Тема 9. Причины неполноты информации и результаты асимметрии информации. Пути решения проблем рынка с асимметричной информацией
Важной причиной снижения интенсивности конкуренции и приобретения монопольной власти на рынках служит неполнота и асимметричность информации. Информация является одним из важных типов экономических ресурсов. Каждому экономическому агенту доступен лишь ограниченный массив информации. Неполнота информации об объекте сделки, об осуществлении сделки и о ее возможных последствиях вызвана следующими причинами:
• получение информации связано с затратами ресурсов. Рациональнэкономический агент не будет платить за информацию больше того уровня, на котором предельные издержки на ее получение превышают предельный доход от ее использования;
• не всегда информация надежна. Даже если информация, получаемая экономическим агентом сегодня, была точной, завтра она может устареть в силу изменения экономической среды и, следовательно, на нее нельзя будет более полагаться при принятии экономических решений;
• экономические агенты не в состоянии запомнить и переработать весь объем доступной им информации. Они вынуждены отбирать для хранения и непосредственного использования только наиболее важную информацию. Часть совокупной информации неизбежно теряется;
• не все экономические агенты обладают достаточными знаниями и навыками, которые позволили бы им адекватно переработать поступающую информацию.
Неполнота информации является непременным признаком экономической жизни. Большая или меньшая неполнота информации может влиять на условия и особенности функционирования рынков, создавая дополнительные трансакционные издержки для экономических агентов. Наибольшее воздействие на рыночную активность оказывает особый тип неполной информации - асимметричная информация Асимметричность информации создает возможность злоупотребления одного из участников сделки неинформированностью контрагента. Асимметричность информации, в отличие от собственно неполноты, приводит к резкому снижению общественного благосостояния. Мы рассмотрим воздействие асимметричной информации на общественное благосостояние, стратегии экономических агентов, особенности конкуренции на рынках.
Модель «рынка лимонов» Акерлофа.
Пусть на рынке подержанных автомобилей существуют два вида товара: автомобиль типа А («персик») - высокого качества, автомобиль типа Б («лимон») - низкого качества. При этом максимальная готовность покупателей платить за товар типа А равна 600 долл., а за товар типа Б - 200 долл. В свою очередь, продавцы готовы продавать товар типа А не меньше, чем за 500 долл., а товар типа Б - не меньше, чем за 150 долл. Предположим далее, что на рынке 100 автомобилей типа А и 100 автомобилей типа Б.
Подержанный автомобиль | Количество | Максимальная цена покупателя | Минимальная цена продавца |
Высокого качества | |||
Низкого качества |
Рассмотрим три варианта рыночного равновесия в зависимости от полноты и симметричности информации о качестве автомобилей.
1. Информация полная и симметричная. Если бы качество конкретного автомобиля было известно и продавцу, и покупателю, возникло бы два независимых рынка - рынок автомобилей типа А и рынок автомобилей типа Б. На первом равновесная цена установилась бы в интервале от 500 до 600 долл., на втором - в интервале от 150 до 200 долл. Объем продаж автомобилей составил бы 200 штук, выигрыш потребителей - (600 - Рр) 100 + (200 - Pi) 100; выигрыш производителей -(Рр - 500)100 +(Pi - 150)100.
2. Информация неполная, но симметричная. Предположим, что ни покупателю, ни продавцу неизвестно качество выбранного наугад автомобиля. При этом и продавцы, и покупатели знают, что из 200 автомобилей половина - высокого качества. Вероятность того, что выбранный наугад автомобиль - высокого качества, составляет 0, 5. Тогда
покупатель готов заплатить за автомобиль максимальную цену Pd= 600 х 0, 5 + + 200 х 0, 5 = 400 долл., а продавец готов продать автомобиль минимум за Ps = 500 х 0, 5 + 150 х 0, 5 = 325 долл. Цена установится в этих границах. Объем продаж автомобилей составит по-прежнему 200. Обратим внимание, что по сравнению с первым вариантом общественное благосостояние (сумма выигрышей покупателей и продавцов) не снизится. Часть покупателей понесет потери, заплатив за автомобиль низкого качества больше, чем их действительная готовность платить. Однако другая часть покупателей выиграет, заплатив за автомобиль высокого качества существенно меньше, чем были готовы. То же самое относится и к продавцам.
3. Информация неполная и асимметричная. Теперь предположим, что информация о качестве товара известна только продавцу этого товара. Максимальная цена спроса для выбранного наугад автомобиля составляет 400 долл. Однако если продавец знает, что его товар - высокого качества, он не захочет продавать его только за 400 долл., что ниже его минимальной цены продажи. В результате на рынке останутся только товары низкого качества. Объем продаж - 100 автомобилей. Асимметричная информация о качестве приведет к снижению общественного благосостояния.
Проблемы, связанные с асимметричной информацией о качестве, имеют различное значение для рынков разного типа. Экономическая теория разграничивает товары следующим образом:
• товары, качество которых легко определить до потребления («search goods»);
• товары, качество которых можно определить только после потребления («experience goods»);
• товары, качество которых затруднительно определить даже после потребления («credence goods»). Проблемы, связанные с асимметричной информацией - риск безответственного поведения и негативный отбор, - наиболее остро стоят на рынках товаров двух последних типов.
Эмпирическая проверка модели «рынка лимонов»
С октября 1978 по апрель 1980 года Федеральная торговая комиссия провела обследование рынка подержанных автомобилей США. Покупателей подержанных автомобилей, купивших товар в течение 12 месяцев, просили указать канал приобретения автомашины (родственники и знакомые, продавцы, найденные по частным рекламным объявлениям, и дилеры), оценить технические характеристики купленного автомобиля (на момент приобретения) по 10-балльной шкале, предоставить сведения о необходимости ремонта и затратах на ремонт. Эксперимент подтвердил рабочую гипотезу о том, что на тех сегментах рынка, где асимметричность информации о качестве сильнее (приобретение автомобилей у дилеров), качество купленных машин было ниже. Подтверждением служили более высокие расходы на ремонт. Люди, купившие автомобиль у друзей или родственников, потратили в среднем за год на ремонт 418 долларов, купившие автомобиль у продавцов, рекомендованных знакомым, - 449 долларов, а те, кто приобрели автомобиль у дилеров, - 533 доллара.
Источник: D. Cariton, J. Perloff. Modem Industrial Organization. N-Y., 1994, p. 565-566.
Проблемы «риска недобросовестности контрагента» и «негативного отбора»
Рассмотрим проблему выбора политики продавца на рынке с асимметричной информацией о качестве в общем виде. Предположим, фирма может выбирать между производством и продажей товара плохого качества и товара хорошего качества. Издержки производства товара хорошего качества (мы будем считать средние издержки постоянными) равны ACi, издержки производства товара плохого качества равны АСо. Издержки производства товара хорошего качества превышают издержки товара плохого качества ACi>ACo). Пусть готовность потребителя платить за товар высокого качества (резервационная цена, marginal willingness to pay) равна 0, такому, что 0 > АСь Готовность платить за товар низкого качества равна нулю. Продавец знает качество своей продукции, а покупатель нет. Если покупатель считает, что вероятность
Вопросы для самопроверки.
1. Какие причины вызывают неполноту информации на рынке?
2. Почему проблема асимметричной информации не может быть решена путем предоставления продавцами прямой информации о качестве товара?
3. На конкретных примерах покажите особенности «риска безответственного поведения контрагента» и «негативного отбора» на рынках с асимметрией информации.
4. Каким образом фирмы могут устранить или усилить асимметрию информации о качественных характеристиках товара?
5. От каких факторов зависит острота проблемы асимметричной информации о ценах?
6. Может ли государственная политика способствовать решению проблемы асимметричной информации о качестве? Асимметричной информации о ценах?
7. Организации защиты прав потребителей создаются для предоставления покупателям информации о качестве товаров и услуг, о ценах и правах потребителей. Можно ли дать какую-либо количественную оценку результатов их деятельности?
8. Охарактеризуйте достоинства и слабые стороны разных типов сигналов о высоком качестве товара. Какие факторы определяют эффективность сигналов о качестве?
9.
Задачи и ситуации
1. «У фирмы, продающей товар на рынке совершенной конкуренции, стимулы предоставлять сигналы о качестве выше, чем у монополии». Обсудите это утверждение.
2. «В отличие от неполноты информации о качестве товара, проблема неполноты информации о ценах – вполне преодолима, поэтому не может служить провалом рынка и препятствовать эффективной конкуренции». Обсудите это утверждение.
3. На рынке с низкой концентрацией продавцов торговые фирмы с идентичными затратами продают товар информированным и неинформированным о ценах в других магазинах покупателям. Общее число покупателей в день – 8000 человек, из них 20% - неинформированные о ценах.
Информированные о ценах готовы платит цену, равную минимальным средним (экономическим) издержкам фирм на товар. Неинформированные о ценах покупатели готовы платить цену, равную 11 тыс. руб. Зависимость средних издержек фирмы от объема продаж товара (тыс. руб.). Определите оптимальную ценовую стратегию для фирмы на этом рынке.