Тема 3. Организационные основы регулирования экономики и его зарубежный опыт
1. Экономические функции государства
В любом современном государстве независимо от типа существующей экономической системы государственные органы выполняют экономические функции. Содержание этих функций формируют конкретные для каждой страны условия, вызывающие необходимость государственного вмешательства в экономику и его цели. Можно выделить общие для всех стран факторы, которые исторически определяют экономические функции государства:
- тип экономической системы;
- цели развития экономики данной страны;
- экономический потенциал и система отношений собственности;
- степень развитости экономических отношений;
- характер межнациональных отношений и уровень развития регионов;
- место данного государства в мировом хозяйстве и международном разделении труда.
Тип экономической системы формируется в зависимости от характера исторически установившихся и действующих в стране принципов, правил, норм, определяющих содержание и формы основных экономических отношений.
В зависимости от типа экономической системы – рыночная экономика свободной конкуренции, смешанная экономика, традиционная, командно- административная - складываются функции государства.
В условиях современной рыночной экономики, или смешанной системы, экономические функции государства гораздо шире и предполагают не только создание общих правил поведения рыночных субъектов, но и охватывают решение проблем перераспределения национальных ресурсов, доходов, регулирования, программирования экономических процессов.
В традиционной системе, где преобладают традиции, обычаи, религиозные ценности, основные экономические задачи решаются специфически в рамках различных хозяйственных укладов.
Национальные особенности экономических отношений образуют разнообразные модели в рамках той или иной экономической системы, что также определяет систему экономических функций государства. Наиболее известными моделями экономической моделями являются американская, германская, шведская, японская. В рамках модели может изменяться роль той или иной экономической функции государства, формы их реализации.
Процесс формирования системы экономических функций государства имеет свои особенности в Казахстане, а также в других постсоветских странах. Специфика развития казахстанской экономики, связанная со сменой экономической системы, то есть переходом от командно- административной к рыночной экономике, обусловила появление новых функций государства.
Можно выделить следующие экономические функции государства в связи с переходом к рыночным отношениям:
1) функции, связанные с формированием и обеспечением функционирования рыночного механизма хозяйствования:
- создание условий для развития рыночных отношений, рыночной инфраструктуры;
- определение места государства в новой экономической системе, выбор путей обеспечения взаимодействия государственных и рыночных регуляторов экономики;
2) функции, связанные с обеспечением стабильного экономического развития, экономического равновесия:
- создание адекватной новым условиям хозяйствования правовой базы, определения общих условий эффективного хозяйствования;
- проведение политики общих условий эффективного хозяйствования;
- наращивание национального научного потенциала;
- обеспечение условий развития регионов страны;
- охрана окружающей среды;
- управление государственной собственностью;
3) функции, связанные с решением социальных проблем;
- организация производства общественных благ;
- обеспечение функционирования социальной сферы, механизма социальной защиты населения.
Практическая реализация экономических функций государства зависит, прежде всего, от его реальных экономических возможностей, определяемых экономическим потенциалом.
2. Процесс приватизации государственной собственности
Под основными направлениями приватизации подразумеваются комплексы приватизационных методов и форм, осуществляемых в соответствии со спецификой каждой из групп приватизируемых объектов.
Критериями отнесения предприятий к тому или иному направлению приватизации являются:
-народнохозяйственное значение объекта;
-отраслевая принадлежность;
-численность работающих;
-стоимость основных фондов.
В соответствии с численностью работающих предприятия и организации условно подразделяются на:
-малые предприятия с численностью работающих не менее 20 чел.;
-средние предприятия с численностью работающих от 200 до 5000 чел.;
-крупных предприятий с численностью работающих свыше 5000 человек.
Когда составляется ежегодный перечень объектов приватизации в зависимости от отраслевых, региональных и других особенностей объекта его отнесение к группе малых, средних и крупных предприятий может уточняться.
В соответствии с этим отнесением (к группам) программа предусматривает развертывание процессов разгосударствления и приватизации по конкретным направлениям. Эти направления следующие:
-приватизация крупных и уникальных имущественных комплексов по индивидуальным проектам;
-массовая приватизация средних предприятий;
-малая приватизация, осуществляемая посредством аукционов и конкурсов малых предприятий торговли, коммунального хозяйства, бытового обслуживания.
Индивидуальные проекты приватизации позволяют создать оптимальную организационную структуру базовых предприятий ключевых отраслей народного хозяйства, определить соотношение частного и государственного участия в их управлении, привлечь отечественных и иностранных инвесторов, начиная со стадии разработки проекта.
3. Особенности государственного регулирования экономики в странах с развитой экономикой
Рассмотрим различные варианты действия и влияния представителей власти на политику занятости в государстве благосостояния. Западные исследователи проблем рынка труда полагают, что государство благосостояния оказывает прямое воздействие на развитие структуры занятости. Основной тезис: современное государство благосостояния с институционализацией приобрело статус мощного социального механизма, который непосредственно участвует в формировании будущего уклада жизни в данной стране.
Важно понять, в какой степени разнообразие вариантов постиндустриального развития может быть объяснено с точки зрения теории государства благосостояния, рассмотрению которой были посвящены специальные разделы учебника.
Мы говорили, что Швеция, ФРГ и США – это страны, каждая из которых является типичным представителем социалистической, консервативной и либеральной стратегий развития государства всеобщего благосостояния.
Отметим, что Швеция достигла своего социального благосостояния под воздействием изменений в постиндустриальной структуре занятости; в США произошло деление самой сферы услуг на сферу обслуживания связанную с бизнесом и сферу развлечений, при этом если раньше в обеих сферах было много высокооплачиваемых должностей, то сейчас зачастую работа в этих сферах низкооплачиваема; в Германии же никаких существенных постиндустриальных изменений в структуре занятости не произошло.
Деиндустриализация в Швеции, которая сопровождалась достаточно низким экономическим ростом, создала некоторые проблемы в сфере занятости, но позволила реализовать три взаимосвязанных принципа, на которые сейчас опирается государство благосостояния:
1) увеличение и расширение социальных, образовательных и медицинских услуг доступных населению;
2) максимальное участие в занятости, особенно для женщин;
3) максимальная вовлеченность в процесс труда для всех трудоспособных, особенно женщин.
Эти три положения объединены в модель государства благосостояния социальной демократии.
При этом в Швеции произошло совпадение роста занятости среди женщин и числа работающих в социальной сфере и сфере услуг, что объяснимо обещанием поддерживать полную занятость и обеспечить максимальное предложение вакансий в силу увеличившегося спроса на работу со стороны женщин. Исследователи полагают, что подобная ситуация может привести к взрыву в этих сферах, вследствие смещенности в сторону женской занятости. При этом государство балансирует, пытаясь найти равновесие между принципами сформулированными выше и эффективностью экономики. Так оно вынуждено обеспечивать различного рода услугами домохозяйства (н-р, уход за детьми, т.к. это необходимо для работающих женщин, и плюс к этому создаются дополнительные рабочие места) и одновременно заботиться о гибком рабочем графике для женщин-матерей, считая, что они также ответственны за воспитание детей. Взамен государство облагает достаточно высокими налогами д./х (в Швеции одни из самых высоких в мире размеры различных пособий и пенсий.) Подобная активность государства в социальной сфере вынуждает шведские д/х иметь 2-х работающих членов семьи для подержания высокого уровня жизни.
С точки зрения спроса на профессии со стороны населения в социальной сфере прослеживается следующая тенденция: будущее Швеции зависит от поддержки среднего класса, который в свою очередь требует расширения количества и качества оказываемых ему услуг. На услуги в различных сферах они вынуждены тратить все больше и больше денег, поэтому представители этого класса будут стараться работать как можно дольше и не выходить на пенсию, вопреки политике раннего выхода на пенсию (которая активно внедряется по всей Европе), невзирая на риск неустойчивости в экономике.
В случае поддержки государством роста занятости в сфере услуг (до 30% от общего количества занятых) возникает проблема роста издержек на эти услуги для населения, т.к. государство обязано поддерживать здесь высокий уровень занятости. В связи с этим могут значительно увеличиться размеры налогов с д./х. Выход из данной ситуации видится в ограничениях з/платы, что является слабым местом Шведской модели государства благосостояния.
В случае с Германией закон о заработной плате запрещает работодателю выплачивать низкую заработную плату, т. е. тем самым предотвращается движение в сторону увеличения доли низкооплачиваемых работников в обществе. В связи с этим немецкое государство благосостояния является смещенным в сторону снижения предложения труда. С точки зрения предложения труда Германия это страна, где сильны позиции консервативного и католического принципа второстепенности, который предполагает, что женщина и социальная сфера (кроме области касающейся здоровья) принадлежит области семьи. Следовательно, в Германии власти очень неохотно создают условия труда, которые позволили бы женщинам работать и открывали бы им доступ на рынок труда. Но, тем не менее, именно государство оказывает непосредственную поддержку тем, кто зарабатывает деньги. Дело в том, что в Германии условия продвижения по службе и повышения заработка достаточно строгие, поэтому высоким заработкам обладают те, кто согласился пройти по тяжелой и длинной карьерной лестнице, что скорее свойственно мужчинам, а не женщинам.
С точки зрения спроса на услуги со стороны населения не существовало причин к росту сферы общественных услуг, возможности оставались ограниченными. Этому в частности способствовали:
· высокое бремя налогов и сборов, которые являются серьезным ограничителем к дополнительному росту доходов;
· последовательная жесткая фискальная и монетарная политика, проводимая властями Германии, ограничивала возможности расширения занятости, как в публичном, так и в частном секторе.
И если в Швеции упор делается на максимальное количество вовлеченных в процесс труда, то в Германии основное бремя по поддержке увеличивающегося количества пенсионеров и самое главное безработных ложится на высокоэффективную индустриальную экономику и ее способность к росту. Слабым местом надвигающегося кризиса в Германии, в области размера издержек, является перенаселенность этой страны.
В США нынешнее состояние спроса и предложения на рынке труда объясняется несколькими основными причинами. Прежде всего, это необыкновенный рост самой экономики особенно в 1960-е и 1980-е годы. Во-вторых, внутренний рынок был достаточно защищен от вторжений на него иностранной рабочей силы. В-третьих, сам демографический процесс оказал сильное влияние на спрос и предложение.
Результатом стало формирование существующей сегодня структуры занятых в сфере услуг: в сфере развлечений занято 16%, в сфере обслуживания производства и бизнеса 23%, и 30% в сфере медицинских и образовательных услуг. Тогда как неквалифицированную работу выполняют только 16% от общего количества и 24% заняты в сфере профессионально-технических услуг.
В США именно усилия частного сектора явились причиной росту количества высококвалифицированных специалистов в сфере социальных услуг и производственных услугах. При этом в последнее время данный рост нельзя объяснить только частным сектором, т.к. активную роль начинает играть публичный сектор.
Здесь необходимо остановиться поподробнее на разнице между Европой и США. Дело в том, что в США государство мало заботится о поддержке занятых в сфере услуг, связанных с управлением и предпринимательством, тогда как в Европе концепция государства благосостояния предполагает обязательное участие государства в обеспечении людей занятых в этих сферах различного рода услугами. Данное отличие сказывается на разных подходах к управлению и поощрению персонала. Таким образом в США есть существенные пробелы в системе обеспечения сотрудника различного рода услугами, считается, что наилучший вариант это выдача сотруднику з/пл полностью деньгами. В последнее время политика налогообложения способствовала тому, что предприятия стали в большей степени прибегать к оплате некоторых услуг для своих сотрудников, которые составляют компенсационным пакет, и соответственно меньше выдавать деньгами. В связи с этим, американские компании стали нести тяжелое бремя существенных непрямых издержек по з/пл.(оплата зубного врача, страховка, сотовая связь и т.д.)
В результате большинство занятых в Европе в государственном секторе услуг оказалось бы занятыми в США в частном секторе обслуживания нужд бизнеса. Для примера в США в сфере оказания производственных услуг занят 1 миллион человек (приблизительно 8% от общего количества занятых в сфере услуг), в Швеции эта группа гораздо меньше и занята в государственных учреждениях.
Аналогичным образом можно охарактеризовать, структуру занятых в сфере частных социальных услуг, будь то здравоохранение, образование, где для Европы свойственна ситуация с выдачей прямых субсидий (обеспечивается благодаря частной системе страхования) и поддержкой работающих в этих сферах ( через высокие налоги на население).
Специфическая роль Американского государства благосостояния еще большим образом прослеживается на примере роста занятых среди женщин и Афро-Американцев. Принимая это во внимание, стоит сказать еще об одном отличии. В Швеции государство благосостояния напрямую обязано заботиться о гарантировании равных всем прав занятости и трудоустройства. Тогда как в США государство осуществляет контроль за правами занятых только посредством законодательно утвержденных Актов, которые направлены на стимулирование образовательной системы и рынка труда с целью увеличения шансов для представителей различных меньшинств быть нанятым. При этом данное положение касается в большей степени отрасли высококвалифицированных специалистов, тогда как в сфере непрестижных профессий внимание американского правительства значительно меньше и здесь не приходится говорить об эгалитаризме.