Статистика как наука и отрасль практической деятельности

СТАТИСТИКА

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ОМСК 2010

УДК 31

ББК 60.6

Б 89

Рецензенты:

Л.А. Родина, доктор экон. наук, проф., каф. Экономика, налоги и налогообложение Омского государственного университета

В.В. Тютикова, к.э.н.,финанс. директор НОУ «Учебный центр «Профессионал»»

Кузина Н.А., СТАТИСТИКА: Учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГТУ 2010. 96 с.

В учебном пособии систематизировано излагаются основы общей теории статистики. Приводятся решения типовых задач и задания для самоконтроля

Учебное пособие предназначено для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление», 080507 «Менеджмент организации», аспирантов, преподавателей, а также специалистов других общественных наук.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета

© Кузина Н.А., 2010

© Омский государственный технический университет, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

  ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
Статистика как наука и отрасль практической деятельности………………
Статистическая деятельность в Российской Федерации……………………
Основные категории статистики……………………………………………….
Статистическое наблюдение, его виды и формы……………………………
Статистическая сводка и группировка………………………………………...
Статистическая таблица и ее элементы………………………………………
Роль и значение графического метода в статистике…………………………
8.1 8.2 8.3 Обобщающие показатели……………………………………………………… Абсолютные величины………………………………………………………… Относительные величины……………………………………………………… Средние величины………………………………………………………………
Показатели вариации в анализе взаимосвязей………………………………..
Выборочное наблюдение как источник статистической информации в изучении социально-экономических явлений и процессов………………….  
Причинность, регрессия, корреляция………………………………………….
Методы изучения связи качественных признаков……………………………
Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений….
Индексы…………………………………………………………………………
  Список использованных источников………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе важную роль в механизме управления экономикой выполняет статистика. Сбор, научная обработка, обобщение и анализ информации, характеризуют развитие экономики страны, культуры и уровня жизни населения. В результате предоставляется возможность выявления взаимосвязей в экономике, изучения динамики ее развития, проведения международных сопоставлений и в конечном итоге – принятия эффективных управленческих решений.

Полная и достоверная статистическая информация является тем необходимым ос­нованием, на котором базируется процесс управления экономикой. Принятие управленче­ских решений на всех уровнях – от общегосударственного или регионального и до уровня отдельной корпорации или частной фирмы – невозможно без должного статистического обеспечения. Именно статистические данные позволяют определить объемы валового внутреннего продукта и национального дохода, выявить основные тенденции развития отраслей экономики, оценить уровень инфляции, проанализировать состояние финансо­вых и товарных рынков, исследовать уровень жизни населения и другие социально-экономические явления и процессы.

Для получения информации органы государственной и ведомст­венной статистики, а также коммерческие структуры проводят различного рода статисти­ческие исследования. От того, как собран первичный статистический материал, как он обработан и сгруппирован, в значительной степени зависят результаты и качество всей последующей работы. Недостаточная проработка программно-методологических и организационных аспектов статистического наблюдения, отсутствие логического и арифметического кон­троля собранных данных, несоблюдение принципов формирования групп в конечном ито­ге могут привести к абсолютно ошибочным выводам.

Используемые на всех стадиях исследования приемы и методы сбора, обработки и анализа данных являются предметом изучения общей теории статистики, которая является базовой отраслью статистической науки. Разработанная методология общей теории статистики применяется в макроэкономической статистике, социальной статистике, в статистике населения, а также и отраслевых статистиках (промышленности, сельского хозяйства, торговли и др.).

Статистические данные позволяют определить объемы ва­лового внутреннего продукта и национального дохода, выявить основные тенденции развития отраслей экономики, оценить уровень инфляции, проанализировать состояние финансовых и товарных рынков, исследовать уровень жизни населения и другие социально-экономические явления и процессы.

Знание статистики, системы экономических показателей, методики их расчета обеспечивает менеджеру, экономисту возможность работать в любом секторе экономики.

Статистика в учебных стандартах подготовки менеджеров и экономистов всех специальностей является одной из основной составляющей формирования высококвалифицированного специалиста, способного ориентироваться в мировом информационном пространстве.

Статистика как наука и отрасль практической деятельности

Статистика – одна из древнейших отраслей знаний, возникшая на базе хозяйственного учета.

Первые учетные операции проводились еще в глубокой древности. Вначале они были довольно примитивны, нерегулярны и направлены главным образом на получение данных о численности населения, его составе и имущественном положении. Эти данные использовались, прежде всего при налогообложении и в военных нуждах.

По мере развития производительных сил в обществе возрастал интерес к различного рода знаниям, расширялся круг учитывае­мых явлений и собираемых о них сведений; усложнялись сами учетные операции, они стали более регулярными. Постепенно на­капливался опыт, появлялись рекомендации о том, каким образом организовать отдельные учетные операции и обработать собран­ные сведения, чтобы обобщить их и выявить различные законо­мерности.

Так постепенно сформировалась отрасль знаний, названная впоследствии «статистикой». Ее возникновение связано с потреб­ностями общества в различного рода сведениях, информации, без которых невозможно управлять государством, изучать отдельные явления и процессы, происходящие в различных областях жизни, сферах деятельности.

Статистика как наука возникла в XVII веке почти одновременно в Германии и Англии. Ее зарождение произошло в недрах развив­шейся и расширившейся практики учетно-статистических работ. Несомненно, что говорить об оформлении статистики как науки стало возможным только тогда, когда появились первые научные труды, посвященные изучению массовых явлений, государства, общества, когда в вузах было введено преподавание статистики как учебной дисциплины.

Развитие статистики как науки шло по двум направлениям.

Первое направление возникло в Германии и известно как государствоведение, или описательная школа. Представители этой школы основной своей задачей считали описание достопри­мечательностей государства: территории, населения, климата, по­литического устройства, вероисповедания, ведения хозяйства, тор­говли, благосостояния государства и граждан и т.п. – без анализа закономерностей и взаимосвязей между явлениями.

Основателем описательной школы был немецкий ученый Герман Конринг (1606–1681). Он же ввел и преподавание «Государствоведения» как учебной научной дисциплины в университетах (1666 г.).

Много сделал для развития описательной школы и идей Конринга его последователь Готфрид Ахенваль (1719–1772). Возможно, что термин «статистика» произошел от латинских слов stato (государство) и status (положение вещей, поли­тическое состояние). В середине XVIII века под статистикой подразу­мевалась совокупность сведений о государстве, о его достопримеча­тельностях. В научный обиход термин статистика, ввел немецкий ученый Готфрид Ахенваль, представитель описательной школы государствоведения. В 1746 г. он предложил заменить название курса «Государствоведение», преподававшегося в университетах Германии с 1666 г., на «Статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины.

Второе направление развития статистики как науки возникло в Англии и известно под названием «политическая ариф­метика».Основателем школы этого направления был Уильям Петти (1623-1687), известный политэконом, которого К. Маркс называл отцом политической экономии и в некотором роде изоб­ретателем статистики.

С деятельностью школы «политической арифметики» нераз­рывно связано имя Джона Граунта (1620-1674), друга и соратника У. Петти, а также имя Эдмунда Галлея (1656—1742), английского астронома, и др.

Представители данной школы в отличие от приверженцев государствоведения своей главной задачей считали выявление на основе большого числа наблюдений различных закономерностей и взаимосвязей в изучаемых явлениях. Так, Д. Граунт исследовал главным образом закономерности воспроизводства населения. В течение многих лет он изучал данные бюллетеней, в которых еженедельно публиковались сведения о числе родившихся и умер­ших в Лондоне, и сумел выявить ряд закономерностей. Напри­мер, он установил, что соотношение численности родившихся мальчиков и девочек составляло 14 : 13, что из числа родившихся до 6 лет доживало в то время 64% лондонцев, до 16 лет — 40%, что на 63 умерших приходилось 52 новорожденных и т.д.

Д. Граунт составил первую таблицу смертности и рассчитал кривую дожития. Результаты своих исследований он опубликовал в 1662 г. в работе, название которой по традиции того времени отражало ее суть: «Естественные и политические наблюдения, пе­речисленные в прилагаемом оглавлении и сделанные над бюлле­тенями смертности, по отношению к управлению, религии, тор­говле, росту, болезням и пр.». Это был первый научный труд политических арифметиков.

Э. Галлей, как и Д. Граунт, интересовался естественным движе­нием населения, составлением таблиц смертности с определени­ем вероятности дожития до определенного возраста и использо­ванием их в страховом деле.

У. Петти в отличие от Граунта и Галлея больше интересовался хозяйственными процессами, закономерностями в общественной и экономической жизни. Он первым, прибегнув к косвенным рас­четам, попытался оценить национальное богатство и национальный доход страны. Круг его интересов отражен в работе, написанной в 1671—1676 гг., но опубликованной уже после его смерти в 1690 г. под названием «Политическая арифметика, или Рассуждения относительно размеров и стоимости земли, людей, сельского хозяйства, мануфактур, торговли, рыбной ловли, ремес­ленников, моряков, солдат; относительно государственных дохо­дов, регистрации банков; относительно определения ценности людей, увеличения числа моряков; относительно портов, поло­жения страны, кораблей, могущества на море и т.п.».

Школа «политической арифметики» имела немало последова­телей как в самой Англии, так и за ее пределами.

Заслугой политических арифметиков является то, что они по­нимали необходимость использования массовых данных для выявления тех или иных закономерностей, что при сводке и ана­лизе использовали группировки, средние и относительные вели­чины, старались рассматривать многие показатели взаимосвязан­но, при отсутствии необходимых данных использовали косвенные расчеты и т.д.

Государствоведение и политическая арифметика развивались каждая своим путем, используя свои методы в исследованиях. Но предмет изучения у них был общий — государство, общество и, в частности, массовые явления и процессы, происходящие в нем.

Можно сказать, что статистика, родившись в связи с необхо­димостью решения практических государственных и хозяйствен­ных проблем, сформировалась как наука в результате синтеза государствоведения и политической арифметики, причем от последней она взяла больше, поскольку статистика и в настоящее время призвана выявлять прежде всего различного рода законо­мерности в исследуемых явлениях.

Однако ни представители государствоведения, ни представи­тели политической арифметики не дошли до теоретического обобщения практики учетно-статистических работ, до создания теории статистики. Эта задача была решена позднее, в XIX в., известным бельгийским ученым Адольфом Кетле (1796-1874), математиком по образованию, много лет возглавлявшим нацио­нальную статистику Бельгии. Именно он дал определение пред­мета статистики (массовые явления, связанные с жизнью общества, государства), увидел в ней орудие социального познания, раскрыл суть методов статистики.

Статистические исследования Кетле были посвящены в основ­ном раскрытию различных закономерностей в общественной жизни, в частности в области преступности. По данным уголов­ной статистики Франции он установил постоянство в числе пре­ступлений (и их орудий) за ряд лет и на этом основании сделал вывод о том, что общество содержит в себе зародыши всех пре­ступлений, которые должны совершиться. Наличие устойчивых закономерностей в области социальных явлений он объяснял дей­ствием двух видов причин: «постоянных» (общих), определяющих закономерность, типичность, и «пертурбационных» (индивиду­альных, случайных), вызывающих отклонения единичных явле­ний от типа.

Кетле считал, что основной задачей в выявлении закономерно­стей является взаимопогашение случайных причин. А последнее может быть достигнуто лишь при наличии массовых данных. Ос­новным приемом статистического анализа он считал метод сред­них величин. Он даже ввел понятие «среднего человека».

Эти и другие идеи своего учения о предмете и методах стати­стического исследования Кетле изложил в работе «Социальная физика, или Опыт исследования о развитии человеческих спо­собностей» (1836 г.), применив в ней термин «среднего человека».

Кетле считал, что теоретической основой статистики является теория вероятностей, что раскрыть (познать) различные законо­мерности в явлениях общественной жизни можно только на ос­нове массовых статистических данных, при которых возможно погашение, исключение действия случайных причин, искажа­ющих суть того или иного изучаемого явления (показателя).

Не все в учении Кетле было бесспорным, и имелось немало противников его взглядов, но в целом его идеи оказали большое влияние на развитие статистики, статистической методологии исследования.

Пожалуй, можно сказать, что под влиянием идей (и практики) Кетле в XIX в. возникло и успешно развивалось третье на­правление статистической науки — математико-статистическое.

Развитие этого направления связано с именами таких ученых, как англичане Фрэнсис Гальтон (1822—1911), Фрэнсис Эджворт(1845-1926), Карл Пирсон (1857-1936), Одни Дж. Юл (1871-1951), Артур Боули (1869-1957), Вильям Госсет (1876-1937), Рональд Фишер(1890-1968), Морис Дж. Кендэл (р. 1907), немец Вильгельм Лексис (1837-1914), итальянец Коррадо Джини (1884-1965) и многие другие*.

Деятельность большинства из них протекала уже в первой половине XX в., для которого в целом характерно бурное разви­тие науки разных отраслей.

Работы перечисленных выше ученых обогатили статистичес­кую науку такими новыми методами исследования, как: корреля­ционно-регрессионный анализ, дисперсионный анализ, анализ временных рядов, построение и анализ теоретических моделей распределения единиц совокупности по тем или иным призна­кам, оценивание гипотез и др.

Математико-статистическое направление статистической на­уки развивалось не только на Западе, но и в России. Но прежде чем называть имена русских ученых в этой области, вернемся не­сколько назад и рассмотрим основные этапы развития статисти­ки как науки в России.

Хотя в России отсутствовало четкое деление статистических «школ», но характер научных работ и практической деятельностиотдельных представителей статистики позволяет отнести их к сто­ронникам выделенных направлений статистики.

В России последователями «школы государствоведения» были И.К. Кирилов (1689–1737), В.Н. Татищев (1686–1750), М.В.Ло­моносов (1711–1765), К.Ф. Герман (1767–1838), К.И. Арсеньев (1789–1865) и др.

В настоящее время термин «статистика» употребляется в не­скольких значениях.

Во-первых, под статистикой понимают отрасль практической деятельности по сбору, обработке, анализу и публикации статистической информации как в целом по стране, так и по отдельным ее регионам. Такая деятельность, с определенными различиями в используемой методологии, осуществляется во всех странах. В России эта работа выполняется Федеральной службой государственной статистики (прежнее название организации – Государственный комитет Российской Федерации по статистике).

Статистикой также часто называют и сам результат статистической деятельности, т.е. массив статистических данных или обобщающие показатели, характеризующие со­стояние массовых явлений и процессов по той или иной совокупности за определенный период. Потребителями статистической информации являются органы государственного управления, научные организации, информационные агентства, аналитические службы компаний и банков, физические лица. В последние годы стремительно повышается значе­ние статистической информации в маркетинговых исследованиях.

Статистика–это наука, включающая разветвленную систему научных дисциплин, изучающих количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной.

Изучаемые статистикой явления и процессы многообразны. В первую очередь, статистика изучает все, что связано с экономической деятельностью общества – производ­ство и реализация промышленной и сельскохозяйственной продукции, строительство но­вых объектов и реконструкция действующих основных фондов, работа транспорта и свя­зи, формирование и движение финансовых потоков. Статистические методы широко ис­пользуются в анализе социальных процессов и явлений – занятости и безработицы, дохо­дов населения, изучении общественного мнения и т.д. Большую роль играет статистика в технике и производственной деятельности, например, в организации контроля качества продукции. Методы статистики применяются в экономическом анализе, менеджменте, маркетинге, бизнес-планировании, логистике, оценке недвижимости, антикризисном управлении и в других областях научной и практической деятельности.

Рассмотрим структуру статистики как науки.

Теория статистики (общая теория статистики) –отрасль статистической науки, рассматривающая ее общие понятия, категории, принципы и методы сбора, обработки и анализа данных. Теорией статистики разрабатываются общие показатели и методы изуче­ния структуры, взаимосвязи и динамики изучаемых процессов и явлений. Использование этих показателей и методов в отдельных областях научной и практической деятельности наполняет их качественным содержанием, а в ряде случаев придает им определенную специфику.

Экономическая (макроэкономическая) статистика изучает количественные зако­номерности происходящих в экономике явлений и процессов, выявление основных про­порций и тенденций экономического развития на макроуровне, т.е. на уровне крупного региона или страны в целом. Экономическая статистика изучает как сам процесс воспро­изводства материальных благ и услуг, так и его результаты, а также их воздействие на уровеньжизни населения. К основным показателям экономической статистики относятся: валовой внутренний продукт, валовой региональный продукт, такие элементы националь­ного богатства, как основные фонды, материальные и оборотные средства, домашнее имущество.

Социальная статистика изучает социальную структуру населения, его уровень жизни и, в частности, доходы, а также уровень образования и культуры, состояния здоро­вья и медицинского обслуживания, использование свободного времени, общественное мне­ние, уровень преступности и другие социальные аспекты жизнедеятельности общества.

Для того чтобы получить общее представление о статистической методологии, не­обходимо рассмотреть сам процесс статистического исследования, который включает четыре основных этапа.

Процесс статистического исследования начинается с этапа сбора первичного стати­стического материала, проверки его полноты и достоверности. С этой целью применяются методы сплошного и несплошного статистического наблюдения. От качества получен­ных исходных статистических данных во многом зависят окончательные результаты всего статистического исследования.

На втором этапе производится предварительная обработка данных, подсчет груп­повых и общих итогов, расчет некоторых относительных показателей. Основной метод, используемый на данном этапе, – метод группировок. В результате его реализации от больших массивов статистических данных осуществляется переход к компактным и удоб­ным для анализа статистическим таблицам.

Третий этап – расчет и интерпретация обобщающих статистических показателей. На данном этапе рассчитываются показатели среднего уровня и вариации, структуры, взаимосвязи и динамики изучаемых процессов и явлений. Полученные результаты подвер­гаются анализу.

В процессе реализации четвертого этапа осуществляется моделирование взаимосвя­зей между социально-экономическими процессами и явлениями, строятся уравнения рег­рессии, а также трендовые модели, отражающие основные тенденции динамики изучае­мых показателей.

Используемые в процессе реализации всех этапов статистические приемы и методы в целом составляют статистическую методологию исследования.

Контрольные задания

1. Статистика как наука. Основные направления развития.

2. Назовите в качестве примера сферы общественной жизни, изучаемые статистикой.

3. Сформулируйте определение статистики как науки и дайте ему соответствующее обоснование.

4. Перечислите методы, присущие статистическому исследованию.

Наши рекомендации