Формы монополий
I. Организационные
Картель – соглашение о квотах выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта.
Синдикаты – монополистические объединения с целью организации совместного сбыта продукции.
Тресты – монополистические объединения на основе совместной собственности и общего управления производством и сбытом товаров.
Концерн– многоотраслевая система предприятий, с единым финансовым центром, где общность разветвляющейся технологии обуславливает многофункциональность выпускаемой продукции.
Конгломераты – объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи с традиционными сферами деятельности головной фирмы.
II а) Естественная монополия – это обеспечение всего рыночного спроса одной фирмой при наименьших средних долгосрочных издержках. Она регулируется и поддерживается государством.
б) Закрытая монополия – это монополия, защищенная юридическими запретами (например, на рынке вооружения).
в) Открытая монополия – где барьеры не так велики.
г) Искусственная монополия – возникает на основе сговора или подавления конкурентов.
д) Случайная монополия – возникает как результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением, то есть поиска рыночной ниши.
е) Монопсония – специфическая форма монополии, где власть со стороны покупателя. Здесь со стороны предложения вход в отрасль открыт, а со стороны покупателя – закрыт.
Вопрос 5.Признаки рынка чистой монополии.
а) Чистая монополия – это абстракция. В реальной жизни чистая монополия встречается крайне редко. Ведь есть немного продуктов, у которых нет заменителей. Чистая монополия характерна, в большей степени, для местных рынков, чем для общенациональных.
б) Фирма обладает монопольной властью, так как она может воздействовать на цену своего товара, изменяя его количество, которое она готова продавать. Существуют следующие способы измерения монопольной власти:
1. индекс Лернера (предложен в 1934г.)
¨ если L находится между 0 и 1 совершенная конкуренция L = 0;
¨ ближе к 1, тем сильнее монопольная власть;
2. доля фиксированного числа предприятий.
В законе Германии против ограничения конкуренции, через этот показатель количественно определяется «доминирующее положение на рынке», которое возникает, если:
¨ на 1 предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке;
¨ на 3 и менее предприятий свыше 1/2 общего оборота;
¨ на 5 и менее предприятий приходится свыше 2/3 оборота.
3. Индекс Герфинделя – Хиршмана (ИХХ)
где Xi – доля i-ой фирмы, на рынке, выраженная в %
n – общее число фирм на рынке.
в) Существуют многочисленные барьеры для входа в отрасль. Барьеры – это ограничители, которые предотвращают появление конкурентов на рынке монопольной фирмы, являются источниками рыночной власти.
Типы барьеров:
1. Исключительные права полученные от правительства, т.е. это результат правительственных мер, которые предоставляют фирмам статус единственного продавца. В рыночной экономике существуют сферы, где требуются большие капиталовложения и чтобы работать при низких издержках производитель должен выпускать больше объемы. К таким сферам относятся: связь, транспортные услуги, коммунальные услуги, такие как общественная гигиена, электроэнергия, водоснабжение, газоснабжение и канализация, которые входят в зону естественной монополии. За это исключительное право государство контролирует цены этих предприятий.
2. Патенты и авторские права. Они обеспечивают исключительные права авторам изобретений, чтобы продавать или предоставлять лицензии на использование их изобретений и творений. Они обеспечивают монопольные позиции только на ограниченное число лет. После истечения срока действия патента барьер для входа на рынок исчезает. Например. Впервые в России иностранной фармацевтической компании удалось запретить продажу незаконной копии своего оригинального препарата индийской компанией. «Д-р Реддис Лабораторис» продавала в России препарат «Стамло». Так как способ производства активного вещества данного препарата охранялся патентом фирмы Pfizer, чтобы отстоять свои патентные права на способ производства безилата амлодипина – активного вещества «Норвасак» разработанного компанией» Pfizer – последняя провела химико-фармацевтическую экспертизу, которая подтвердила, что использованный индийской компанией «Д-р Реддис Лабораторис» и защищенный патентом фирмы Pfizer способы синтеза препарата действительно совпадают.
3. Собственность на все предложение какого-либо производственного ресурса. (См.пример – компания де Бирс – учеб., Хайман «Современная микроэкономика: анализ и применение» т.2 Гл.10 с.6 или Мэнкью Г. Принципы экономикс – Гл.15 – Алмазная монополия Debsers с.318-319).
4. Эффект масштаба или преимущество низких издержек крупного производства, обусловленного монополизацией рынка. У крупных фирм есть возможность производить продукцию с более низкими издержками, что недоступно новичкам. В рамках этого барьера действует естественная монополия.(Мэнкью Г. Принципы экономикс – Гл.15 с.319-321).
5. Нелегальные методы. Все выше перечисленные барьеры могут дать рыночную власть. Их называют источниками рыночной власти. (См. подробнее учеб. «Курс экономической теории»/Под ред. М.Н.Чепурина – Гл.7 с.158).
Монополия осуществляет ценовой диктат. Степень, до которой отдельный продавец может использовать монопольную власть, зависит от:
ü наличия близких заменителей товара;
ü доли в общих продажах на рынке.
г) Кривая спроса на продукцию монополии является убывающей, и объем продаж можно и лучше увеличивать за счет снижения цены. Спрос на продукцию монополии частично неэластичный и частично эластичный. Монополист предпочитает работать на эластичном участке спроса. Так как неэластичный спрос (из-за уникальности выпускаемой продукции) ограничен доходами потребителей, поэтому до бесконечности он не может повышать цену. Монополисту лучше и выгоднее работать с эластичным спросом, регулируя цену, за счет изменения количества выпускаемой продукции. Ему выгодно снижать цену на каждую дополнительно выпущенную единицу изделия.
(См. Мэнкью Г. Принципы экономикс. – Гл.15. – с. 317-321).
Поэтому MR<P
Из доказательства неравенства вытекает следующая зависимость:
, таким образом, MR зависит от:
1) цены товара
2) эластичности спроса по цене
Так как , поэтому в условиях монополии можно ставить цену выше предельных издержек.
Графическая модель монополии:
Рисунок 1. Графическая модель монопольной фирмы, получающей экономическую прибыль или убытки
Выводы:
1) Наличие рыночной власти не является гарантией прибыли.
2) Монополия в каждый данный момент определяет объем предложения. (См. учебник: Д.Хайман Современная макроэкономика: анализ и применение – т.2. Гл.10 § 2, с.12-14).
Вопрос 6. Условия равновесия монопольной фирмы вводятся из признаков рынка чистой монополии.
· Краткосрочный период: точка максимизации прибыли (см.рис.1)
MR=MC¹P, Þ из признака (г) Þ MR<P
· точка минимизации издержек:
· точка закрытия:
1) ТR < VC
2) Р < АVC
Долгосрочный период:
При максимизации прибыли монополия расширяет свои операции до тех пор, пока не выпускается количество товаров, соответствующее равенству:
1) MR = LRMC
2) P ¹ LRACmin
3) P ¹ MC
4) P > LRAC, P > MC
Монополия, если получает экономическую прибыль в краткосрочном периоде, ее сохраняет и в долгосрочном периоде. Монополия недопроизводит продукцию, с более высокими издержками, т.е. продает дороже. Монополия не исчерпывает все возможности эффекта масштаба (т.е. низких издержек). Неэффективно использует ресурсы. Значит монополия не эффективная форма хозяйствования. Монополия делает потребителей беднее, сокращая наличие товаров по отношению к тем их количествам, которые были бы при совершенной конкуренции. Социальная цена монополии является мерой потерь обществом чистой полезности, происходящих в результате уменьшения доступности товара для потребителей, когда монополия максимизирует прибыль (См. подробнее Хаймана Д. Современная микроэкономика: анализ и применение. Т.2 Гл.10 §5 с.24-27 или Мэнкью Г. Принципы экономикс Гл.15 с.328-332). Но существуют различные мнения ученых, которые доказывают, что в некоторых случаях монополия достигает своего положения благодаря преимуществам в технологии или меньшим издержкам крупного производства, т.е. факторам, которые бы не проявились на конкурентных рынках. При этих обстоятельствах, возможно, существуют выгоды для общества, связанные с монопольной властью, которые компенсируют часть социальных издержек от контроля монополии над ценой. Иногда доказывают, что монополии более склонны к нововведениям, в силу лучшего финансового положения, чем продавцы конкурентных рынков. (Это находит очень разноречивое фактическое подтверждение. Многие нововведения осуществляют в действительности в конкурентных отраслях). /См. учебник Д.Хаймана – Современная микроэкономика: анализ и применение – т.2 Гл.10 §3 с. 15 - 28/.
Вопрос 7.С целью увеличения прибыли, монополия, если это возможно, проводит ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация – продажа товаров и услуг данного количества и при данных затратах по различным ценам, различным покупателям.
Различают:
· совершенную ценовую дискриминацию – когда устанавливают различные цены на каждый товар или услугу (например, операции хирурга).
· ценовая дискриминация на сегментированных рынках – это рынок, на котором по определенным характеристикам можно выделить 2 или более групп покупателей, которые различаются по чувствительности на изменении цены (авиаперевозки).
Чтобы проводить ценовую дискриминацию, необходимы следующие условия:
а) отсутствие у покупателя возможности перепродажи продукта;
б) наличие у продавца возможности разделить покупателей на группы исходя из эластичности спроса на товары (См. подробнее Хаймана Д. Современная микроэкономика: анализ и применение. т.2 Гл.10 §5 с.24-27 или Мэнкью Г. Принципы экономикс Гл.15 с.328-332). Но существуют ограничение для проведения ценовой дискриминации со стороны государства, которые через антимонопольное законодательство регламентирует, контролирует и ограничивает деятельность монополий (См. подробнее Хаймана Д. Современная микроэкономика: анализ и применение. т.2 Гл.12 § 3,4 с.108-121 или Мэнкью Г. Принципы экономикс Гл.15 с.332-335; см. Новости с.335 – пример «Внимание, под рынком BOEING!»).
Вопрос 8. В данном вопросе рассмотрена промежуточная структура, находящаяся между совершенной конкуренцией и монополией. Если существует влияние на цену, то конкуренция несовершенная. К ней относится модель: монополистическая конкуренция – это рыночная структура, которая характеризуется определенной степенью рыночной власти.
Признаки рынка монополистической конкуренции:
1) На рынке действует большое количество продавцов, то есть множество мелких фирм.
2) Отсутствуют серьезные барьеры за исключением (финансового барьера, то есть расходы на рекламу).
3) Наличие у производителей рыночной власти, т.к. производители могут влиять на цены, хотя влияние очень ограничено.
4) Выпускается разнородная продукция.
5) Фирмы проводят дифференциацию товаров, т.е. пытаются различными способами придать товару определенную уникальность. Формы дифференциации товара:
· по качеству;
· по размещению;
· по услугам;
· реклама.
На данном рынке присутствуют черты свободной конкуренции (1-4), и монополии (5). Монополистическая конкуренция – это симбиоз признаков.
6) Кривая спроса на продукцию в условиях монополистической конкуренции отражает суммарный объем продукции, поставленный фирмой при каждом значении цены.
Кривая спроса убывающая. Степень эластичности кривой спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции зависит от числа конкурентов и степени дифференциации продукта.
Исходя из выше перечисленных признаков вытекают условия равновесия фирм на рынке монополистической конкуренции.
Краткосрочный период:
Максимизация прибыли:
МR == МС, так как проводят дифференциацию товара, то устанавливают на новую продукцию цену более высокую, чем на последующие единицы продаваемой продукции => MR < P.