Предпринимательство как современная форма ведения хозяйства.
Предпринимательством, как правило, называют инициативно-самостоятельную хозяйственно-коммерческую деятельность отдельных физических и юридических лиц, которая ориентирована на получение прибыли.
Основными функциями предпринимательской деятельности являются:
1. Творческая функция ― генерирование и активное использование новаторских идей и проектов, готовность к определенному риску и умение рисковать в бизнесе.
2. Ресурсная функция ― формирование и использование капитала, а также информационных, материальных и трудовых ресурсов.
3. Организационная функция, ― то есть практическая организация маркетинга, производства, продажи, рекламы и других хозяйственных дел.
Выделим основные принципы предпринимательской деятельности:
― свободный выбор деятельности, которая не противоречит законодательству;
― привлечение на добровольной основе ресурсов (деньги и имущество) индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, для создания или расширения деятельности;
― самостоятельное формирование производственной деятельности (программы), право выбора поставщиков ресурсов и покупателей готовой продукции, установление цен на товары и услуги;
― свободный выбор и принятие на работу всех категорий работников предпринимателем;
― свободный выбор коммерческого расчета и коммерческого риска;
― возможность на свое усмотрение распоряжаться прибылью (доходом), которая остается после выплаты обязательных платежей в бюджет;
― осуществление внешнеэкономической деятельности предпринимателями и юридическими лицами.
Существуют классическая и инновационная модели предпринимательства с альтернативными вариантами их объединения.
Классическая модель ориентируется на эффективное использование имеющихся ресурсов предприятия.
Инновационная модельпредусматривает активное использование непосредственно новых организационно-управленческих, технико-технологических и социально-экономических решений в сфере бизнеса.
Успешная предпринимательская деятельность зависит от выбора организационно-правовой формы ее осуществления, на которую влияет ряд факторов (мера ответственности, система налогообложения, потребность в финансовых средствах, возможности изменения собственности, управленческих способностей предпринимателя и так далее).
В Украине чаще всего встречаются три основных организационно-правовых формы предпринимательской деятельности :
1. Единоличная собственность, ― то есть предприятие владельцем, которого является физическое лицо или семья.
2. Общества (партнерства) ― то есть объединение собственных капиталов нескольких физических или юридических лиц на условиях: равного распределения риска и прибыли; общего контроля результатов бизнеса; непосредственного участия в осуществлении деятельности.
3. Корпорация (акционерное общество) ― то есть предприятие, которое находится в собственности акционеров, которые имеют ограниченную ответственность (в размере своего вклада в акционерный каптал).
Важной формой предпринимательской деятельности является франчайзинг, который в широком смысле означает предоставление права на производство и сбыт продукции (предоставление услуг), а также практической помощи в деле организации бизнеса. Франчайзинг заключается в том, что независимая фирма (франчайзодатель), которая изготовляет продукцию (оказывает услуги), передает право использовать свой товарный знак другому предприятию (франчайзополучателю) в обмен на обязательство изготовлять или продавать продукцию этой независимой фирмы. За это франчайзополучатель выплачивает процент от своего дохода в виде материального вознаграждения франчайзодателю.
Практика ведения хозяйства подтверждает осуществление двух основных видов (типов) предпринимательской деятельности ― производственной и непроизводственной. Предпринимательская деятельность в сфере непосредственного производства товаров ориентируется на производстве и продвижении на рынке традиционных или инновационных видов товаров.
Непроизводственная предпринимательская деятельность, в рамках которой выделяют:
· предоставление услуг (выполнение ремонтных работ, предоставление информационных услуг, осуществления транспортных перевозок);
· торговля;
· другая непроизводственная деятельность, в частности деятельность на финансовом рынке.
Формирование и функционирование социально ориентированного и экономически эффективного предпринимательства возможно в условиях создания надлежащей предпринимательской среды, которая должна интегрировать благоприятную общественно-экономическую ситуацию в стране с соответствующими правовыми и социально-экономическими регуляторами и рыночной инфраструктурой.
Необходимыми условиями для благоприятной среды бизнеса являются:
· стабильность национальной денежно-кредитной системы;
· государственная экономическая политика в сфере налогообложения, ценообразования, направленная на поддержку предпринимательства;
· государственное финансирование и поддержка разномасштабного и в первую очередь малого предпринимательства;
· эффективная правовая защита собственности;
· привлекательность имиджа предпринимательской деятельности;
· наличие стимулов и интеграция экономики в мировое экономическое пространство.
Договоры являются главными и, по существу, единственной правовой формой партнерских взаимоотношений. Договор (контракт, соглашение) ― это форма документального закрепления партнерских взаимоотношений (предмет договора, взаимные права и обязанности, последствия невыполнения договоренности). В рыночной системе ведения хозяйства применяются два вида договоров: учредительный и предпринимательский.
Учредительный договор является письменным документом, в котором изъявляется воля физических или юридических лиц по отношению к созданию нового предприятия или объединения для реализации конкретной предпринимательской идеи.
Предпринимательский договор отображает соглашение сторон (партнеров), относительно непосредственного осуществления выбранной предпринимательской деятельности, в определенной организационно-правовой форме.
Договор является обязательным для выполнения. В случае изменения обстоятельств договор может быть изменен или разорван по соглашению сторон. Если стороны не нашли соглашения по вопросам изменений, то это может быть сделано решением суда по требованию заинтересованной стороны.
Отношения между предпринимателями оформляются договорами. После подписания договора между субъектами предпринимательской деятельности возникают партнерские взаимосвязи.
Рассмотрим формы партнерских связей в зависимости от направлений предпринимательской деятельности и содержания подписанного договора.
I. Производство, которое включает:
1.1. Производственная кооперация ― осуществления замкнутого производственного цикла готовой продукции общее всеми партнерами, при этом каждый из них выполняет свою часть работы в рамках единственного производственного процесса.
1.2. Проектное финансирование ― форма совместной деятельности, при которой:
а) один из партнеров обязуется финансировать реализацию предпринимательского проекта другого партнера;
б) партнер-разработчик предлагает другому партнеру осуществлять практическую его реализацию.
При этом в обоих случаях полученный кредит должен быть возвращен в товарной форме, то есть за счет изготовленной потом реализации бизнес-проекта продукции.
1.3. Управление по контракту ― форма партнерских связей, осуществляемых путем передачи одним предпринимателем другому "ноу-хау" управленческого характера (экспорт управленческих услуг).
1.4. Подрядное производство характеризует форму юридически оформленных отношений между предпринимателями, в соответствии с которой один осуществляет целевое производство продукции по прямому указанию другого.
1.5. Совместное предпринимательство означает функционирование организационного образования (предприятия, др. субъекта ведения хозяйства), уставный фонд которого формируется за счет паевых взносов партнеров-основателей, или когда один из них является иностранным физическим или юридическим лицом.
II. Товарообмен
2.1. Бартерные операции ― форма реализации заключенного соглашения в натуральной форме в соответствии с предыдущим уточнением номенклатуры обмениваемых товаров, а также сроком обоюдного снабжения продукции.
2.2. Встречная поставка ― является разновидностью бартера, но предусматривает другие условия выполнения. Партнеры определяют, какой товар должен быть поставлен, а конкретный ассортимент определяется позже и оформляется в виде приложения к договору.
2.3. Коммерческая триангуляция заключается в том, что к бартерным операциям притягивается третий партнер (больше ли), если этого требует поиск необходимого продукта (товару).
III. Торговля.Торговля ― при этом предпринимательское сотрудничество закрепляется следующим соглашением:
3.1. Обычное соглашение ― это общепринятое универсальное соглашение покупки-продажи, при котором партнерские взаимоотношения оформляются в виде договора-снабжения определенного товара.
3.2. Форвардное соглашение - является документально оформленный договор, который требует неотложной практической реализации.
3.3. Соглашение о передаче информации в виде "ноу-хау" реализуется обязательно за определенное материальное вознаграждение, размеры и условия которого определяются этим соглашением.
3.4. Соглашение об установлении прямых связей ― партнерские связки субъектов ведения хозяйства, которые базируются на непосредственной совместной работе в конкретной сфере деятельности.
3.5. Соглашение об экспорте ― это юридически оформленные отношения, направленные на снабжение конкурентоспособной продукции в другие страны. Соглашения о реэкспорте характеризуют производственно-экономические отношения, которые предусматривают покупку товаров за рубежом и перепродажа партнерам третей страны.
3.6. Соглашение об импорте ― форма партнерских отношений для организации ввоза необходимых товаров из других стран.