Подбор, изготовление и испытание грузозахватных приспособлений
3.1 Строительные грузы, в большинстве своем, поднимаются грузозахватными приспособлениями (стропы, траверсы, захваты и т.д.), основу которых составляют стальные канаты (см. п п. 2.1. … 2.12.).
Стальные канаты, применяемые в качестве стропов, должны отвечать действующим государственным стандартам и иметь сертификат или копию сертификата предприятия изготовителя канатов об их испытании в соответствии с ГОСТ 3241 и ГОСТ 18899. Допускается применение канатов по ИСО 2408.
При получении канатов, не снабженных сертификатом, они должны быть подвергнуты испытанию в соответствии с указанными стандартами. Канаты не снабженные сертификатом (свидетельством) об испытании, к использованию не допускаются.
3.2 Съемные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, захваты и т.д.) после изготовления подлежат испытанию на предприятии-изготовителе, а после ремонта - на предприятии, на котором они ремонтировались. Съемные грузозахватные приспособления должны подвергаться осмотру и испытанию нагрузкой, в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъемность.
Сведения об изготовлении съемных грузозахватных приспособлений должны заноситься в журнал. В журнале должны быть указаны наименование приспособления, грузоподъемность, номер нормативного документа (технологической карты), номер сертификата на примененный материал, результаты контроля качества сварки, результаты испытаний грузозахватного приспособления.
3.3 Съемные грузозахватные приспособления должны снабжаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием номера, грузоподъемности и даты испытания.
Съемные грузозахватные приспособления, изготовляемые для сторонних организаций, кроме клейма должны быть снабжены паспортом.
3.4 Расчет стропов из стальных канатов должен проводиться с учетом числа ветвей канатов и утла наклона их к вертикали.
При расчете стропов общего назначения, имеющих несколько ветвей, расчетный угол между ними должен приниматься равным 90°,
При расчете стропов, предназначенных для определенного груза, может быть принят фактический угол.
3.5 При расчете стропов коэффициент запаса прочности канатов должен приниматься не менее 6. Конструкция многоветвевых стропов должна обеспечивать равномерное натяжение
всех ветвей.
Рис. 3.1. Расчетная схема для определения длины стропа (двухветвевой строп)
3.6 Натяжение в ветви стропов определяется по формуле (5.1) в ньютонах (Н)
,
где М равны по табл. 3.1.
Таблица 3.1.
№ п/п | Угол | М |
30º | 1,15 | |
45º | 1,42 | |
60º | 2,00 |
Q – масса поднимаемого груза, т;
a - угол наклона каната к вертикали;
n – количество ветвей съемного грузоподъемного приспособления.
3.7 Длина ветви стропа определяется по формуле:
, (3.2)
где h – высота строповочного треугольника, см;
b – расстояние между точками зацепления строп по диагонали;
. (3.3)
3.8 Все расчетные характеристики по формулам 3.1. и 3.2. определены по расчетным схемам, принятым по рис. 3.1., 3.2.
3.9 После вычисления натяжения в ветви и длины стропа, в соответствии с выданным вариантом задания, по табл. 3.2. необходимо подобрать марку типового стропа для подъема заданного груза с учетом его характеристик по табл. 2.1. … 2.6.
Таблица 3.2.
Варианты индивидуальных заданий
Состав задания | Варианты | |||||||||
Масса поднимаего груза, тс | 2,4 | 3,0 | 4,0 | 1,8 | 1,4 | 2,8 | 2,6 | 3,8 | 3,2 | 2,6 |
Угол между ветвями стропа, град | ||||||||||
Число ветвей в стропе | ||||||||||
Исполнение стропа | - | - | - | - | - | - | ||||
Наименова ние поднимаемой конструкции | Квадрат-ная железобе-тонная плита | Прогон железо-бетон-ный | Дорож-ная плита | Треуголь-ная плита | Труба метал-лическая | Треуголь-ная плита | Труба кана лиза ционная | Плита дорож-ная | Плита покры-тия | Прогон железо-бет-ный |
Размеры конструкции, мм (ширина, длина) | 3000 3000 | 360 6000 h = 480 | 1500 6000 | 2400 2400 2400 | 1:600 | 3600 3600 3600 | 1:3000 300 | 6000 | 1500 6200 |
3.10 Варианты заданий даны в табл. 3.8. Они задаются преподавателем и указываются студентом на титульном листе отчета.
3.11 После подбора соответствующей варианту марки стропа студент должен вычертить строп с грузом с указанием величины угла между стропами и размеров конструкции.
Высоту (толщину) конструкции принять в соответствии с существующей номенклатурой изделий в отрасли и с учетом строительного модуля.