Г. Равновесный объем производства и дохода 1 страница
1. Определите понятия, обозначенные буквами: NNP = C + In + G + Xn.
2. Опишите метод «сбережения = инвестиции» для нахождения равно-весного чистого национального продукта в частном секторе закрытой экономики. Изобразите графически.
3. Что означает устойчивость экономики в условиях равновесного ЧНП и когда равновесный ЧНП вызывает стремление к его изменению?
4. Опишите метод «расходы = доходы» для нахождения равновесного ЧНП в частном секторе закрытой экономики. Изобразите графически.
5. Покажите, что два метода «сбережения = инвестиции» и «расходы = доходы» равнозначны, т.е. всегда дают одинаковый уровень равновесного ЧНП.
6. Опишите: а) эффект мультипликатора на основе здравого смысла; б) арифметический пример мультипликатора; в) его графический пример.
7. Какова зависимость между MPC (MPS) и величиной мультипликатора? Каков будет мультипликатор, если MPS = 0; 0,4; 0,6; 1, если MPC составляет 1; 8/9; 2/3; 1/2? Как изменится ЧНП, если предприниматели увеличили уровень инвестиций на 8,00 млрд. долл., а MPC = 4/5, если MPC = 2/3? Объясните разницу между простым и сложным мультипликатором.
8. Объясните парадокс бережливости и его значение. Приведите аргументы за и против бережливости. Опишите: а) индивидуальную и общественную точку зрения; б) положение в период подъема и депрессии.
9. Объясните на графике инфляционный разрыв.
10. Объясните на графике дефляционный (рецессионный) разрыв.
11. Используйте кейнсианский крест для анализа воздействия: а) уве-личения государственных расходов; б) увеличения налогов; в) равного увеличения государственных расходов и налогов.
12. Цель фискальной политики - устранение инфляционного или дефляционного разрывов. Покажите, как вы поступите с налогами и с государственными расходами для преодоления дефляционного разрыва.
13. Допустим, уровень инвестиций составляет 16,00 млрд. долл. и не зависит от уровня общего объема производства. Заполните таблицу и определите уровень равновесного объема производства и дохода в частном секторе закрытой экономики.
а) Существует ли инфляционный или рецессионный разрыв, если рабочая сила равна 70 и 55 млн. чел.? Каковы последствия этого разрыва?
б) Какова величина MPC и MPS?
в) Используйте мультипликатор для объяснения возрастания равновесного
ЧНП вследствие прироста расходов на запланированные инвестиции с 16,00 до
20,00 млрд. долл.;
Возможные уровни занятости (млн. чел.) | Реальный ЧНР=Di (млрд. долл.) | Потребление (млрд. долл.) | Сбережения (млрд. долл.) |
г) Определите сбережения и запланированные инвестиции при объеме
производства в 380 млрд. долл. и 300 млрд. долл.? Каковы будут фактические
инвестиции? Объясните, как устанавливается равновесный уровень, равный 380
и 300 млрд. долл.
14. Заполните пустые клеточки:
а) NNP = + + +
|
б) если S > In, то NNP C + In
|
|
|
|
|
|
в)
|
|
|
| |
|
|
|
|
| ||||||||
| |||||||||
е)
|
|
|
15. Оцените следующие высказывания.
«Запланированные инвестиции равны сбережениям при всех уровнях ЧНП; фактические инвестиции равны сбережениям лишь при равновесном ЧНП».
«То, что домохозяйства могут сберегать больше, чем предприниматели хотят инвестировать, не играет роли, ибо со временем обстоятельства заставят и тех и других сберегать и инвестировать одинаково».
16. Объясните, какое воздействие окажет на уровень равновесного ЧНП каждое из следующих изменений: а) ожидание потребителями депрессии; б) большие закупки пшеницы другим государством; в) пятипроцентное повышение акцизного налога на бензин; г) сокращение федеральных расходов на образование; д) ожидание резкого подъема уровня цен.
17. Совместите графически кейнсианскую модель совокупных расходов и модель совокупного спроса. Объясните утверждение: «Кейнсианская модель - это модель с безработицей; модель совокупного спроса–совокупного предложения - это модель с инфляцией».
18. Объясните действие мультипликатора на разных отрезках кривой совокупного предложения.
19. Объясните влияние изменений чистого экспорта на равновесный уровень ЧНП для открытой экономики.
20. Объясните содержание следующих графиков.
Кроссворд
По горизонтали: 1) экономические рычаги, посредством которых государство понижает величину МРС, мультипликатора и тем самым отри-цательные эффекты в экономике; 2) рычаг государственного регулирования экономики, одновременно снижающий и потребление и сбережение; 3) состояние экономики, при котором общие расходы достаточны для закупки всего объема продукции; 4) коэффициент, показывающий, во сколько раз возрастет ЧНП (доход) при данном росте инвестиций; 5) повышение общего уровня цен; 6) фактор, приводящий в соответствие фактические величины сбережений и инвестиций и вызывающий необходимые изменения в ЧНП; 7) состояние экономики, когда рост спроса вызывает рост ЧНП при неизменном уровне цен.
По вертикали: 1) та часть располагаемого дохода, которая не потребляется; 8) NNP = C + ? + G + Xn; 9) уменьшение установленной стоимости валюты; 10) продолжительное снижение реального дохода; 11) любое дополнение к потребительским расходам на продукцию, произведенную внутри страны (инвестиции, экспорт и пр.).
Тесты 3 Г
1. Равновесный уровень ЧНП (дохода) - это такой объем производства (дохода): а) который обеспечивает общие расходы, достаточные для закупки всего объема продукции; б) когда растут товарно-материальные запасы у предпринимателей; в) когда растут прибыли и повышаются темпы роста производства; г) когда устанавливается устойчивость системы и предприни-мателям нет смысла менять это состояние.
2. К числу «изъятий» из экономики относятся: а) инвестиции; б) налоги; в) экспорт; г) сбережения.
3. К числу «инъекций» в экономику относятся: а) импорт; б) правительственные закупки; в) инвестиции; г) налоги.
4. ЧНП > C+In если: а) S > In; б) S < In; в) незапланированный рост товарно-материальных запасов; г) незапланированное падение товарно-материальных запасов.
5. Инфляция частично гасит действие мультипликатора на: а) кейн-сианском отрезке кривой предложения; б) промежуточном; в) классическом.
6. Рецессионный разрыв спроса: а) это - величина, на которую совокупные расходы меньше безынфляционного уровня ЧНП при полной занятости; б) это - величина, на которую совокупные расходы превышают безынфляционный уровень ЧНП в условиях полной занятости; в) влечет за собой возрастание номинального ЧНП; г) влечет за собой многократное снижение реального ЧНП.
7. График совокупных расходов смещается, когда изменяется: а) уровень цен; б) потребление; в) инвестиции; г) чистый экспорт; д) государственные расходы.
8. Девальвация национальной валюты способствует: а) росту экспорта; б) росту импорта; в) росту инфляции внутри страны; г) увеличению реального ЧНП.
9. Мультипликатор государственных расходов это: а) V/ T;
б) V/ G; в) V/ NNP; г) V/ In; д) V/ C; е) V/ Xn.
Задачи и задания к теме 4
А. Экономический цикл
1. Охарактеризуйте экономический цикл и отдельные его фазы. Как вы понимаете слова, что издержки спада - это издержки неоправдавшихся ожиданий всех слоев общества? Почему депрессия 30-х гг. названа «Великой депрессией»?
2. Ответьте на вопросы и дайте пояснение.
а) Чем можно объяснить запаздывание изменений безработицы по отношению к изменениям производства?
б) Почему некоторые экономисты называют экономический цикл экономическими колебаниями? Какую продолжительность они имеют?
г) На основе каких показателей можно судить о фазе цикла?
3. Разъясните принципиальное отличие классической и кейнсианской теорий экономических циклов. Как современная макроэкономическая наука объединяет их в объяснении циклических колебаний экономики?
4. Изобразите графически сочетание краткосрочных и долгосрочных последствий снижения совокупного спроса. Дайте пояснение.
5. Раскройте содержание графиков.
Y
|
|
Приведите пример цены гибкой в долгосрочном периоде и негибкой в краткосрочном периоде.
6. Объясните принцип акселерации. Покажите, как он взаимодействует с принципом мультипликации.
7. Проанализируйте последствия увеличения (сокращения) предложения денег в краткосрочном и долгосрочном периодах.
а) Как это отразится на кривой совокупного спроса? б) Как изменятся объем производства и уровень цен в краткосрочном и долгосрочном периодах? в) Как изменится уровень безработицы в краткосрочном и долгосрочном периодах согласно закону Ойкена (зависимость между объемом производства и уровнем безработицы)? г) Почему Федеральной резервной системе легче нейтрализовать шок со стороны спроса, чем со стороны предложения?
8. Объясните какие меры предпримет Федеральная резервная система по нейтрализации потрясений, если она поставить цель: № 1 - только поддержание цен на стабильном уровне, № 2 - только поддержание объема производства и безработицы на естественном уровне.
9. Назовите ценовые шоки и объясните, почему они так называются.
10. Назовите факторы совокупного спроса, способствующие нестабильности экономической активности.
11. Разъясните может ли экономика находиться в равновесии, если большая часть ее производственных мощностей не загружена, а большая часть рабочей силы не имеет работы.
12. Предположим, что потребительский спрос на перечисленные ниже блага оказался меньшим, чем их предложение, и потому они не могут быть проданы по текущим ценам. Какие будут последствия: что сократится в первую очередь - цена или объем производства? Как долго будет длиться адаптация к новым условиям?
1) Автомобили. 2) Крупный рогатый скот. 3) Школьные учителя.
13. Если расходы на покупку каких-либо товаров колеблются, обязательно ли должно колебаться их производство (например, детских игрушек)? При каких условиях: а) расходы могут колебаться, а производство оставаться устойчивым; б)сокращение расходов вызовет падение производства и занятости в данной отрасли?
14. Раскройте содержание графика.
| |||
Y
15. Объясните, каким образом экономисты комбинируют внешние и внутренние факторы в объяснении причин цикла.
16. Проведите различие в воздействии циклов на производство товаров длительного и кратковре-менного пользования.
Кроссворд
По горизонтали: 1) умноженное изменение равновесного ЧНП вследствие изменения объема инвестиций; 2) свойство цен повышаться и понижаться в зависимости от изменения спроса и предложения; 3) продолжительный, глубокий спад экономики; 4) российский ученый, автор теории "длинных волн"; 5) запуск в производство нового продукта, внедрение нового производственного метода или применение новой формы организации бизнеса; 6) колебания объемов производства, уровня доходов и занятости в масштабах экономики; 7) поддержание объема производства и занятости на естественном уровне; 8) сокращение объема производства в стране; 9) теоретическое разделение показателей на номинальные и реальные; 10) спад экономики.
По вертикали: 1) теория, согласно которой первопричиной колебаний в экономике являются изменения предложения денег, и поэтому стабилизация денежного обращения обеспечивает общеэкономическую стабильность; 7) про-должительный период снижения реального совокупного дохода; 11) резкое изменение экономических зависимостей (например, смещение кривых совокупного спроса и совокупного предложения) в результате внешних воздействий; 12) принцип, согласно которому объем капиталовложений зависит от изменений объема производства и дохода; 13) фаза цикла, когда производство расширяется до работы на полную мощность, занятость возрастает до уровня полной занятости, уровень цен начинает повышаться; 14) автор книги "Общая теория занятости, процента и денег" (1936 г.); 15) повышение уровня цен, сопровождаемое падением производства и высоким уровнем безработицы; 16) синоним слова "капиталовложения".