На рынке Республики Беларусь в 2004 г
Отрасли | Число предприятий-мо-нополистов | Удельный вес предприятий-монополистов, % | |
в общем числе предприятий | в общем объеме производства | ||
Вся промышленность, в т.ч. | 8,0 | 53,3 | |
Топливная промышленность | 8,1 | 98,3 | |
Черная металлургия | 20,0 | 86,7 | |
Цветная металлургия | 20,0 | 12,4 | |
Химическая и нефтехимическая | 21,5 | 80,9 | |
Машиностроение и металлообработка | 15,2 | 61,8 | |
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная | 2,2 | 16,8 | |
Промышленность строительных материалов | 14,0 | 61,5 | |
Стекольная и фарфорово-фаянсовая | 25,0 | 55,1 | |
Легкая | 3,8 | 36,4 | |
Пищевая | 4,4 | 21,5 |
Источник: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2005. – Мн: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2005. – С. 355.
Сохранение такого монополизма обусловлено: низкими темпами приватизации; преобладанием государственной собственности; медленным развитием малого и среднего бизнеса; государственной поддержкой крупных предприятий; созданием объединений предприятий, концернов, хозяйственных групп; преобладанием дифференцированного подхода к монополиям, с учетом их роли в национальной экономике и экспортного потенциала.
С 2001 г. Министерство экономики является координирующим органом Республики Беларусь по вопросам антимонопольной политики Оно реализует государственную политику, направленную на: развитие добросовестной конкуренции; защиту прав потребителей; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Министерство ведет Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках; регулирует деятельности естественных монополий; контролирует деятельность монополистов; разрабатывает Программу демонополизации и развития конкуренции.
Доминирующим признается положение экономического субъекта, если: его рыночная доля превышает предельную величину, установленную Минэкономики, за исключением случаев государственной или естественной монополии; если Минэкономики, исходя из стабильности рыночной доли субъекта (даже если она не превышает установленную предельную величину) относительно размера принадлежащих конкурентам долей на рынке, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих рынок, будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим.
Сферами естественных монополий признаются: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам; передача и распределение электрической и тепловой энергии; централизованное водоснабжение и водоотведение; услуги электрической и почтовой связи общего пользования; услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, аэропортов; обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением.
К методам и инструментам, используемым для антимонопольного регулирования относятся: запрет на организацию картелей; контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов-монополистов; реорганизация и ликвидация субъектов-монополистов; ограничение возможностей слияния фирм; контроль над соглашениями о предоставлении исключительных прав, за дискриминацией; прямое и косвенное регулирование цен на товары монополий; налогообложение для изъятия сверхприбылей; нормирование рентабельности и т.д.