Тема 14. Показатели международной торговли.

Тема 10. Аспекты международной торговли

1. Организационно-технический аспект изучает физический обмен товарами и услугами, между государственно-оформленными национальными хозяйствами. Основное внимание при этом уделяется проблемам, связанным с закупкой (продажей) конкретных товаров, их движением между контрагентами (продавец-покупатель) и пересечением государственных границ, с расчетами т.п. Эти аспекты изучаются конкретными дисциплинами – организация и техника внешнеторговых операций, таможенное дело, международные валютно-финансовые операции, международное право, бух. учет.

2. Организационно-рыночный аспект – определяет Международную торговлю как совокупность мирового спроса и мирового предложения, которые материализуются в 2 встречных потокх товаров или услуг – мировом экспорте и мировом импорте. При этом мировой совокупный спрос понимается как объем производства товаров, которые потребители готовы коллективно приобрести при существующем уровне цен внутри и вне страны, а совокупное предложение — как объем производства товаров, которые производители готовы предложить на рынке при существующем уровне цен. Они рассматриваются обычно только в стоимостном выражении. Проблемы, возникающие при этом, связаны преимущественно с изучением состояния рынка конкретных товаров (соотношением спроса и предложения на нем — конъюнктуры), оптимальной организацией товарных потоков между странами с учетом самых разнообразных факторов, но прежде всего фактора цены.

Эти проблемы изучаются международным маркетингом и менеджментом, теориями международной торговли и мирового рынка, международных валютно-финансовых отношений.

3. Социально-экономический аспект -рассматривает МТ как особого типа общественно-экономические отношения, возникающие между государствами в процессе и по поводу обмена товарами и услугами. Эти отношения имеют ряд признаков, которые сообщают им особенную важность в мировой экономике:

· они носят всемирный характер

· они являются интегратором, объединяя национальные хозяйства в единую мировую экономику и интернационализируя ее, базируясь на международном разделении труда.

· они объективны и универсальны, т.е. они зависят независимо от воли другого (группы) человека и пригодны для любого государства.

· им под силу систематизировать мировое хозяйство, расставив государства в зависимости от развитости в нем внешней торговоли, от доли, котрую она занимает в международной торговле, от размера среднедушевого внешнеторгового оборота.

Тема 14. Показатели международной торговли.

1. Мировой товарооборот – сумма внешнеторговых товарооборотов всех стран. Внешний товарооборот– это совокупность импорта и экспорта одной страны. Мировой товарооборот оценивают по объему и динамике: объем измеряется в долларах США,а кроме того, в натуральных единицах измерения (тоннах, баррелях), а для оценки динамики используются цепные и среднегодовые индексы роста.

2. Структура позволяет судить о доли части товарооборота, выбранной в зависимости от классификационного критерия. Общая структура отражает отношение экспорта к импорту, товарнаяпоказывает долю конкретного товара в товарообороте. Также товарная структура показывает соотношение между торговлей товарами и услугами (в настоящий момент 4:1). Географическая структура измеряет долю одного товарного потока – часть товаров, движущихся между сгруппированными по территориальному признаку странами.

3. Коэффициенты эластичности экспорта и импорта – это показатели, характеризующие динамику совокупного спроса на импорт и экспорт. Считается коэффициент эластичности как отношение объема импорта (экспорта) и его цены. Если спрос эластичен (то есть коэффициент больше 1), страна увеличивает издержки на импорт, так как условия торговли благоприятны. Показатели эластичности могут эффективно использоваться для оценки как международной, так и внешней торговли. Если коэффициент меньше 1, то это значит, что падение цены на импортные товары на 1% привло к росту спроса на них менее на 1%. (неэластичный спрос). Коэффициент эластичности всегда будет больше нуля!

4. Квоты. ВТК (внешнеторговая квота) считается по следующей формуле:

ВТК = ((Экспорт + Импорт) / 2 * ВВП) * 100%

ВТК показывает, насколько зависим внутренний рынок от мирового, и характеризует его открытость. Значимость импорта для страны определяется по импортной квоте, которая представляет собой отношение импорта к ВВП (по тому же принципу считается и экспортная квота).

5. Уровень специализации. Специализация характеризует долю внутриотраслевой торговли в общем обороте (например, торговлю автомобилями конкретной марки). Для оценки используется индекс специализации, которые обозначается буквой Т. Величина коэффициента колеблется в диапазоне от 0 до 1: чем ближе значение к единице, тем глубже разделение труда.

6. Торговый баланс. Фундаментальным показателем внешней торговли государства считается сальдо торгового баланса – разность между ввозом и вывозом. Торговый баланс – определяющий элемент платежного баланса государства.

Наши рекомендации