Ценообразование в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) включает в себя целый комплекс подотраслей, который обеспечивает полноценную работу разных зданий в населенных пунктах, инженерной инфраструктуры, создает комфорт, удобство для проживания, нахождения в помещениях граждан, предоставляя им широкий перечень жилищно-коммунальных услуг.
ЖКХ – это следующие услуги:
1. Канализация, где осуществляется отведение сточных вод.
2. Капитальный ремонт зданий.
3. Водопровод, где устраняются протечки водопроводных труб, оформляется система очистки воды,
4. Теплоснабжение, в рамках которого жители должны получить горячую воду, отопление. При этом должна обеспечиваться бесперебойная работа ТЭЦ и котельных. Если функционирование последних будет нарушено, то может наступить топливно-энергетический кризис.
5. Текущий ремонт внутренних инженерных систем и коммуникаций зданий.
6. Сбор мусора, его вывоз и дальнейшая утилизация.
7. Электроснабжение.
8. Содержание придомовых территорий в чистоте, их благоустройство.
Основные нормативно-правовые акты установления цен в ЖКХ
1. Жилищный кодекс (ЖК РФ), № 188-ФЗ от 29 декабря 2004 года.
2. О минимальном перечне услуг, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в МКД, и порядке их оказания и выполнения.
3. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
4. Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в МКД».
5. Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
6. Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
7. Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
8. Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления МКД» .
9. Постановление Правительства РФ от 21 июля 2088 года № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан».
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за:
1) холодное водоснабжение;
2) горячее водоснабжение;
3) водоотведение;
4) электроснабжение;
5) газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах);
6) отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топливо при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из:
1) объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых уполномоченными органами);
2) соответствующих тарифов, установленных для регулируемых организаций органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в определенном законодательством Российской Федерации порядке.
При расчете платы за коммунальные услуги применяются:
1) тариф на холодную воду (руб./м3);
2) тариф на горячую воду:
- в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения):
компонент на теплоноситель (руб./м3),
компонент на тепловую энергию (руб./Гкал);
- в закрытой системе горячего водоснабжения:
компонент на холодную воду (руб./м3),
компонент на тепловую энергию (руб./Гкал);
3) тариф на водоотведение (руб./м3);
4) тариф на электрическую энергию (руб./кВт.ч);
5) тариф (цена) на газ (руб./м3);
6) тариф на тепловую энергию (руб./Гкал).
Норматив потребления коммунальной услуги – это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
Полномочиями по установлению тарифов (цен) на коммунальные ресурсы (услуги) наделены:
1) на холодную и горячую воду, а также на водоотведение – органы регулирования муниципальных образований городских округов, городских и сельских поселений Иркутской области (в отдельных случаях – служба по тарифам Иркутской области);
2) на тепловую энергию, электрическую энергию, газ, топливо твердое, топливо печное бытовое (дрова и уголь) – служба по тарифам Иркутской области.
Различие в размере тарифов на коммунальные услуги в разных городах обусловлено разницей в инфраструктуре городов, степени благоустройства жилищного фонда, объёмах реализации коммунальных услуг, уровнях энергоёмкости установленного оборудования, степени изношенности сетей и оборудования, что влияет на расходы, необходимые для поддержания систем коммунальной инфраструктуры в рабочем состоянии, наличием собственных источников добычи воды или использованием покупной воды, а также особенностями технологического процесса производства и транспортировки коммунальных услуг каждой конкретной ресурсоснабжающей организации.