела к острой нехватке денег в народном хозяйстве и демонетизации экономики. Так, в черной металлургии в конце 1995 г. 70% расчетов осуществлялось по бартеру.
Демонетизация экономики привела к общему снижению собираемости налогов.
Высасывание денег из народного хозяйства не могло не сказаться и на наиболее финансово мощном ее секторе - банковской системе: началось массовое снятие банками средств с корсчетов в ЦБ и к началу осени 1995 г. банковский кризис пере шел в открытую стадию. Это был третий этап системного банковского кризиса.
К концу I квартала 1996 г. серьезные трудности испытывали около 20% российских банков.
С 1 апреля 1996 г. было полностью отменено резервирование средств на неотложные нужды, что серьезно ужесточило финансовую политику, ухудшило финансовое положение предприятии, усугубило банковский кризис.
Наконец, отсутствие финансовых средств в народном хозяйстве, естественно, привело к платежному кризису, который стал четвертым этапом системного финансового кризиса. Только на этот раз неплатежеспособным оказалось и само государство.
Таким образом, финансовая политика РФ складывалась в условиях преодоления ограничительных рамок планово-директивной политики СССР. В 1992-1998 гг. она развивалась в рамках финансовой стабилизации в крайне неблагоприятных условиях как объективного, так и субъективного характера. Это привело к августовскому кризису 1998 г. Стабилизационный этап, за которым должен был последовать инвестиционный, затянулся на многие годы.
Последствия кризиса 1998 г. крайне тяжело отразились на экономике страны и, прежде всего, на доходах основной массы населения. Потребовалось внести определенные коррективы в финансовую политику, учесть эффект девальвации рубля, что способствовало развитию экспорта, сокращению импорта и созданию определенных условий для повышения конкурентоспособности российских товаров и роста отечественного производства.
Усиление вертикали власти, достижение определенного консенсуса в отношениях между различными политическими партиями и ветвями власти на федеральном и местном уровнях позволило уже в 2000 г. достичь определенных успехов в развитие экономики, улучшении финансового состояния как на макро- , и на микроуровне. Так, за 2000 г. отмечен рост ВВП на 7% , инвестиций - более чем на 17% , ликвидирован дефицит гударственного бюджета.
В 21 веке страна вступила с наметившимися положительными тенденциями роста экономики страны, финансовой и политической стабильности.
Всё это создало благоприятные условия для выработки стратегических и тактических направлений финансовой политики в 21 веке.