Чрезвычайная ситуация аварийная спасательная работа

Для ведения АСР при чрезвычайных ситуациях, возникающих при ураганах, тайфунах и смерчах, могут привлекаться соединения, воинские части и подразделения войск гражданской обороны и спасательные центры МЧС России по штатам мирного времени в полном составе или в составе сводных мобильных отрядов.

Соединения (воинские части) в соответствии с планами действий органов, специально уполномоченных решать задачи по ликвидации ЧС в этих условиях, могут привлекаться для выполнения любых работ, проводимым в случае ЧС.

Поисково-спасательные отряды (ПСО) и поисково-спасательные службы (ПСС) МЧС России при ураганах, тайфунах и смерчах, могут привлекаться для выполнения следующих задач:

· Осуществлять поиск и спасение пострадавших;

· Оказывать пострадавшим первую медицинскую и доврачебную помощь, эвакуировать их на сборные пункты пострадавших;

· Участвовать в проведении эвакуации людей, материальных и культурных ценностей из зоны ЧС и угрожаемых районов, в проведении мероприятий по жизнеобеспечению населения.

Аварийно-спасательные работы при ураганах, тайфунах и смерчах, применительно к возникшей ЧС включают:

· Разведку участка и объектов ведения работ; поиск пострадавших;

· Деблокирование и спасение пострадавших из завалов;

· Оказание первой медицинской, доврачебной и первой врачебной помощи пострадавшим и их эвакуацию в лечебные учреждения;

· Проведение мероприятий по защите населения в зоне воздействия ЧС;

· Эвакуацию населения из зоны ЧС и угрожаемых районов;

· Проведение работ по первичному жизнеобеспечению пострадавших;

· Проведение работ по локализации и подавлению воздействия поражающих факторов, препятствующих ведению АСР (отключение электроэнергии, газа, локализация и тушение пожаров и т.п.).

Также проводятся другие неотложные работы:

· Обрушение и укрепление конструкций, угрожающих обвалом;

· Устройство подъездов и проходов к местам ведения работ;

· Временное восстановление дорог и дорожных сооружений;

· Санитарную очистку территории, подвергшейся воздействию ЧС;

· создание условий для жизнеобеспечения спасателей и пострадавших;

· Восстановление энергообеспечения.

При оценке обстановки в районе, подвергшемся воздействию урагана, тайфуна или смерча определяются:

· Масштаб района (участка), подвергшегося воздействию стихии, где сложилась наиболее сложная обстановка, характер и интенсивность поражающих факторов к моменту начала АСР, наличие угрозы дальнейшего развития ЧС;

· Состояние населения, участка (объекта), где возможно наибольшее количество пострадавших, характер поражения людей, объемы и оптимальные сроки выполнения спасательных работ;

· Состояние объектов экономики и жилой застройки, характер разрушений (повреждений), где сложилась наиболее сложная инженерная обстановка. Наличие, масштабы и характер факторов, препятствующих ведению АСР (завалы, наводнения, затопления, пожары, загрязнение территории обломками, поваленными деревьями и т.п.);

· Состояние коммуникаций, коммунально-энергетических сетей, объектов жизнеобеспечения населения;

· Состояние сельскохозяйственных животных, запасов жизненно важных материальных средств, культурных ценностей, необходимый объем мероприятий по их защите;

· Характер местности и погоды, их возможное влияние на ведение работ;

· Потребное количество, состав сил и средств для выполнения АСДНР.

При оценке местности и погоды изучаются:

состояние и обстановка на маршрутах выдвижения и ввода подразделений на участок (объекты) ведения работ, объем работ по их дооборудованию;

участки местности, где ведение работ будет затруднено, опасные участки по характеру возможного развития сложившейся чрезвычайной ситуации. Меры, которые необходимо предпринять для защиты спасателей: возможное влияние местности на ведение работ; влияние фактора высоты места работ на работоспособность спасателей; места, удобные для развертывания пунктов управления, медицинских пунктов, подразделений тыла, лагеря.

При оценке состояния погоды анализируется ее возможное развитие и влияние на выполнение соединением (воинской частью) поставленной задачи. На основе анализа местности и погоды определяется комплекс мероприятий по предотвращению возможных помех и опасности при ведении аварийно-спасательных работ.

Аварийно-спасательные работы в условиях ЧС, возникших в результате разрушительных природных явлений, должны быть выполнены в сроки, не превышающие времени наступления опасных физиологических изменений в организме человека при нахождении его в данных условиях.

Уточнение обстановки непосредственно на местах (объектах) ведения работ осуществляются лично начальником поисково-спасательного отряда или опытными спасателями-разведчиками.

Основными задачами разведки в условиях природных чрезвычайных ситуаций будут являться выявление и уточнение:

· маршрутов выдвижения на участки (объекты) работ, объемов и характера работ по их восстановлению;

· объемов инженерных работ по оборудованию подходов к завалам, разрушенным зданиям, местам ведения спасательных работ;

· характера разрушения (повреждения) зданий и сооружений;

· состояния населения, объемов и характера спасательных работ, наиболее рациональных способов их ведения;

· характера, масштабов и объемов работ по расчистке заваленных дорог, жилого и промышленного секторов;

· характера и объемов работ по восстановлению коммунально-энергетических сетей.

При разведке района, подвергшегося воздействию урагана или тайфуна кроме того, устанавливаются глубина района, подвергшегося затоплению параметры затопления, состояние населения и основных объектов; места удобные для оборудования причалов и спуска на воду десантно-переправочных средств

При ураганах и тайфунах, сопровождающихся наводнениями, поиск пострадавших в зоне наводнения ведется поисково-спасательными группами на плав. средствах, с использованием вертолетов, а также комбинированным способом. '

При проведении аварийно-спасательных работ в зоне наводнений и затоплений, возникших в результате ураганов или тайфунов, должны быть выполнены следующие основные мероприятия:

· поиск пострадавших в зоне ЧС;

· спасение пострадавших в зоне ЧС;

· оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

· эвакуация населения из зоны ЧС и угрожаемой территории. Организация технологии поиска и спасения пострадавших в этих условиях.

Спасение пострадавших, придавленных деревьями, столбами, строительными конструкциями, обрушившимися под воздействием урагана или тайфуна, производится путем подъема блокирующего предмета автокраном или домкратом, а также путем резки блокирующего предмета на части.

Указанные способы применяются исходя из характера блокирующего предмета, наличия подъемных средств, возможности подхода к месту нахождения пострадавшего. При отсутствии подъемных средств деблокирование может осуществляться путем подкопа под пострадавшего.

Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе"
Статья 11. Деятельность гидрометеорологической службы в чрезвычайных ситуациях
Гидрометеорологическая служба входит в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществляет свою деятельность в чрезвычайных ситуациях в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Статья 16. Порядок предоставления информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении юридическими и физическими лицами
1. Юридические лица независимо от организационно-правовых форм и физические лица, осуществляющие сбор информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, обязаны предоставлять данную информацию в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Юридические лица независимо от организационно-правовых форм и физические лица, осуществляющие сбор информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, обязаны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, незамедлительно предоставлять в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях информацию о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду.
Статья 17. Условия предоставления пользователям (потребителям) информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационной продукции
1. Информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационная продукция предоставляются пользователям (потребителям) бесплатно, а также на основе договоров в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды.
2. Информация общего назначения доводится до пользователей (потребителей) в виде текстов в письменной форме, таблиц и графиков по сетям электрической и почтовой связи, через средства массовой информации в режиме регулярных сообщений или по запросам пользователей (потребителей).
3. Специализированная информация предоставляется пользователям (потребителям) на основе договоров.
4. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях обязан информировать пользователей (потребителей) о составе предоставляемой информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, о формах доведения данной информации и об организациях, осуществляющих информационное обслуживание пользователей (потребителей).
5. Порядок предоставления информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении физическим и юридическим лицам иностранных государств устанавливается международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об участии в международном информационном обмене в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Наши рекомендации