Семинар 5. Инновационные изменения
Вопросы для обсуждения
1.Анализ неопределенности среды в экономике.
2.Выбор оптимального проекта преобразований.
3.Основные понятия и принципы оценки эффективности процесс-изменений.
4.Эффективность участия в проекте персонала.
5.Анализ портфеля совершенствований в организации.
Основная литература
1. Овчаренко Г. В., Ларкина Н. Г. Инновационное управление изменениями в современной организации. Учебное пособие. Изд-во: СКАГС, Ростов-на-Дону, 2011.
2. Капица С. П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. – М.: Едиториал УРСС, 2008.
3. Кондратьев Н. Д. Большие циклы конъюнктуры. –
Дополнительная литература
1. Шафер Р. Успех начинается с результатов / Роберт Шафер, ХарвиТомсон //Управление изменениями: Пер. с англ. – М.: АльпинаБизнес Букс, 2007. – С. 194-219.
2.Дэвис П. Стратегии управления сложным изменением / П. Дэвис,Дж. Холловей; под ред. З.Ш.Атаян. –Жуковский: МИМ ЛИНК,2001. – 72 с.
Вопросы к экзамену
1. Основные элементы и этапы управления преобразованиями.
2. Функции процесс-изменений.
3. Информационное обеспечение функционирования управления изменениями.
4. Классификатор изменений.
5. Производственные совершенствования.
6. Аспекты изменений:
a. маркетинговый;
b. социальный;
c. гуманный;
d. психологический;
e. экологический.
7. Этапы идентификации и анализа совершенствования.
8. Определение степени процесс-изменений.
9. Объективный метод установления доверительного интервала и временного горизонта.
10. Методы минимизации негативного влияния неблагоприятных событий при переменах.
11. Видение социальной направленности управления организационными изменениями.
12. Решение, каких проблем определяет управление изменениями.
13. Предпосылки необходимости организационных изменений.
14. Философия организационных изменений.
15. Связь науки управленческих изменений с другими.
16. Сочетание идеологии, ценностей, традиций при реализации организационных изменений.
17. Мягкие методы определяют эффективность организационных изменений.
18. Особенности понятий: управления изменениями и управления развитием.
19. Характеристика видов изменений.
20. Модель управления совершенством.
21. Компетенции руководителя для организационных изменений.
22. Специфика самообучающейся организации.
23. Основные причины сопротивления.
24. Методы преодоления сопротивления.
25. Эффективность какой структуры в условиях изменений.
26. Факторы, определяющие выбор стратегии.
27. Управление рисками при переменах.
28. Виды сопротивлений.
29. Технология организационных изменений.
30. Инновационная культура в организации.
31. Причины сопротивления изменениям.
32. Реструктуризация – это координация изменений.
33. Реинжиниринг – это революция где
34. Жизненный цикл организации.
35. Характеристика внешних и внутренних факторов воздействия на организацию.
36. Сущность организационных изменений.
37. Дефиниции организационных изменений.
ТЕСТЫ
Что понимается под реструктуризацией, диверсификацией и изменениями в организации:
а. сложный процесс разработки и реализации проекта кардинального изменения состояния существующей организации;
б. смены профиля продукции;
в. процесс радикальных изменений в организации;
г. возможность сочетания видится?
Какие методы применимы в период совершенствования организации:
а. минимизация затрат;
б. диверсификация или реструктуризация организации;
в. «сжатие во времени»;
г. вариант сочетания должен быть?
Что является аспектом качественной оценки изменений:
а. равновесие внутренних факторов;
б. понимание персоналом необходимости перемен;
в. умение руководителей управлять поведением работников.
Назовите изменения связанные с вероятностью потерь:
а. коммерческие;
б. инновационные;
в. финансовые;
г. информационные;
д. экологические.
К какому виду изменений относится нереализация произведенной продукции:
а. постоянный риск;
б. кратковременный риск;
в. оба вида.
Какова основная цель управления изменениями:
а. определение миссии организации;
б. разработка стратегии деятельности организации;
в. отсутствие маркетинга;
г. что еще?
Направленность при управлении изменениями:
а. анализ риска в ходе подготовки стратегических, тактических и оперативных решений;
б. разработка мероприятий по снижению воздействия кризиса;
в. применение классификатора;
г. умение руководителей улавливать технологические разрывы.
Какие изучаются факторы при выявлении внутренних причин изменений:
а. уровень новизны используемых технологий;
б. уровень творческой активности персонала;
в. вектор изменения конъюнктуры спроса.
Назовите внутренние причины изменений в организации:
а. низкий уровень качества продукции;
б. отсутствие новых знаний у персонала;
в. необоснованность стратегических изменений;
г. непонимание персоналом необходимости перемен.
Эти аспекты используются в качестве методов управления изменениями:
а. факторинг;
б. аутсорсинг;
в. точка безубыточности;
г. диверсификация.
Вероятность негативного воздействия изменений:
а. «действие наудачу в надежде на счастливый случай»;
б. четко разработанной стратегии управления переменами;
в. наличие «мягких» методов организационных процессов.
Причины возникновения изменений:
а. спонтанность природных процессов;
б. наличие противоборствующих тенденций;
в. столкновение противоречивых интересов внутри организации;
г. недостаточность информации о процессе изменений.
Альтернативность выбора реализации процесс-изменений обязательна в условиях рисковой ситуации:
а. да;
б.нет.
Виды потерь, возникающие воздействием изменений:
а. материальные;
б. трудовые;
в. экономические;
г. социальные;
д. политические;
е. экологические.
Изменение – как экономическая категория – это:
а. вероятность отклонения от цели;
б. несовпадение фактического результата с намеченным в условиях неопределенности;
в. отсутствие эффективности в деятельности организации;
г. результат осуществления миссии.
Категории объективности изменений:
а. достижение определенного результата;
б. создание новых ценностей в коллективе;
в. неопределенность внешней среды;
г. вариант сочетаемости.
Назовите термин, определяющий «скоординированные действия по руководству и управлению организацией в отношении изменений»:
а. анализ риска;
б. управление процесс-перемен;
в. создание системы управления изменениями.
Наличие неопределенности влияет на выбор управленческих изменений:
а. остается неизменным;
б. уменьшается;
в. усложняется;
г. все названные.
Назовите причины сопротивления:
а. нарушение внутреннего равновесия;
б. низкий уровень информации;
в. нежелание персонала участвовать в этом процессе;
г. отсутствие компетенций у руководителей для реализации изменений;
д. неопределенность среды.
Инновационные изменения – это:
а. обязательность внедрения новшеств;
б. создание миссии, инновационной культуры;
в. управление знаниями и поведением персонала;
г. инновационное развитие организации.
Управление человеческими ресурсами при изменениях в организации:
а. создание новых знаний у персонала;
б. формирование новой философии;
в. применение гуманных технологий в деятельности организации;
г. достижение духовного творчества в коллективе.
Методология
Проведения игр
Процесс любой деловой игры — это принятие решения на основе:
— компетентности участников;
— личныхзнаний;
— личной ответственностикаждого,
где результатом является:
— становление творческой активности;
— получение новых знаний и компетентностей;
— поиск новых идей для решения изменяющихся задач;
— становление новой личной ответственности;
— рост интеллекта кадров и организационного потенциала;
— спецкомпетентность при внедрении новшеств.
Технология деловой игры определяет:
— постоянное взаимодействие участников с руководством игры, чтобы создать условия «втягивания» в игру и минимизировать эмоциональное напряжение;
— защиту результата с личной ответственностью;
— экспертную оценку участников.
Реализация моделей деловых игр определяет анализпрогностических ситуаций с учетом менты экономического, управленческого и социального мониторинга, а также экологической экспертизы для социального развития общества. Направленность таких игр в процессе обучения предопределяет участников игры к научно-исследовательской и инновационно-предпринимательской деятельности для осознания практических аспектов:
— способность анализировать и понимать критическую ситуацию;
— в чем смысл инновационной деловой игры;
— чему надо научиться;
— как получить новые навыки для принятия уникальных управленческих решений в соответствии с ролями участников игры.
Задание для деловой игры — сценарий подготовки ее осуществления, который включает:
— анализ информации о состоянии организации;
— организационно-упрвленческие действия;
— оценка производственно-технолого-экономического состояния организации.
Методология проведения игры основывается на сценарии алгоритмаэлектронных задач.
Начало игры — объявление руководством направленности игры: начало и время на подготовку для понимания ситуации.
Ходигры и ее специфичность контролируются руководителем на результат:
— оценкой конкретных действий участников игры;
— анализом ошибок и действий для их исключения;
— достигнута ли цель?;
— заключительное решениеее экспертов и положительных и отрицательных моментах и пожеланиями.
Вывод: качествоуровняделовой игры зависит во многом от умения и компетентности руководителя оперативно ею управлять:
— наличие креативной атмосферы при тактичном взаимопонимании;
— непринужденная дискуссия о результате с учетом культуры проведения игры.
Методические рекомендации
По самостоятельной работе
Малые письменные работы
Дифференциациясамостоятельной работы студентов, бакалавров и магистров определяет приобретение опыта публичных выступлений в группах при оценке контроля знаний в виде: эссе, доклада или реферата, в которых исследуются проблемы с применением новационных методиканализа и оценки при их реализации.
В связи с глобализацией экономики и вступлением России в ВТО студенты, бакалавры и магистры должны владеть современной формой самостоятельной работы:
— раскрытиепрактических ситуаций, изложенных в эссе или докладе;
— проведение деловых игр в группе (см. учебник), которые определяют умение участников не только работать командой, но и практически научиться реализовывать инновационные (стратегические) решения для достижения определенной цели.
Это есть превращение полученных знаний в конкретное дело.
Ключевые элементы малой письменной работы:
— во введении определить тему, выделив главные аспекты, которые нужно раскрыть, каким образом эти проблемы будут решены;
—исследованием целесообразно раскрыть актуальность на основе глубоко проработанной темы;
—обосновать анализом свои утверждения;
— предложитьновые идеи в логической последовательности;
— оценить результат.
Поскольку эссе, доклад и курсовая работа считаются малыми формами, не принято содержание делить на главы или параграфы. Вместе с тем для понимания изложения и ясности их логикисодержание можно выделитьсамостоятельными подзаголовками.
В заключении дается обоснование ключевых аспектов концепции.
P.S.Кратностьработы не предусматривает приложений, однако графики или таблицы предлагаются по ходу исследования.
При проверке вышеназванных работ необходимо проанализировать логичность исследования в соответствии с объемом и оценить работу по вектору последовательности раскрытия концепции, так как особую важность приобретает ясность и четкость выстраивания мысли автором.
Критерии оценки малых письменных форм должны быть четкими, реальными и отражены (в таблице).
Таблица 1
Критерии | % оценки |
Актуальность темы и содержания | |
Собственные идеи | |
Уникальность | |
Новизна подхода | |
Ссылки на цитируемые работы | |
Соответствие теории и практического материала | |
Логичность | |
Наличие графиков или таблиц | |
Правильность оформления | |
Всего |
Алгоритм логики раскрытия ситуации предполагает понимание различия эссе и доклада.
Особенности эссе
Эссе предлагаются преподавателем в качестве письменного самостоятельного домашнего задания с практическим применением полученных теоретических знаний при освоении какой-либо дисциплины или специальности. Цельэссе — показать уровень освоения аналитического материала, а также умение применить теоретические знания в исследовании реальной ситуации из практики управления организацией и которое выполняется так:
— обоснование теоретической модели, которая определяет решение проблемы;
— аспект практической деятельности, реализующий теоретическую модель;
— оценка и анализ эффективности выбранной модели.
В практических экономическо-социальных аспектах новационные модели реализуются через:
— нейромоделирование, позволяющее определить концепцию исследуемых моделей;
— создание механизма взаимодействия внутриинновационной (стратегической) структуры и специфику поведения ее элементов.
Одной из наиболее оригинальных разновидностей моделей эссе может стать творческоедомашнее задание решаемое самим студентом, бакалавром или магистром ситуации на заданную тему курса, которая должна интерпретировать полученные результаты применением теоретических знаний и реализацию практических навыков в виде графиков и таблиц, что позволит проконтролировать эффективность усвоения знание курса и оценить реальную степеньпонимания изучаемых аспектов дисциплины по критериям:
— раскрытие актуальности ситуации;
— анализ теоретических компонентов;
— эффективность практического решения;
— оценка новой ситуации;
— понимание ее решения;
— четкость результата – соответствие теме.
Особенности доклада
Практическидокладотличается от эссе не только объемом 4-6 страниц, но и четкостью глубиной раскрытия содержания, так как это не обычное письменное изложение материала, который будет написан и устно доложен на семинарских занятиях.
Однако устная его презентация определяет приобретение новых навыков:
— автор должен уметь раскрыть актуальность темы;
— отразить новизну идеи;
— обосновать необходимость ее реализации;
— показать ее экономическую эффективность.