Контроль качества работы персонала подразделения.
Оценка результатов труда - одна из функций по управлению персоналом, направленная на определение уровня эффективности выполнения работы. На показатели конечных результатов труда работников, как и на его содержание, влияет совокупность различных факторов, классификация которых приведена в табл.1. Учет этих факторов обязателен при проведении оценки результативности труда конкретных должностных лиц в конкретных условиях места и времени, так как повышает степень обоснованности, объективности и достоверности выводов оценивания.
Таблица 1 - Классификация факторов, учитываемых при проведении оценки результативности труда
Факторы | Содержание факторов |
Естественно-биологические | Пол Возраст Состояние здоровья Умственные способности Физические способности Климат Географическая среда Сезонность и др. |
Социально-экономические | Состояние экономики Государственные требования, ограничения и законы в области труда и заработной платы Квалификация работников Мотивация труда Уровень жизни Уровень социальной защищенности и др |
Технико-организационные | Характер решаемых задач Сложность труда Состояние организации производства и труда Условия труда (санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические и др) Объем и качество получаемой информации Уровень использования научно-технических достижений и др. |
Социально-психологические | Отношение к труду Психофизиологическое состояние работника Моральный климат в коллективе и др. |
Рыночные | Развитие многоукладной экономики Развитие предпринимательства Уровень и объем приватизации Акционирование организаций Конкуренция Самостоятельный выбор системы оплаты труда Либерализация цен Инфляция Банкротство Безработица и др. |
Оценка результатов труда разных категорий работников (руководителей, специалистов, других служащих) различается своими задачами, значимостью, показателями, сложностью выявления результатов.
Показатели, по которым оцениваются работники, разнообразны. К ним относятся качество выполняемой работы, ее количество, ценностная оценка результатов. Для оценки результативности труда требуется довольно большое количество показателей, которые охватывали бы и объем работы (например, количество визитов, наносимых агентом по продаже), и ее результаты (например, сумма выручки).
Необходимо выделить и такое ключевое понятие, как критерий оценки, - своего рода порог, за которым состояние показателя будет удовлетворять или не удовлетворять установленным требованиям.
В связи с разделением управленческого труда результат труда руководителя, как правило, выражается через итоги производственно-хозяйственной и иной деятельности организации или подразделений (например, выполнение плана по прибыли, рост числа клиентов и т.п.), а также через социально-экономические условия труда подчиненных (например, уровень оплаты труда, удовлетворенность трудом персонала и т.п.).
Результат труда специалистов определяется исходя из объема, полноты, качества, своевременности выполнения закрепленных за ними должностных обязанностей. В табл. 2 приведен примерный перечень количественных показателей оценки результатов труда по некоторым должностям руководителей и специалистов.
Таблица 2 - Перечень показателей оценки результатов труда
Должность | Перечень показателей оценки результатов труда |
Руководитель организации | Прибыль, Рост прибыли, Оборот капитала, Доля на рынке |
Линейные руководители | Выполнение плановых заданий по объему и номенклатуре Динамика объема производства Динамика производительности труда Снижение издержек производства Количество рекламаций и их динамика Коэффициент текучести кадров |
Начальник финансового отдела | Прибыль Оборачиваемость оборотных средств Уровень сверхнормативных запасов оборотных средств |
Руководитель службы управления персоналом | Производительность труда и ее динамика Снижение нормативной трудоемкости производимой продукции Удельный вес научно обоснованных норм Уровень заработной платы на единицу продукции и его динамика Коэффициент текучести кадров и его динамика Количество вакантных мест Количество претендентов на одно вакантное место Показатели по обучению и повышению квалификации персонала Затраты на персонал в издержках производства (удельный вес и динамика) |
Менеджер по персоналу | Количество вакантных мест в организации Количество претендентов на одно вакантное место Коэффициент текучести по категориям персонала и подразделениям |
На практике при оценке результативности труда руководителей и специалистов наряду с количественными показателями, используются и косвенные: оперативность работы, напряженность, интенсивность труда, сложность труда, качество труда и т.п. Косвенные оценки характеризуют деятельность работника по критериям, соответствующим идеальным представлениям о том, как следует выполнять должностные обязанности и функции, и о том, какие качества должны быть проявлены в связи с этим. Для оценки факторов результативности чаше всего используется балльный метод. Интерпретация баллов при оценке сложности и качества труда показана в табл. 3.
Таблица 3 - Пример балльной оценки сложности и качества труда
Степень сложности и качества труда | Оценка в баллах |
Выполненная работа по сложности: Существенно превышает должностную инструкцию | |
Несколько превышает должностную инструкцию | |
Соответствует должностной инструкции | |
Несколько ниже, чем требуется в должностной инструкции | |
Существенно ниже, чем требуется в должностной инструкции | |
Качество выполненной работы: На высоком уровне | |
На хорошем уровне | |
Удовлетворительно | |
Ниже среднего уровня | |
Неудовлетворительно |
Процедура оценки результатов труда будет эффективной при соблюдении следующих обязательных условий: установление четких «стандартов» результатов труда для каждой должности (рабочего места) и критериев ее оценки; выработка процедуры проведения оценки результатов труда (когда, как часто и кто проводит оценку методы оценки); предоставление полной и достоверной информации оценщику о результатах труда работника; обсуждение результатов оценки с работником; принятие решения по результатам оценки и документирование оценки.
Наиболее популярной формой оценки результативности является оценка на основе KPI (ключевых показателей эффективности). Они разрабатываются, как правило, для каждой позиции и чаше всего используются при оценке менеджеров, реже — при оценке специалистов.
Эффективной, основанной на KPI, является оценка должностей по стандартным критериям.
Ниже приводится пример опросника, разработанного для периодической оценки работника любого уровня и профиля. Он разработай на основе моделей, использующих три основных параметра выполнения задач:
- объем задач и должностных обязанностей;
- срок выполнения - объем задач и функций;
- качество выполнения - объем задач и функций.
За норму объема задач принят объем должностных обязанностей, прописанных в должностной инструкции. По определенным причинам объем выполненных задач может быть меньше нормы. Причины эти могут быть «уважительными» и «неуважительными». Итак, существуют три уровня объема задач:
- минимальный;
- в объеме должностных обязанностей;
- дополнительные к должностным обязанностям.