Найдите в приведённом ниже списке признаки, присущие любому государству как общественному институту.
Иван приобрёл в книжном магазине необходимые учебники. Этот пример иллюстрирует
а) распределение б) обмен в) пользование г) потребление
1.2. К расходным статьям государственного бюджета относятся:
а) продажа государственных облигаций б) акцизные сборы
в) обслуживание государственного долга г) выплата пенсий
д) взносы на социальное страхование е) содержание армии
1.3. Общественное понятие, определяющее разделение общества на группы людей, которые различаются по своему социальному положению - это
а) социальная стратификация б) социальный статус в) социальная интеграция
г) социальная мобильность д) социальная дифференциация
По характеру регламентированности общественные отношения бывают
а) официальны ми и неофициальными б) материальными и духовными
в) экономическими, политическими, социальными и духовными
г) легальными и нелегальными д) групповыми и межличностными
1.5. К исторически сложившимся видам этноса относят
а) сословие б) класс в) нацию г) клан д) народность
Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям граждан РФ
а) указание своей национальности б) сохранение исторического и культурного наследия
в) участие в выборах органов власти г) свободное распоряжение своими способностями к труду
Найдите в приведённом ниже списке признаки, присущие любому государству как общественному институту.
а) правотворчество б) выборность органов власти
в) суверенитет г) территориальная целостность
д) наличие социальной стратификации е) разделение властей
1.8. Иван поставил перед собой цель поступить в институт на архитектурный факультет. Он занимается в художественной студии, создаёт собственные небольшие работы, участвует в различных выставках. Много внимания Иван уделяет изучению математики, увлекается черчением.
Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых для достижения поставленной Иваном цели.
а) поступление в институт б) занятия в художественной студии в) изучение математики
г) получение профессии архитектора д) опыт создания собственных работ е) выбор профессии
Задание 2. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ. (По 2 балла за каждый верный ответ, всего - 10 баллов).
1. Ценностно-ориентировочная, познавательная, прогностическая
_____________________
2. авторитет, сила, богатство, знание, харизма, закон
_____________________
3. армия, религиозные организации, школа и научные организации, правительственные группы и партии, искусство, пресса, телевидение и радио, экономические организации, семья и брак.
_____________________
4. Ж. Мелье, Ш. Монтескье, К. - А. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро, Ж. Ламетри.
_____________________
5. Граждане, иностранные лица, лица без гражданства, бипатриды
_____________________
Задание 3. Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного списка. Впишите в текст порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте! (По 1 баллу за каждую верно указанную вставку, всего - 8 баллов).
«Ограниченность ресурсов порождает несколько важнейших последствий. Прежде всего, люди издавна начали закреплять экономические ресурсы в ______(А). Они договорились о том, что отдельный человек или группа людей могут владеть, _____ (Б) и распоряжаться ресурсами.
Закрепление ресурсов за гражданами и организациями позволяет владельцам предоставлять эти ресурсы тем, кто в них нуждается, за определенную ______(В). Следовательно, владение ресурсами становится источником ______ (Г). Если владелец обладает только способностью к ______(Д) и продает именно её, т.е. идёт работать по найму, то получает за это зарплату. Владелец земельного участка или другого природного ресурса, использующий его для хозяйственных целей сам или предоставляющий эту возможность другим, получает _______(Е). Владелец физического _______(Ж) (зданий, сооружений, оборудования), использующий его для обеспечения деятельности своей фирмы, получает доход в форме части _______(З) этой фирмы».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) рента 2) прибыль 3) продавать 4) труд 5) капитал 6) собственность 7) плата 8) обмен
9) закон 10) пользоваться 11) стоимость 12) доход
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
Задание 4. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу. (всего - 6 баллов).
1. Одним из видов факторного дохода выступает дивиденд
2. Нотариат не относится к числу правоохранительных органов.
3. Патриархальная семья не относится к малой группе.
4. Эпоха в истории европейских стран, характеризующаяся восстановлением идеалов античности, называется Ренессансом.
5. Преподаватели вузов относятся к агентам вторичной социализации.
6. Традиционное общество является примером динамичной системы.
Задание 5. Решите задачу (до 5 баллов в зависимости от полноты ответа).
5. В дни летних каникул 16-летний Иванов заключил срочный трудовой договор сроком на 2 месяца на сельскохозяйственном предприятии по выращиванию овощей. По истечении месяца Иванов решил уволиться, т.к. родители получили отпуск и через неделю собираются вместе с сыном на отдых. О своем намерении Иванов уведомил работодателя в письменной форме и потребовал увольнения в течение ближайших 3-х дней. Работодатель отказал в прекращении трудового договора, сославшись на то, что до истечения срока действия договора остался месяц, который Иванов должен отработать на предприятии.
Правомерен ли отказ работодателя? Свой ответ обоснуйте. Как должна разрешиться ситуация согласно Трудовому кодексу РФ?
____________________
____________________ ____________________
____________________
____________________
____________________
____________________
____________________
Задание 6. Заполните пропуски в ряду (1 балл за каждую верную вставку, всего 6 баллов).
1.Моральные нормы - правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом; религиозные нормы - правила, установленные различными вероисповеданиями; ___________________________ — это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества.
2. Гуманизация - предполагается большое внимание к личности, её психологии, интересам, внимание уделяется нравственному воспитанию человека; гуманитаризация - усиление внимания к изучению общественных и гуманитарных дисциплин; Информатизация — использование новых современных технологий обучения; ____________________ — образование становится доступным для широких слоёв населения.
3. Мера стоимости – определение стоимости товара; средство обращение – посредник при обмене товаров;______________________ - образование денежного резерва.
4. Права человека: право на информацию – _______________; право на частную собственность – экономическое; право на отдых – социальное; свобода творчества и преподавания - _____________________; право на благоприятную окружающую среду - __________________ .
1. __________________________________________ 2. ____________________________________________
3. __________________________________________ 4. ____________________________________________ ,
__________________________________________ , ___________________________________________
Задание 7. Укажите соответствие между представленными позициями:(до 6 баллов в зависимости от полноты ответа)
Художественные стили | Представители | ||||||
Классицизм | А | А. Грибоедов | |||||
Романтизм | Б | А. Блок | |||||
Реализм | В | М. Ю. Лермонтов | |||||
Символизм | Г | Д.И. Фонвизин | |||||
Д | В.И. Баженов | ||||||
Е | И.Е. Репин | ||||||
Задание 8. Решите кроссворд (по 1 баллу за каждую верную позицию, всего - 12 баллов).
По горизонтали: 5. объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания
6. ценная бумага, обладающая фиксированным процентом
9. процесс и результат мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека
12. организационное объединение суверенных государств для долговременного и взаимовыгодного сотрудничества.
По вертикали: 1. один из исторических типов стратификации 2. падение уровня цен с течением времени 3. Система органов, осуществляющих от имени государства надзор за соблюдением законодательства, прав, свобод человека и гражданина 4. один из основоположников марксизма 7. совокупность людей, занимающих высокие посты в управлении государством и экономике. 8. утверждение, предполагающее доказательство 10. это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности 11. Верховенство и независимость власти
Задание 9. Перед вами ряд иллюстраций. Что они символизируют? Найдите лишний символ, объясните свое решение. (до 5 баллов в зависимости от полноты ответа)
1. 2. 3. 4.
Ответ:
Принцип образования ряда - _______________________________________
Лишний символ - _______, объяснение __________________________________________________________
____________________________
_________________________ .
ЭССЕ. Перед вами – высказывания известных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными.
Ваша работа будет оцениваться жюри по следующим критериям(всего – 30 баллов):
Критерии оценивания эссе: (всего – 30 баллов)
1. Обоснованность выбора темы, указание на ее актуальность. – (3 балла + 3 балла) - 6 баллов
2. Умение обозначить проблему, представить различные ее аспекты. – (3 балла) - 3 баллов
3. Логичность, связность раскрытия темы, внутренне смысловое единство (прослеживается план исследования от определения темы, постановки проблемы, указания задач и аргументации к соответствующему выводу). – 3 балла
4. Аргументированность и обоснованность суждений и выводов. – (2 балла за каждый аргумент) – до 8 баллов
5. Представление собственной позиции – 2 балла.
6. Грамотность использования обществоведческих фактов и понятий – 2 балла за каждый термин – до 8 баллов.
1. Нельзя добиться экономического процветания налетами на государственную казну. (Герберт Гувер)
2. Беда молодёжи не в нехватке знаний, а в нехватке желания учиться, чтоб знать. (Нейах
)3. Уничтожение одного есть рождение другого (Аристотель)
4. Свобода — это роскошь, которую не каждый может себе позволить. Отто Бисмарк
5. Нравственность должна быть полярной звездой науки. (Станислас Буффлер)
6. Давайте согласимся иметь разногласия. (Роберт Стивенсон)
7. Народ должен защищать закон, как свой оплот, как охранительную свою стену. (Гераклит Эфесский)
8. Семья - эта та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. (В.М. Сухомлинский)
9. Искусство - зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь? (Оскар Уальд)
______________________________
Таблица оценивания эссе: (заполняется жюри)
итог | ||||||
Оценка за работу (заполняется жюри) Члены жюри: ______________________________ | |||||||||||
Задание | Эссе | итог | |||||||||
оценка |