Развитие и особенности американского менеджмента
Основные этапы формирования менеджмента в США
Менеджмент как социально-экономическое учение появился в США в конце 1ХХ века. США по праву считаются родиной менеджмента. Первый научный курс управления был разработан в 1881 г. Джозефом Вартоном. Более широкое распространение в качестве учебной дисциплины он получил спустя 35 лет.
В 1886 г. бизнесмен Г. Таун поставил проблему необходимости менеджмента как профессионального вида управленческой деятельности. В 1910 году Л. Брандейс впервые ввел в обиход понятие "научное управление".
В 1911 году вышла в свет работа Ф.Тейлора «Принципы научного управления». Ф.Тейлор по праву считается основателем теории современного менеджмента.
Менеджмент в США и на Западе - важная и почетная сфера деятельности. Для решения основной задачи менеджмента - получения прибыли - необходимо обеспечить конкурентоспособность и избежать банкротства. Осуществить это бизнесменам помогают профессиональные менеджеры и наличие научной системы управления фирмой. Такая система включает два фактора:1.Группа лиц, которые в соответствии с законодательством осуществляют управление в сфере бизнеса и управление имуществом фирмы;2. Интеграция и максимально эффективное использование всех видов ресурсов для достижения поставленных перед фирмой целей.
Роль современного американского менеджмента и перспективы его развития
Наиболее характерным для системы управления в настоящее время является интернационализация менеджмента, объединение теоретических и практических разработок специалистов разных стран, их коллективное творчество в этой области знаний. Менеджмент имеет большие перспективы, используются всевозможные идеи эффективного управления. Главное внимание уделяется ситуационному подходу в менеджменте. В США теоретики менеджмента выделяют 3 его трансформации:
1). За период 1895 - 1905 гг. менеджмент отделился от собственности и утвердился как особый вид специализации;
2). С 1925 - 1960 гг. образовалась модель существующей командно-контрольной организации труда с акцентом на централизацию, управленческий аппарат, бюджет и контроль.
3). Современный менеджмент базируется на основе информационного обеспечения и переработки информации, способной обеспечить взаимодействие специалистов различных отраслей знаний.
Менеджмент и капитал являются двумя составляющими, которые необходимы для экономического развития США.
Менеджер - это не просто узкий специалист, а человек который отвечает за весь процесс созидания богатства.
Современный менеджер - это: глобальный стратег; знаток технологии (в первую очередь - компьютерной); политик; юрист; лидер - новатор.
Американский опыт учит, что наряду с задачами максимизации прибыли менеджеры и предприниматели должны способствовать повышению платежеспособного спроса населения, обогащению и развитию той социальной среды, где работают бизнесмены.
Государственное регулирование, управление и планирование в фирмах США
В 1987 г. состоялась встреча глав 12 крупных корпораций США. Было принято решение о повышении качественного уровня управления. В 1988 г. был создан Федеральный институт качества. Цель его работы: совершенствовать деятельность государственного аппарата управления и защитить интересы и нужды потребителей. Речь идет не только о предметах первой необходимости, но и о жилье, образовании, здравоохранении, включая и безопасность. Для решения этих задач в США созданы десятки федеральных министерств и ведомств.
В США фирмы обычно используют два вида планирования:
1. долгосрочное (стратегическое);
2. текущее (годовое).
Стратегическое планирование осуществляет небольшая группа специалистов под руководством главы фирмы. Концентрируется внимание на разработке долгосрочных решений, используя экономический анализ рыночной ситуации.
Первичным объектом анализа стратегического планирования является стратегический хозяйственный центр (СХЦ) - центр прибыли. Стратегическое планирование имеет целью дать обоснованную оценку будущей рентабельности различных СХЦ, на основе которой принимаются решения по прекращению того или иного вида предпринимательской деятельности фирмы.
Текущее планирование основывается на показателях стратегического плана. Годовой план является оперативным документом, согласно которому СХЦ определяет планируемый на текущий год объем производства. В годовом плане детализируются планы производства и сбыта продукции. Разработка годового плана начинается с прогноза объема продаж товаров и услуг, затем рассчитываются издержки производства и намечаемая прибыль.