Экспортно-импортная модель международного бизнеса
Экспортно-импортная модель включает в себя международную торговлю товарами (услугами). В ней присутствуют две стороны международной сделки: покупатель (заказчик) и продавец (исполнитель). В процессе сделки происходит переход собственности от одной стороны к другой. Она может осуществляться как непосредственно продавцом, так и специализированными фирмами-посредниками.
Необходимо отметить, что в международной коммерческой практике под экспортно-импортными операциямипонимаются только операции, осуществляемые на коммерческой основе, т.е. на основе заключения и исполнения договоров купли-продажи товаров. Поставки в виде гуманитарной помощи, даров и т.д., осуществляемые на безвозмездной основе, в стоимость экспорта и импорта, как правило, не включаются. Они учитываются отдельно.
В общем случае под экспортными операциямипонимается деятельность, связанная с продажей и вывозом за границу товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту-
Под импортными операциямипонимается деятельность, связанная с закупкой и ввозом иностранных товаров для последующей их реализации на внутреннем рынке своей страны или вывоза за рубеж.
Экспортно-импортные операции считаются совершенными, если товар пропущен через государственную границу страны контрагента, что возможно после выполнения определенных формальностей и процедур, которые предоставляют сведения для статистического учета. Единственной основой статистического учета международных товарных потоков является таможенный учет экспортно-импортных грузов. Он также кладется в основу национальной внешнеторговой статистики. Этим объясняется необходимость единообразного таможенного статистического учета, унификации понятии, стандартизации внешнеторговой документации.
Существует несколько форм реализации экспортной деятельности, среди которых наиболее часто применяются косвенный экспорт, прямой экспорт и внутрикорпоративный обмен товарами (услугами). Косвенный экспорттоваров (indirect exporting) применяется, если компания продаст свою продукцию национальномуконтрагенту, который, в свою очередь, ее экспортирует на зарубежные рынки. Прямой экспорт(direct exporting) имеет место в случае непосредственной продажи товаров контрагентам, функционирующим за пределами страны компании. Прямой экспорт позволяет компании приобрести ценный опыт ведения международных коммерческих операций, а также опыт ведения бизнеса в странах, на рынки которых она проникает. Третья форма экспортной деятельности — это внутрикорпоративный обмен товарами,значение которого повышается вследствие увеличения масштабов деятельности ТНК. Под внутрикорпоративным обменом (intracorporate transfer) обычно понимают продажу товаров (услуг) компанией, расположенной в одной стране, другим хозяйственным единицам, входящим в ту же ТНК и расположенным в других странах. Внутрикорпоративный обмен представляет собой важный элемент международной торговли. На долю операций по внутрикорпоративному обмену товарами (услугами) приходится около 40% от общего объема экспортно-импортных операций США.
Механизмы осуществления экспортно-импортных операций определяются формой экспортной деятельности. Вместе с тем процедуры и техника подготовки международных торговых сделок при прямых связях между контрагентами и в случае косвенного экспорта схожи. Рассмотрим их на примере прямого экспорта. Международная практика проведения экспортно-импортных сделок предполагает прохождение трех следующих этапов:
1) подготовка к заключению контрактов купли-продажи;
2) заключение контрактов купли-продажи;
3) исполнение контрактов купли-продажи.