Международный и внутренний туризм в условиях рыночных отношений. Тенденции развития
Следует помнить, что туризм не только имеет важную социальную направленность, но и является важной экономической категорией.
Экономическая суть туризма заключается в продаже туристского продукта и получении выгоды от туристской деятельности для экономики страны или отдельного региона. Основные выгоды состоят в:
1) увеличении местного дохода;
2) создании большого количества новых рабочих мест;
3) увеличении валютных поступлений;
4) развитии отраслей, связанных с производством туристических услуг.
По характеру перемещения туристов относительно места своего постоянного проживания можно выделить три типа туризма: въездной, выездной и внутренний.
Въездной туризм – это туристская деятельность и обслуживание иностранных туристов на территории своей страны.
Согласно ст. 1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» въездной туризм – это туризм в пределах Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в России.
Выездной туризм – это туристская деятельность и обслуживание туристов своей страны на территории другой страны. Это туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну.
Внутренний туризм – это туристская деятельность и обслуживание туристов своей страны на территории этой страны. Это туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации.
Взаимодействие типов туризма между собой позволяет выделить три вида туризма:
1) международный туризм – это сочетание въездного и выездного туризма;
2) национальный туризм – это сочетание внутреннего и выездного туризма;
3) туризм в пределах одной страны – это внутренний туризм.
Темпы и направления развития туризма во многом зависят от политического и экономического положения в государстве.
Международный туризм – это деятельность, направленная на осуществление туризма жителями одной страны на территории другой.
Поскольку туризм с момента становления превратился в отдельную отрасль, он имеет определенные характеристики, которые являются показателями степени развития туризма, его влияния на экономику.
Основными показателями состояния и развития международного туризма являются:
1) число туристов, посетивших зарубежные страны (туристические прибытия);
2) денежные поступления от туризма.
Отдел статистики Всемирной Туристической Организации (ВТО – ведущая международная организация в области туризма, создана 2 января 1975 г.) ежегодно обнародует статистику состояния и развития мирового международного туризма.
Поскольку международный туризм – это туризм въездной и выездной, то имеет смысл рассмотреть влияние каждого из этих двух типов туризма на экономику государства.
Въездной туризм является более выгодным направлением развития международного туризма. Эта выгода, прежде всего, заключается в том, что иностранный турист (лицо, путешествующее с целью туризма в другую страну, не являющуюся страной его обычного местожительства и находящуюся за пределами его обычной среды, на срок не менее 24 часов, без занятия оплачиваемой деятельностью), посещая определенную страну, ввозит иностранную валюту. Соответственно, происходит увеличение государственного бюджета за счет денег другого государства. К тому же, появляется большое количество новых рабочих мест в различных областях индустрии туризма, что обеспечивает занятость населения и влияет на повышение уровня жизни страны в целом.
Выездной туризм в данном плане является менее выгодным для экономики страны, прежде всего, из-за вывоза туристами капитала за пределы этого государства. Доход государства от выездного туризма составляют налоги, получаемые от туристических организаций, осуществляющих отправку туристов за рубеж, и от сферы перевозки. Новые рабочие места – это опять же места только в сфере перевозки и в сфере организации отправки. Остальные отрасли, включенные в туристическую индустрию, остаются при данном типе туризма, как правило, незадействованными.
С другой стороны, если выездной туризм имеет массовый характер, то доходы от него могут быть довольно значительными.
Вообще, следует отметить, что для гармонично развивающегося туризма характерно наличие баланса между внутренним и въездным туризмом. Однако это не относится к тем странам, экономика которых ориентирована на туризм (например, Таиланд), поскольку практически все население, способное путешествовать, в таких странах занято работой в туризме и не имеет свободного времени для поездок.
К недостаткам, которые способны тормозить развитие туризма в пределах одной страны, относятся:
1) политическая нестабильность страны;
2) несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам;
3) завышенные цены на обслуживание, несоответствующие их реальному уровню;
4) несоответствие материально-технической базы международным стандартам;
5) несовершенство законодательного и экономического стимуирования туризма на уровне государства;
6) низкий уровень обслуживания;
7) низкий имидж страны.
Ежегодная статистика ВТО свидетельствует о продолжении роста и развития сферы мирового международного туризма. Все большее число людей вовлекается в эту сферу. Согласно данным ВТО, число туристических прибытий (оценивается по числу прибывших зарегистрированных туристов) ежегодно увеличивается.
В соответствии с прогнозом ВТО, к 2020 г. Россия должна войти в десятку ведущих стран мира по объему международных туристических поездок.