Способы индивидуализации юридических лиц.
Средствами индивидуализации являются наименование и местонахождение юридического лица, иногда в науке они называют «прямые, или непосредственные средства индивидуализации». Иногда выделяют и косвенные: товарный знак, который им зарегистрирован, или знак обслуживания, через коммерческое обозначение, используемое этим юридическим лицом – то есть через средства индивидуализации о его продукции.
Наименование юридического лица. Есть общие требования к наименованию вообще и есть регулирование правовых состояний по поводу этих состояний.
Общие требований:
1) Всякое наименование должно содержать указание на организационно-правовую форму юридического лица.
2) Всякое наименование должно иметь собственно название, то бишь какое-то текстовое обозначение, отличающее это юридическое лицо от лиц такой же юридической организационной формы.
3) Указание на вид деятельности, в случаях, когда это требует федеральное законодательство. Скажем, в названии любого юридического лица, занимающегося банковским делом, должно быть слово «Банк», тоже и насчёт страховых организаций. Произвольно любое юридическое лицо может указать, добровольно это не запрещено.
4) Указание на собственника имущества, когда этого требует закон или по желанию. Государственное Унитарное Предприятие и Муниципальное Унитарное Предприятие или учреждения.
В общих требованиях два обязательных и два либо по требованию закона, либо по желанию собственников.
В зависимости от прав, возникающих у юридического лица на это наименование выделяют обычное наименование и фирменное наименование.
Фирменное наименование возникает только у коммерческих организаций.
Обычное наименование у некоммерческих организаций.
Фирменное наименование – объект личного неимущественного права. По поводу фирменного наименования возникает личное неимущественное право, которое называется «право на фирменное наименование». Глава 76 в части 4 ГК РФ регулирует право на фирменное наименование.
Фирменное наименование:
Во-первых, это право на фирменное наименование является личным неимущественным и в силу этого оно неотчуждаемо и непередаваемо третьим лицам. Фирменное наименование тесно связано с деловой репутацией.
Во-вторых, это исключительное право. То есть только юридическое лицо, которое имеет данное фирменное наименование вправе приобретать под ним права и обязанности в гражданском обороте, то есть не может быть двух и более коммерческих лиц, которые участвовали бы под одинаковым именем.
В-третьих, данное право защищается в абсолютных правоотношениях, то есть против любого, кто посягнёт, и, соответственно, все третьи лица (другие коммерческие организации) не имеют права регистрироваться под аналогичным именем (это запрещено) или под именем, под наименованием сходным до степени смешения при условии, что они будут заниматься предпринимательской деятельностью в одном и том же секторе экономике, то есть сходной предпринимательской деятельностью.
К фирменному наименованию есть дополнительные требования, связанные с тем, что можно, а что нельзя использовать в качестве индивидуализированного обозначения.
Какие запрещены слова и словосочетания для указания в фирменных наименованиях:
1) Указания на официальное наименование Российской Федерации, иностранных государств и производное от этих наименований. Исключения предусмотрены:
1. Если речь идёт о государственных унитарных предприятий – их фирменное наименование может содержать указания на РФ или на субъектов РФ – ведь это, фактически, указание на собственника. ГУП и МУП.
2. Когда коммерческая организация, в частности – акционерные общества – могут получить разрешения на использование наименования Российской Федерации в своём наименовании, при условии, что в этом АО России принадлежит более 75% акций. Сбербанк России, РАО ЕЭС, РЖД… Они обращаются с заявлением в правительство, разрешение выдаётся обычно бессрочно, но может быть отозвано если отпадут обстоятельства, по которым было дано разрешение, или если оно сочтёт невозможным далее подобное.
3. Про иностранные государства ГК ничего не говорит, значит, категорически нельзя.
2) Запрещен использовать полные или сокращённые названия государственных органов и органов местного самоуправления.
Исключения – муниципальные унитарные предприятия, которым разрешено указывать на муниципальный округ, но не конкретный орган.
3) Запрещено использовать в наименовании полное или сокращённое наименование международных организаций, общественных организаций и объединений.
4) Запрещено использовать в фирменном наименовании обозначение, которое противоречит общественным интересам, нравственности, морали, гуманности. Традиционно это употребление ненормативной лексики. Кроме того, не должно призывать к насилию любого рода, убийствам, расовой или национальной дискриминации…
Исключительность права на использование наименования возникает с момента внесения этого формирования в государственный реестр, действует до исключения этого наименования из реестра в связи с прекращением деятельности юридической лица или переименования и исключительность признаётся в пределах территории Российской Федерации.
Защита заключается в том, что лицо, чьё право нарушено, вправе обратиться в суд с иском и вправе требовать устранения правонарушения: изменения фирменного наименования, прекращение деятельности организации, которая не может переделать наименование, а также возмещение убытков, причинённых деятельностью юридического лица с аналогичным или сходным до степени смешения наименование, требовать не действовать под чужим именем (то есть, под его именем), требовать не искажать наименование и возмещения убытков, если такое искажение порочит деловую репутацию юридического лица.
Регистрирующих органом сейчас является Федеральная налоговая служба (ФНС). Вправе обратиться с иском о понуждении (принуждении) изменения наименовании.
ГОУ «ВГУ». Учреждение – указание на организационно-правовую форму, Образовательное – указание на вид деятельности, Государственное – указание на собственника имущества, на принадлежность имущества. «ВГУ» – индивидуализирующее обозначение.
Местонахождение юридического лица.
О местонахождении говорит часть 2 статьи 54 ГК РФ и это всего-то одно предложение.
Местонахождение юридического лица определяется место его государственной регистрации.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового по месту нахождения органа или лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Местонахождение – это лишь контактный адрес, что-то вроде почтового ящика.