Организация и оплата труда в современных условиях на предприятии
Организация труда – это методы наиболее рационального соединения рабочей силы со средствами производства, обеспечивающие рост производительности труда и способствующие сохранению здоровья работников. Организация труда призвана создавать нормальные для человека условия труда и одновременно системы труда, повышающие доход предприятия. Заработная плата – вознаграждение работников за труд и его конечные результаты. При повременной оплате мерой труда является отработанное время, заработок рассчитывается исходя их тарифной ставки работника и фактически отработанного времени. З/пл = Тар. Ставка работника * Время фактическое. Простая повременная оплата – заработок рабочего определяется тарифной ставкой присвоенного ему разряда и количеством отработанного времени. При данной системе рабочий получает заработную плату при 100% выполнении индивидуального задания, при невыполнении плана, заработок уменьшается.Повременно-премиальная система – рабочий сверх оплаты в соответствии с отработанным временем и тарифными ставками получает премию за обеспечение определенных кол-х и кач-х показателей. При сдельной оплате мерой труда считается выработанная продукция и заработок зависит от количества и качества произведенной продукции:З/пл = Сдельная расценка за ед.прод.* V изготовленной продукции.Различают: Прямая индивидуальная система - оплата начисляется в соответствии с количеством произведенной продукции по постоянным сдельным расценкам, что повышает заинтересованность работника в увеличении индивидуальной производительности.Косвенно-сдельная система – оплата находится в прямой зависимости от выработки тех рабочих, которых обслуживают вспомогательные рабочие – стимулирует лучшее обслуживание машин и оборудования.Сдельно-прогрессивная – выработка рабочего в пределах установленной нормы осуществляется по прямым сдельным расценкам, а дополнительная выработка – по повышенным расценкам.Аккордно-сдельная – размер оплаты устанавливается за весь объем работы, она вводится для отдельных групп рабочих (бригад) в целях усиления их материальной заинтересованности в повышении производительности труда и сокращение сроков выполнения работы. Сдельно-премиальная система – предусматривает выплаты рабочему в дополнение к сдельному заработку премии за достижение определенных показателей.Важную роль в материальном стимулировании труда играют доплаты и надбавки к заработной плате: компенсационные и стимулирующие. Премии – доплаты за достижение определенного результата. Кроме того, существует БЕСТАРИФНЫЙ (распределительный) вариант организации заработной платы на предприятии. В таком случае з/пл каждого работника представляет собой его долю в заработанном всем коллективом фонде (фонде оплаты труда). Для специалистов, служащих и руководителей используется система должностных окладов.
34.Лизинг основных производственных фондов, его виды.
Лизинг – долгосроч. аренда машин, оборудования и др. товаров инвестиц. назначения, купленых арендодателем (лизингодат-ем) для аредатора (лизингопол-ля), с целью их производ. использования при сохранении права соб-ти на них за арендодателем на весь срок договора аренды. Задача лизин. компании состоит в том, чтобы приобретать изделия, нужные совим клиентам, и сдавать им их в аренду на заранее согласован. срок за опред. плату. По завершении аренды матер. ценостей арендующ. фирма возвращает их лизинг. компании либо продлевает договор на послед. срок, либо приобретает имущ-во по остаточ. ст-ти. Выгода из лизинга в том, что арендатору не нужно тратить больш. деньги для приобретения соврем. техники.Эта форма аренды привлекательна для мелких и средних пред-ий. Для них становится реальн. оператив. проведение реконструкции пр-ва при ограничен. затратах. Лизинг открывает путь потребителю к новейш. достижениям науки и техники, к прогрессивным технологиям. Одновременно с приобретением матер. ценостей лизинг. компания и лизингопол-ль подписывают между собой соглашения о сроках аренды и ее непрерывности, о величине аренд. платежей, периодичности их выплаты, условиях страхования объекта лизинга, возмож. вариантах владения имущ-ом после окончания аренды и др. условиях. В завис-ти от сроков аренды лизинг подразделяется: рентинг – аренда на срок от неск. дней до месяца; хайринг – аренда на срок от неск. месяцев до года; собственно лизинг – аренда на срок от года до неск. лет. Миров. лидером по объему лизинг. операций явл. США.В нашей стране он находится в стадии становления. Ведется работа над проектом Закона о лизинге.
36.Понятие «конкурентоспособность продукции». Факторы конкурентоспособности.
Конкурция – это эк сосязание изгтовителей одинакового товара за привлечение как можно большего числа покупателей и получении благодоря этому максим выгоды. Показатель конкурентоспособности товара очень важен, так как товар, не отвечающий современным требованиям, не будет реализован несмотря ни на удачное размещение предприятия, ни на хорошую рекламу.Конкурентоспособность товара — это его способность отвечать требованиям рынка данного вида. Главные составляющие конкурентоспособности товара:высокий технический уровень, надлежащие потребительские свойства, хорошая упаковка, маркировка товара;высокий уровень маркетинга и рекламное обеспечение реализации, действенные методы и хорошие источники распространения информации о качестве товара, его уникальности и т. д.;соответствие требованиям потребителя, техническим условиям и стандартам (например, по габаритам, надежности, долговечности, санитарному и экологическому состоянию, экономичности);организация предпродажного и послепродажного гарантийного обслуживания, обучение потребителя правилам пользования;оптимальная цена, условия оплаты (предоплата, оплата по факту покупки, оплата в рассрочку), кто несет расходы по транспортировке и установке для использования, цена услуг по реализации и ее включение в цену товара;своевременность появления на рынке с учетом сезонности реализации, готовности покупателя к использованию данного товара, формирования спроса на него.Конкурентоспособность товара оценивают по перечисленным составляющим в сравнении с аналогичными товарами других предприятий, которые уже, получили признание, высокую оценку и обладает в данный период высоким спросом на том же рынке Факторы влияющ на конкуретноспособность в услов. соврем. эк: ценовые и неценовые. Неценовые – пр-тие привлекает покупателей повышением потребит ценности товара, это достиг след образом: качество товара, новизна изделия, репутация и имидж фирмы, сбытовая сеть, обслуживание клиентов, послепродажное обслуживание. Наиболее конкурентноспособн товар имеет оптимальное соотношение этих характерист: Кт=К/Ц (качество товара на показатель цены).