Понятие института. Роль институтов в функционировании экономики
Понятие института было заимствовано экономистами из социальных наук, в частности из социологии.
Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности.
Определения институтов можно также найти в работах по политической философии и социальной психологии. Например, категория института является одной из центральных в работе Джона Ролза «Теория справедливости»
Под институтами я буду понимать публичную систему правил, которые определяют должность и положение с соответствующими правами и обязанностями, властью и неприкосновенностью, и тому подобное. Эти правила специфицируют определенные формы действий в качестве разрешенных, а другие в качестве запрещенных, и по ним же наказывают одни действия и защищают другие, когда происходит насилие. В качестве примеров, или более общих социальных практик, мы можем привести игры, ритуалы, суды и парламенты, рынки и системы собственности.
В экономической теории впервые понятие института было включено в анализ Торстейном Вебленом.
Институты - это, по сути дела, распространенный образ мысли в том, что касается отдельных отношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функций; и система жизни общества, которая слагается из совокупности действующих в определенное время или в любой момент развития какого угодно общества, может с психологической стороны быть охарактеризована в общих чертах как превалирующая духовная позиция или распространенное представление об образе жизни в обществе.
Также под институтами Веблен понимал:
· привычные способы реагирования на стимулы;
· структура производственного или экономического механизма;
· принятая в настоящее время система общественной жизни.
Другой основоположник институционализма Джон Коммонс определяет институт следующим образом:
Институт – коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия.
У другого классика институционализма - Уэсли Митчелла можно найти следующее определение:
Институты – господствующие, и в высшей степени стандартизированные, общественные привычки.
В настоящее время в рамках современного институционализма наиболее распространенной является трактовка институтов Дугласа Норта:
Институты - это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми.
Экономические действия индивида протекают не в изолированном пространстве, а в определенном социуме. И поэтому имеет большое значение, как общество будет реагировать на них. Таким образом, сделки, приемлемые и приносящие доход в одном месте, необязательно окажутся целесообразными даже при сходных условиях в другом. Примером тому могут служить ограничения, налагаемые на экономическое поведение человека различными религиозными культами.
Чтобы избежать согласования множества внешних факторов, влияющих на успех и на саму возможность принятия того или иного решения, в рамках экономического и социального порядков вырабатываются схемы или алгоритмы поведения, являющегося при данных условиях наиболее эффективным. Эти схемы и алгоритмы или матрицы поведения индивидов есть ни что иное, как институты.
“Система государственного регулирования экономики” Джордж Кейнс
После тяжёлых экономических кризисов 1929 – 1933 и 1934 – 1937 годов в США в своей макроэкономической теории, Кейнс разработал правительственные программы стабилизации макроэкономики в странах Европы и США. Согласно концепции господ до Кейнса предполагалось, что наличие экономических ресурсов и эффективность их использования определяет величину реального производства и предложений - уровень национального дохода.
Согласно мнению Кейнса, ситуациях развития иначе, спрос определяет, сколько будет инвестировано и произведено. Уровня колебаний НД, взаимосвязан с уровнем занятости. В его ”Кейнсионской” теории %-ая ставка регулирует инвестиционный процесс. Государственные расходы - наиболее эффективный спрос во время депрессий и здесь увеличение денежных доходов населения способно вовлечь в активное использование неиспользуемых в производстве возможностей, решить проблему занятости и способность общему оживлению экономической структуры.
С середины 70-х годов происходило огосударствствивание в экономической науке. Классическим приёмом промышленной политики, является государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НиОКР).
“Монетарные методы регулирования экономической системы”
М. Фридман (теория функции потребления - 1957) - в экономическом исследовании использует монетарные методы регулирования рыночного равновесия; антикенсианец, противник использования гос. закупок и созданный в 44-46гг в Бреттон-Вудской системе, международный валютный фонд (МВФ) считал ошибочным и не жизнеспособным (что не подтвердила практика).
Исследуя семейный бюджет и отношения дохода и потребления населения США столетнем периоде, он пришёл к выводу, что доля сбережения НД несмотря на рост реальных доходов, остаётся постоянной величиной. Исходя из этого он изменил формулировку количественной теории денег Кейнса.
“Современные модели социальной экономических процессов”
Экономическая модель - формализованное описание экономического процесса или явлений, структура которого определяется его объективными свойствами.
Включает:
1) Пространственно-определённую национально специфическую организацию экономической жизни;
2) Экономический потенциал страны;
3) Место страны в мировой экономике;
4) Воздействие экспорта и импорта на экономический рост;
5) Степень государственного вмешательства в экономику.
“Традиции и национальная психологии, объясняющую поведение общества”
Американская модель:
Становление и развитие американской экономической модели сопровождалось чередованием периодов усиления рыночного конкурентного механизма и периодов жёсткого государственного регулирования экономики. Несмотря на традиционную приверженность к ценностям экономической и личной свободы, большинство американцев поддерживает теорию и практику социальной ответственного государства. В последние десятилетия заметно снижение доли государственных расходов в экономическом росте; стал упор на развитии и поощрении предпринимательства. И стали весьма заметны факторы геополитического плана-огромные расходы на военные нужды. Государственной собственности практически нет.
Активные военно-политические интервенции требуют постоянного увеличения федеральных расходов и политика правительства США в области занятости, направлена на обеспечение мобильно-стабильного функционирования рынка труда. Законодательство США защищает работников от дискриминации и в настоящий момент реализуется программа в сфере пенсионного и медицинского и экономического страхования.
Американская модель построена по федеративному принципу; Высший орган – конгресс; Президент одновременно является и главной правительства и главой государства. У каждого штата своя конституция и исполнительная власть. Структура доходов формируется из налогов. Главный налог – налог на собственность. Тауншип –своеобразная административная единица.
“Европейская модель социально-экономических процессов”
Государства входящие в состав ЕС – Евросоюза, прошли в своем развитии ряд этапов. Специфика их экономических и социальных отношений, определяется уникальными социально-культурными факторами, обстоятельствами исторического развития и структурой сложившейся экономической ситуации.
ФРГ – не имеет выборных органов управления. Делится на земли общины, города и муниципалитеты (управление через общины). Основное звено в режиме ФРГ, это стратегия вертикального и горизонтального выравнивания.
В ФРГ вертикальное выравнивание осуществляется федеральными органами власти: предоставлением субсидий, трансферов, а горизонтальное выравнивание проводится правительствами земель, перераспределением частей подоходного и операционного налогов, а также НДС.
Франция – республика сочетающая в себе парламентскую и президентскую форму управления, разделенная на департамент, а департамент на коммуны.
Правительство под отчетному национальному собранию и главная особенность французской модели, это децентрализация социально-экономических процессов. Порядок заключается расширением фактообязанности территорий объединения объёма материально-финансовых ресурсов, возможность участия вне налоговых форм увеличения капитала, реализация государственных программ.
“Российская модель современного федерализма”
Российская Федерация –государство с асимметричным территориальным устройством. Процессом регулирования экономики осуществляется на двух государственных уровнях: региональным и территориальным.
Политика территориального устройства России, объединяет края, области, города федерального значения, автономные округа и автономную область.
Современный федерализм опирается на принцип ведения методов и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти и равенство всех субъектов между собой.
Российский федерализм молод и находится в процессе становления, поскольку объединяет самую большую федерацию в мире. Это предполагает разнохарактерность политического, гражданско-правового и финансового положений и входящих в него субъектов. Симметрия была разрушена изначально. По формировально-национальному, территориальному и по смешанному признакам.
Монетари́зм — макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли. Современный монетаризм возник в 1950-е годы как ряд эмпирических исследований в области денежного обращения. Основоположником монетаризма является Милтон Фридман, впоследствии ставший лауреатом Нобелевской премии по экономике в 1976 году. Однако название новой экономической теории было дано Карлом Бруннером.
В работе 1957 года «Теория функции потребления» Фридман объяснил поведение потребителей в гипотезе постоянного дохода. В этой гипотезе Фридман утверждает, что люди испытывают случайные изменения своего дохода. Он рассматривал текущий доход как сумму постоянного и временного дохода.
Постоянный доход в данном случае аналогичен среднему доходу, а временный доход эквивалентен случайному отклонению от среднего дохода. По мнению Фридмана потребление зависит от постоянного дохода, так как потребители сглаживают колебания временного дохода сбережениями и заёмными средствами. Гипотеза постоянного дохода утверждает, что потребление пропорционально постоянному доходу.
Основные положения концепции Фридмана:
1)Регулирующая роль государства в экономике должна быть ограничена контролем над денежным обращением;
2)Рыночная экономика — саморегулирующая система. Диспропорции и другие отрицательные проявления связаны с избыточным присутствием государства в экономике;
3)Денежная масса влияет на величину расходов потребителей, фирм. Увеличение массы денег приводит к росту производства, а после полной загрузки мощностей — к росту цен и инфляции;
4)Инфляция должна быть подавлена любыми средствами, в том числе и с помощью сокращения социальных программ;
5)При выборе темпа роста денег необходимо руководствоваться правилами «механического» прироста денежной массы, которое отражало бы два фактора: уровень ожидаемой инфляции; темп прироста общественного продукта.
6)Саморегулируемость рыночного хозяйства. Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию. Если имеют место диспропорции, нарушения, то это происходит прежде всего в результате внешнего вмешательства. Данное положение направлено против идей Кейнса, призыв которого к государственному вмешательству ведёт, по мнению монетаристов, к нарушению нормального хода хозяйственного развития.
7)Число государственных регуляторов сокращается до минимума. Исключается или снижается роль налогового, бюджетного регулирования.
8)В качестве главного регулятора, воздействующего на хозяйственную жизнь, служат «денежные импульсы» — регулярная денежная эмиссия. Монетаристы указывают на взаимосвязь между изменением количества денег и циклическим развитием хозяйства. Эта идея обосновывалась в опубликованной в 1963 году книге американских экономистов Милтона Фридмана и Анны Шварц «Монетарная история Соединенных Штатов, 1867—1960». На основе анализа фактических данных здесь был сделан вывод о том, что от темпов роста денежной массы зависит последующее наступление той или иной фазы делового цикла. В частности, нехватка денег выступает главной причиной возникновения депрессии. Исходя из этого, монетаристы полагают, что государство должно обеспечить постоянную денежную эмиссию, величина которой будет соответствовать темпу прироста общественного продукта.
9)Отказ от краткосрочной денежной политики. Поскольку изменение денежной массы сказывается на экономике не сразу, а с некоторым опозданием (лагом), следует кратковременные методы экономического регулирования, предложенные Кейнсом, заменить на долгосрочную политику, рассчитанную на длительное, постоянное воздействие на экономику.
Итак, согласно взглядам монетаристов деньги являются главной сферой, определяющей движение и развитие производства. Спрос на деньги имеет постоянную тенденцию к росту (что определяется, в частности, склонностью к сбережениям), и чтобы обеспечить соответствие между спросом на деньги и их предложением, необходимо проводить курс на постепенное увеличение (определённым темпом) денег в обращении. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежным обращением.
Смит был глубоко убежден, что важнейшим условием богатства страны является принцип «laissez faire», т. е. свобода хозяйственной деятельности. Чем меньше государство вмешивается в экономическую жизнь страны, тем лучше для хозяйственного развития. Государственное регулирование целесообразно только в тех случаях, когда свобода угрожает общественному благу. Полезной мерой государства Смит считал регулирование выпуска банкнот, охрану страны от внешних врагов, заботу о безопасности граждан, поддержание общественных дорог, создание системы образования и воспитания. Для выполнения этих функций государство должно иметь необходимые средства. Смит предложил принципы налогообложения, основанные на его концепции равнозначности различных видов труда.
Вознаграждение чиновников, адвокатов, преподавателей не должно быть ни слишком малым, ни слишком щедрым. «Если за какую-нибудь услугу платят значительно меньше того, что следует, на ее выполнении отразятся неспособность и негодность большей части тех, кто занят этим делом. Если за нее платят слишком много, ее выполнение будет еще больше страдать от небрежности и лености».
В пятой книге Смита, называемой «О расходах государя или государства», рассматриваются различные правила сбора налогов и пошлин, принципы перераспределения и использования доходов. В этой книге есть специальная глава «Четыре основных правила налогов». Уплату налогов следует возложить не на один класс, как предлагали физиократы, а на всех одинаково, – на труд, на капитал, на землю.
Четыре основных правила взимания налогов состоят в следующем:
1. налоги должны платить все граждане, каждый – в соответствии со своим доходом;
2. налог, который следует уплатить, должен быть определен, а не изменяться произвольно;
3. всякий налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наименее стеснительны для плательщиков;
4. налог должен устанавливаться по принципу справедливости;
Это касается размеров платежа, санкций за неуплату, равенство в распределении уровней налогообложения, соразмерности доходом и т.д.
Ссылаясь на целесообразность международного разделения труда, Смит отстаивал также свободу торговли между странами. Каждой стране следует развивать у себя производство только таких товаров, которые обходятся дешевле, чем в других местах. Так сложится международное разделение труда. Оно будет выгодно всем странам. Всякие попытки мерами экономической политики помешать такой специализации в международном масштабе принесли бы, по Смиту, только вред.
В 20-х и 30-х годах Кейнс выступил с рядом работ по экономическим вопросам, но особую известность получил его главный труд “Общая теория занятости, процента и денег (1936). В связи с выходом этой книги буржуазные экономисты выдвинули версию о так называемой кейнсианской революции, о “новой экономической науке”. Ученик вульгарного экономиста А. Маршалла он по основным теоретическим проблемам - стоимость, капитал, заработная плата, рента т др. - разделял его взгляды. Он исходил из примата психологических факторов, отрицал теорию трудовой стоимости и прибавочной стоимости, использовал концепцию факторов производства .
Кейнс выдвинул вопрос о необходимости государственного вмешательства в экономику в целях исправления ее недостатков, которые до Кейнса вообще отрицались: большинство буржуазных экономистов до Кейнса считали кризисы случайными явлениями. В отличие от своих предшественников , изучавших проблемы увеличения производства товаров, Кейнс на первый план поставил вопрос об “эффективном спросе”, т.е. о потреблении и накоплении, из которых складывается эффективный спрос. он выдвинул макроэкономический метод исследования, т.е. исследование зависимостей и пропорций между макроэкономическими величинами - национальным доходом и накоплениями.
Основное содержание общей теории занятости Кейнса сводится к следующему. Кейнс утверждал, что с увеличением занятости растет национальный доход и, следовательно, увеличивается потребление. Но потребление растет медленнее, чем доходы, так как по мере роста доходов у людей усиливается стремление к сбережению. Т.е. по Кейнсу психология людей такова, что рост доходов ведет к увеличению сбережений и к относительному сокращению потребления. Последнее, в свою очередь, выражается в уменьшении эффективного (действительно предъявляемого, а не потенциально возможного) спроса, а спрос влияет на размеры производства и таким образом на уровень занятости.
Кейнс не считал безработицу и кризисы неизбежным явлением в капиталистическом обществе. Он считал, что сам механизм капиталистической системы хозяйства оказывается не в состоянии автоматически обеспечивать “устранение” этих явлений. Возникает “жизненная необходимость создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне, в основном предоставлены в частной инициативе...”, - пишет Кейнс.
В качестве решающего средства для повышения общего объема занятости Кейнс выдвигает увеличение частных и государственных капиталовложений (инвестиций). В качестве средства для стимулирования частных инвестиций Кейнс предлагал регулирование нормы процента. Норма процента по Кейнсу ( плата за заем), ”есть вознаграждение за расставание с ликвидностью на определенный период”, т.е. за расставание с ликвидной , денежной формой богатства. Кейнс считал, что государство имеет возможность регулировать уровень процента путем увеличения количества денег в обращении. Проводя “политику экспансии”, государство должно взять на себя стимулирование частных инвестиций за счет снижения налогов и увеличивать свои расходы путем расширения государственного сектора или увеличения дотаций потребителям (пенсий, пособий, стипендий). Особые надежды возлагаются на дефицитное финансирование из бюджета, покрываемое за счет выпуска и размещения на рынке крупных правительственных займов. Путем дополнительного выпуска денег в обращение государство может влиять на снижение нормы процента. Все это повышает покупательную способность в экономике и, следовательно, общий объем спроса. При этом возникает эффект мультипликатора: первоначальный стимул “умножает сам на себя”. Рост покупательной способности вызывает рост производства и занятости, что еще больше увеличивает рост спроса.