Энергетическая безопасность
Финансовая безопасность.
Финансовая безопасность- часть экономической и национальной безопасности. Специальное рассмотрение этого термина нацелено на анализ и прогнозирование широкой совокупности факторов, определяющих устойчивость финансово-банковской системы, выявляющих угрозы и слабые места в ее функционировании, с тем, чтобы сделать более структурированным и прозрачным функционирование всех элементов этой системы. Такой подход позволяет определить, в какой мере устойчивость и безопасность экономического и социального развития зависят от факторов, лежащих в сфере финансов, а в какой - от особенностей экономики и технологии развития отраслей реального сектора. Финансовая безопасность – это такое состояние финансово-банковской системы, при котором государство может в определенных пределах гарантировать общеэкономические условия функционирования государственных учреждений власти и рыночных институтов. Основные структурные звенья для России - федеральный бюджет, бюджеты регионов, консолидированный бюджет, финансовый рынок, государственный долг(внутренний и внешний), платежный баланс, финансы корпораций и домашних хозяйств.
Опасность и угроза– однопорядковые категории, но количественно разные явления, и определение их, а также мер по снижению их влияния – предмет обеспечения финансовой безопасности.
Финансовая система России – основное звено регулирования экономических процессов развивающегося российского рынка – представляет собой наиболее уязвимую систему для использования ее преступными элементами, конкурирующими международными корпорациями, заинтересованными международными кланами и государствами в обеспечении своих интересов на российском рынке в ущерб интересам экономики России.
Одна из важнейших сторон проблемы экономической безопасности государства – состояние его финансовой системы, способность этой системы обеспечивать государство финансовыми средствами, достаточными для выполнения его внутренних и внешних функций.
Роль финансовой системы в национальной безопасности страны.
Формирование эффективной национальной системы финансовой безопасности должно опираться на создание комплексного мониторинга, то есть многоуровневой и полномасштабной системы отслеживания динамики всех основных финансово – экономических процессов в стране.
Финансы все больше становятся достаточно самостоятельным сегментом экономики, обладающим колоссальным потенциалом.
Финансы как важнейший виртуальный ресурс субъектов существуют в нескольких формах. Во-первых, финансы, обслуживающие реальную экономику, являются ее отражением.
Во-вторых, финансы существуют в виде самостоятельной и независимой формы деятельности, функционирующей на собственной базе в соответствии со своими законами, инструментами, технологиями, присущими только ей.
В-третьих, финансы существуют как отрасль знаний, как наука.
Сегодня перед экономикой стоит проблема выработки нового курса, важнейшим элементом которого является стратегия финансовой безопасности, что требует последовательной целеустремленной практической работы, направленной на оздоровление экономики и возобновлении ее роста. Из этого следует, что система финансовой безопасности предполагает не только эффективное функционирование самой финансовой системы, но и безопасное функционирование всех элементов финансово – экономического механизма страны.
Энергетическая безопасность.
Энергетическая безопасность выделяется в специальный раздел экономической безопасности потому, что безопасное состояние российской экономики во многом определяется состоянием топливно-энергетических отраслей. Энергия - такой универсальный, структурообразующий товар, непоступление которого на общероссийский рынок нарушает весь ход воспроизводства, останавливает работу компьютеров, Интернета, может резко подорвать функционирование как отраслей старой, традиционной экономики, так и новой экономики высоких технологий. Применение новых технологий в отраслях, потребляющих топливно-энергетические ресурсы, - другой важный путь обеспечения энергетической безопасности страны.
Оборонная безопасность.
Оборонная безопасность характеризует состояние структуры армии, ее готовность к отражению внешних угроз. Необходимы разработка системы геополитических интересов России, определение условий прочности ее геополитического статуса и на этой основе аналитическая оценка следующих составляющих частей оборонной безопасности под углом зрения современных угроз: количественного и качественного состава армии, ее структуры, боевой и моральной готовности, управляемости войск, взаимодействия различных родов войск и т.д.; состояния и качества оборонных сооружений, обустройства границ и т.д.; состояния и качественного состава всех видов вооружения.
1.1.4. Оборонно – промышленная безопасность.
Оборонно – промышленная безопасность-это состояние военно-промышленного комплекса, его способность к поддержанию военной (оборонной) безопасности при самом неблагоприятном развитии международной ситуации и угрозах понижения геополитического статуса России. Аналитическая характеристика оборонно-промышленной безопасности с позиции структуры современных угроз содержит следующие оценки: Состояние мощностей, способных производить вооружение, по количеству и качеству соответствующее требованиям военной доктрины; состояние квалифицированных кадров; состояние научно-исследовательских и конструкторских организаций, способных разрабатывать новые, современные виды вооружений.