Статистика как наука и отрасль практической деятельности
СТАТИСТИКА
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ОМСК 2010
УДК 31
ББК 60.6
Б 89
Рецензенты:
Л.А. Родина, доктор экон. наук, проф., каф. Экономика, налоги и налогообложение Омского государственного университета
В.В. Тютикова, к.э.н.,финанс. директор НОУ «Учебный центр «Профессионал»»
Кузина Н.А., СТАТИСТИКА: Учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГТУ 2010. 96 с.
В учебном пособии систематизировано излагаются основы общей теории статистики. Приводятся решения типовых задач и задания для самоконтроля
Учебное пособие предназначено для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление», 080507 «Менеджмент организации», аспирантов, преподавателей, а также специалистов других общественных наук.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета
© Кузина Н.А., 2010
© Омский государственный технический университет, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. | ||
Статистика как наука и отрасль практической деятельности……………… | ||
Статистическая деятельность в Российской Федерации…………………… | ||
Основные категории статистики………………………………………………. | ||
Статистическое наблюдение, его виды и формы…………………………… | ||
Статистическая сводка и группировка………………………………………... | ||
Статистическая таблица и ее элементы……………………………………… | ||
Роль и значение графического метода в статистике………………………… | ||
8.1 8.2 8.3 | Обобщающие показатели……………………………………………………… Абсолютные величины………………………………………………………… Относительные величины……………………………………………………… Средние величины……………………………………………………………… | |
Показатели вариации в анализе взаимосвязей……………………………….. | ||
Выборочное наблюдение как источник статистической информации в изучении социально-экономических явлений и процессов…………………. | ||
Причинность, регрессия, корреляция…………………………………………. | ||
Методы изучения связи качественных признаков…………………………… | ||
Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений…. | ||
Индексы………………………………………………………………………… | ||
Список использованных источников…………………………………………. |
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе важную роль в механизме управления экономикой выполняет статистика. Сбор, научная обработка, обобщение и анализ информации, характеризуют развитие экономики страны, культуры и уровня жизни населения. В результате предоставляется возможность выявления взаимосвязей в экономике, изучения динамики ее развития, проведения международных сопоставлений и в конечном итоге – принятия эффективных управленческих решений.
Полная и достоверная статистическая информация является тем необходимым основанием, на котором базируется процесс управления экономикой. Принятие управленческих решений на всех уровнях – от общегосударственного или регионального и до уровня отдельной корпорации или частной фирмы – невозможно без должного статистического обеспечения. Именно статистические данные позволяют определить объемы валового внутреннего продукта и национального дохода, выявить основные тенденции развития отраслей экономики, оценить уровень инфляции, проанализировать состояние финансовых и товарных рынков, исследовать уровень жизни населения и другие социально-экономические явления и процессы.
Для получения информации органы государственной и ведомственной статистики, а также коммерческие структуры проводят различного рода статистические исследования. От того, как собран первичный статистический материал, как он обработан и сгруппирован, в значительной степени зависят результаты и качество всей последующей работы. Недостаточная проработка программно-методологических и организационных аспектов статистического наблюдения, отсутствие логического и арифметического контроля собранных данных, несоблюдение принципов формирования групп в конечном итоге могут привести к абсолютно ошибочным выводам.
Используемые на всех стадиях исследования приемы и методы сбора, обработки и анализа данных являются предметом изучения общей теории статистики, которая является базовой отраслью статистической науки. Разработанная методология общей теории статистики применяется в макроэкономической статистике, социальной статистике, в статистике населения, а также и отраслевых статистиках (промышленности, сельского хозяйства, торговли и др.).
Статистические данные позволяют определить объемы валового внутреннего продукта и национального дохода, выявить основные тенденции развития отраслей экономики, оценить уровень инфляции, проанализировать состояние финансовых и товарных рынков, исследовать уровень жизни населения и другие социально-экономические явления и процессы.
Знание статистики, системы экономических показателей, методики их расчета обеспечивает менеджеру, экономисту возможность работать в любом секторе экономики.
Статистика в учебных стандартах подготовки менеджеров и экономистов всех специальностей является одной из основной составляющей формирования высококвалифицированного специалиста, способного ориентироваться в мировом информационном пространстве.
Статистика как наука и отрасль практической деятельности
Статистика – одна из древнейших отраслей знаний, возникшая на базе хозяйственного учета.
Первые учетные операции проводились еще в глубокой древности. Вначале они были довольно примитивны, нерегулярны и направлены главным образом на получение данных о численности населения, его составе и имущественном положении. Эти данные использовались, прежде всего при налогообложении и в военных нуждах.
По мере развития производительных сил в обществе возрастал интерес к различного рода знаниям, расширялся круг учитываемых явлений и собираемых о них сведений; усложнялись сами учетные операции, они стали более регулярными. Постепенно накапливался опыт, появлялись рекомендации о том, каким образом организовать отдельные учетные операции и обработать собранные сведения, чтобы обобщить их и выявить различные закономерности.
Так постепенно сформировалась отрасль знаний, названная впоследствии «статистикой». Ее возникновение связано с потребностями общества в различного рода сведениях, информации, без которых невозможно управлять государством, изучать отдельные явления и процессы, происходящие в различных областях жизни, сферах деятельности.
Статистика как наука возникла в XVII веке почти одновременно в Германии и Англии. Ее зарождение произошло в недрах развившейся и расширившейся практики учетно-статистических работ. Несомненно, что говорить об оформлении статистики как науки стало возможным только тогда, когда появились первые научные труды, посвященные изучению массовых явлений, государства, общества, когда в вузах было введено преподавание статистики как учебной дисциплины.
Развитие статистики как науки шло по двум направлениям.
Первое направление возникло в Германии и известно как государствоведение, или описательная школа. Представители этой школы основной своей задачей считали описание достопримечательностей государства: территории, населения, климата, политического устройства, вероисповедания, ведения хозяйства, торговли, благосостояния государства и граждан и т.п. – без анализа закономерностей и взаимосвязей между явлениями.
Основателем описательной школы был немецкий ученый Герман Конринг (1606–1681). Он же ввел и преподавание «Государствоведения» как учебной научной дисциплины в университетах (1666 г.).
Много сделал для развития описательной школы и идей Конринга его последователь Готфрид Ахенваль (1719–1772). Возможно, что термин «статистика» произошел от латинских слов stato (государство) и status (положение вещей, политическое состояние). В середине XVIII века под статистикой подразумевалась совокупность сведений о государстве, о его достопримечательностях. В научный обиход термин статистика, ввел немецкий ученый Готфрид Ахенваль, представитель описательной школы государствоведения. В 1746 г. он предложил заменить название курса «Государствоведение», преподававшегося в университетах Германии с 1666 г., на «Статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины.
Второе направление развития статистики как науки возникло в Англии и известно под названием «политическая арифметика».Основателем школы этого направления был Уильям Петти (1623-1687), известный политэконом, которого К. Маркс называл отцом политической экономии и в некотором роде изобретателем статистики.
С деятельностью школы «политической арифметики» неразрывно связано имя Джона Граунта (1620-1674), друга и соратника У. Петти, а также имя Эдмунда Галлея (1656—1742), английского астронома, и др.
Представители данной школы в отличие от приверженцев государствоведения своей главной задачей считали выявление на основе большого числа наблюдений различных закономерностей и взаимосвязей в изучаемых явлениях. Так, Д. Граунт исследовал главным образом закономерности воспроизводства населения. В течение многих лет он изучал данные бюллетеней, в которых еженедельно публиковались сведения о числе родившихся и умерших в Лондоне, и сумел выявить ряд закономерностей. Например, он установил, что соотношение численности родившихся мальчиков и девочек составляло 14 : 13, что из числа родившихся до 6 лет доживало в то время 64% лондонцев, до 16 лет — 40%, что на 63 умерших приходилось 52 новорожденных и т.д.
Д. Граунт составил первую таблицу смертности и рассчитал кривую дожития. Результаты своих исследований он опубликовал в 1662 г. в работе, название которой по традиции того времени отражало ее суть: «Естественные и политические наблюдения, перечисленные в прилагаемом оглавлении и сделанные над бюллетенями смертности, по отношению к управлению, религии, торговле, росту, болезням и пр.». Это был первый научный труд политических арифметиков.
Э. Галлей, как и Д. Граунт, интересовался естественным движением населения, составлением таблиц смертности с определением вероятности дожития до определенного возраста и использованием их в страховом деле.
У. Петти в отличие от Граунта и Галлея больше интересовался хозяйственными процессами, закономерностями в общественной и экономической жизни. Он первым, прибегнув к косвенным расчетам, попытался оценить национальное богатство и национальный доход страны. Круг его интересов отражен в работе, написанной в 1671—1676 гг., но опубликованной уже после его смерти в 1690 г. под названием «Политическая арифметика, или Рассуждения относительно размеров и стоимости земли, людей, сельского хозяйства, мануфактур, торговли, рыбной ловли, ремесленников, моряков, солдат; относительно государственных доходов, регистрации банков; относительно определения ценности людей, увеличения числа моряков; относительно портов, положения страны, кораблей, могущества на море и т.п.».
Школа «политической арифметики» имела немало последователей как в самой Англии, так и за ее пределами.
Заслугой политических арифметиков является то, что они понимали необходимость использования массовых данных для выявления тех или иных закономерностей, что при сводке и анализе использовали группировки, средние и относительные величины, старались рассматривать многие показатели взаимосвязанно, при отсутствии необходимых данных использовали косвенные расчеты и т.д.
Государствоведение и политическая арифметика развивались каждая своим путем, используя свои методы в исследованиях. Но предмет изучения у них был общий — государство, общество и, в частности, массовые явления и процессы, происходящие в нем.
Можно сказать, что статистика, родившись в связи с необходимостью решения практических государственных и хозяйственных проблем, сформировалась как наука в результате синтеза государствоведения и политической арифметики, причем от последней она взяла больше, поскольку статистика и в настоящее время призвана выявлять прежде всего различного рода закономерности в исследуемых явлениях.
Однако ни представители государствоведения, ни представители политической арифметики не дошли до теоретического обобщения практики учетно-статистических работ, до создания теории статистики. Эта задача была решена позднее, в XIX в., известным бельгийским ученым Адольфом Кетле (1796-1874), математиком по образованию, много лет возглавлявшим национальную статистику Бельгии. Именно он дал определение предмета статистики (массовые явления, связанные с жизнью общества, государства), увидел в ней орудие социального познания, раскрыл суть методов статистики.
Статистические исследования Кетле были посвящены в основном раскрытию различных закономерностей в общественной жизни, в частности в области преступности. По данным уголовной статистики Франции он установил постоянство в числе преступлений (и их орудий) за ряд лет и на этом основании сделал вывод о том, что общество содержит в себе зародыши всех преступлений, которые должны совершиться. Наличие устойчивых закономерностей в области социальных явлений он объяснял действием двух видов причин: «постоянных» (общих), определяющих закономерность, типичность, и «пертурбационных» (индивидуальных, случайных), вызывающих отклонения единичных явлений от типа.
Кетле считал, что основной задачей в выявлении закономерностей является взаимопогашение случайных причин. А последнее может быть достигнуто лишь при наличии массовых данных. Основным приемом статистического анализа он считал метод средних величин. Он даже ввел понятие «среднего человека».
Эти и другие идеи своего учения о предмете и методах статистического исследования Кетле изложил в работе «Социальная физика, или Опыт исследования о развитии человеческих способностей» (1836 г.), применив в ней термин «среднего человека».
Кетле считал, что теоретической основой статистики является теория вероятностей, что раскрыть (познать) различные закономерности в явлениях общественной жизни можно только на основе массовых статистических данных, при которых возможно погашение, исключение действия случайных причин, искажающих суть того или иного изучаемого явления (показателя).
Не все в учении Кетле было бесспорным, и имелось немало противников его взглядов, но в целом его идеи оказали большое влияние на развитие статистики, статистической методологии исследования.
Пожалуй, можно сказать, что под влиянием идей (и практики) Кетле в XIX в. возникло и успешно развивалось третье направление статистической науки — математико-статистическое.
Развитие этого направления связано с именами таких ученых, как англичане Фрэнсис Гальтон (1822—1911), Фрэнсис Эджворт(1845-1926), Карл Пирсон (1857-1936), Одни Дж. Юл (1871-1951), Артур Боули (1869-1957), Вильям Госсет (1876-1937), Рональд Фишер(1890-1968), Морис Дж. Кендэл (р. 1907), немец Вильгельм Лексис (1837-1914), итальянец Коррадо Джини (1884-1965) и многие другие*.
Деятельность большинства из них протекала уже в первой половине XX в., для которого в целом характерно бурное развитие науки разных отраслей.
Работы перечисленных выше ученых обогатили статистическую науку такими новыми методами исследования, как: корреляционно-регрессионный анализ, дисперсионный анализ, анализ временных рядов, построение и анализ теоретических моделей распределения единиц совокупности по тем или иным признакам, оценивание гипотез и др.
Математико-статистическое направление статистической науки развивалось не только на Западе, но и в России. Но прежде чем называть имена русских ученых в этой области, вернемся несколько назад и рассмотрим основные этапы развития статистики как науки в России.
Хотя в России отсутствовало четкое деление статистических «школ», но характер научных работ и практической деятельностиотдельных представителей статистики позволяет отнести их к сторонникам выделенных направлений статистики.
В России последователями «школы государствоведения» были И.К. Кирилов (1689–1737), В.Н. Татищев (1686–1750), М.В.Ломоносов (1711–1765), К.Ф. Герман (1767–1838), К.И. Арсеньев (1789–1865) и др.
В настоящее время термин «статистика» употребляется в нескольких значениях.
Во-первых, под статистикой понимают отрасль практической деятельности по сбору, обработке, анализу и публикации статистической информации как в целом по стране, так и по отдельным ее регионам. Такая деятельность, с определенными различиями в используемой методологии, осуществляется во всех странах. В России эта работа выполняется Федеральной службой государственной статистики (прежнее название организации – Государственный комитет Российской Федерации по статистике).
Статистикой также часто называют и сам результат статистической деятельности, т.е. массив статистических данных или обобщающие показатели, характеризующие состояние массовых явлений и процессов по той или иной совокупности за определенный период. Потребителями статистической информации являются органы государственного управления, научные организации, информационные агентства, аналитические службы компаний и банков, физические лица. В последние годы стремительно повышается значение статистической информации в маркетинговых исследованиях.
Статистика–это наука, включающая разветвленную систему научных дисциплин, изучающих количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной.
Изучаемые статистикой явления и процессы многообразны. В первую очередь, статистика изучает все, что связано с экономической деятельностью общества – производство и реализация промышленной и сельскохозяйственной продукции, строительство новых объектов и реконструкция действующих основных фондов, работа транспорта и связи, формирование и движение финансовых потоков. Статистические методы широко используются в анализе социальных процессов и явлений – занятости и безработицы, доходов населения, изучении общественного мнения и т.д. Большую роль играет статистика в технике и производственной деятельности, например, в организации контроля качества продукции. Методы статистики применяются в экономическом анализе, менеджменте, маркетинге, бизнес-планировании, логистике, оценке недвижимости, антикризисном управлении и в других областях научной и практической деятельности.
Рассмотрим структуру статистики как науки.
Теория статистики (общая теория статистики) –отрасль статистической науки, рассматривающая ее общие понятия, категории, принципы и методы сбора, обработки и анализа данных. Теорией статистики разрабатываются общие показатели и методы изучения структуры, взаимосвязи и динамики изучаемых процессов и явлений. Использование этих показателей и методов в отдельных областях научной и практической деятельности наполняет их качественным содержанием, а в ряде случаев придает им определенную специфику.
Экономическая (макроэкономическая) статистика изучает количественные закономерности происходящих в экономике явлений и процессов, выявление основных пропорций и тенденций экономического развития на макроуровне, т.е. на уровне крупного региона или страны в целом. Экономическая статистика изучает как сам процесс воспроизводства материальных благ и услуг, так и его результаты, а также их воздействие на уровеньжизни населения. К основным показателям экономической статистики относятся: валовой внутренний продукт, валовой региональный продукт, такие элементы национального богатства, как основные фонды, материальные и оборотные средства, домашнее имущество.
Социальная статистика изучает социальную структуру населения, его уровень жизни и, в частности, доходы, а также уровень образования и культуры, состояния здоровья и медицинского обслуживания, использование свободного времени, общественное мнение, уровень преступности и другие социальные аспекты жизнедеятельности общества.
Для того чтобы получить общее представление о статистической методологии, необходимо рассмотреть сам процесс статистического исследования, который включает четыре основных этапа.
Процесс статистического исследования начинается с этапа сбора первичного статистического материала, проверки его полноты и достоверности. С этой целью применяются методы сплошного и несплошного статистического наблюдения. От качества полученных исходных статистических данных во многом зависят окончательные результаты всего статистического исследования.
На втором этапе производится предварительная обработка данных, подсчет групповых и общих итогов, расчет некоторых относительных показателей. Основной метод, используемый на данном этапе, – метод группировок. В результате его реализации от больших массивов статистических данных осуществляется переход к компактным и удобным для анализа статистическим таблицам.
Третий этап – расчет и интерпретация обобщающих статистических показателей. На данном этапе рассчитываются показатели среднего уровня и вариации, структуры, взаимосвязи и динамики изучаемых процессов и явлений. Полученные результаты подвергаются анализу.
В процессе реализации четвертого этапа осуществляется моделирование взаимосвязей между социально-экономическими процессами и явлениями, строятся уравнения регрессии, а также трендовые модели, отражающие основные тенденции динамики изучаемых показателей.
Используемые в процессе реализации всех этапов статистические приемы и методы в целом составляют статистическую методологию исследования.
Контрольные задания
1. Статистика как наука. Основные направления развития.
2. Назовите в качестве примера сферы общественной жизни, изучаемые статистикой.
3. Сформулируйте определение статистики как науки и дайте ему соответствующее обоснование.
4. Перечислите методы, присущие статистическому исследованию.