Показатели концентрации продавцов на рынке и проблемы их определения

Концентрация продавцов отражает относительную величину и количество фирм, действующих в отрасли. Чем меньше число фирм, тем выше уровень концентрации. При одинаковом числе фирм на рынке, чем меньше отличаются они друг от друга по размеру, тем ниже уровень концентрации.

Уровень концентрации влияет на поведение фирм на рынке – чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы зависят друг от друга. Влияет данный показатель и на склонность фирм к сотрудничеству – чем меньше фирм на рынке, тем легче им осознать взаимную зависимость.

Для использования показателей концентрации необходимо предварительно определить границы рынка, который мы анализируем. Выделяют несколько типов границ рынка: продуктовые границы, отражающие способность товаров заменять другу друга в потреблении, временные границы, локальные границы. Необходимая широта границ в каждом конкретном случае зависят от особенностей товара и от целей анализа. Так, для товара длительного пользования временные границы рынка будут гораздо шире и менее определены, чем для товара текущего потребления. Для потребительских товаров к одному рынку будет относиться большее число наименований продукции, чем для товаров производственно-технического назначения. Определение локальных границ рынка зависит от фактической остроты конкуренции продавцов на общенациональном или мировом рынке, во-первых, и от высоты барьеров проникновения на региональный рынок «внешних» продавцов, во-вторых.

Выявив границы рынка, мы должны определить фирмы, производящие товар на этом рынке. Тем самым решим важный вопрос исследования – соотношение между рынком и отраслью. Используем 2 показателя:

§ показатель специализации – доля объема продаж товара Х к общему объему реализации предприятий, отнесенных нами к отрасли Х;

§ показатель охвата – доля объема продаж товара Х предприятиями, отнесенных нами к отрасли Х, к общему объему реализации товара Х.

Показатели концентрации основаны на сопоставлении размера фирмы с размером рынка, на котором она действует. Существует 4 основных показателя, характеризующие размер фирмы:

§ доля продаж фирмы в рыночном объеме реализации;

§ доля занятых на предприятии в численности занятых в производстве данного продукта;

§ доля стоимости активов фирмы в стоимости активов всех фирм, действующих на рассматриваемом рынке;

§ доля добавленной стоимости на предприятии в сумме добавленной стоимости всех производителей, действующих на рынке.

Уже сам по себе размер крупнейших фирм может служить характеристикой концентрации на рынке. Именно этот критерий лежит в основе определения монопольной ситуации в России (контроль не менее 35% рынка). Рассмотрим показатели концентрации.

1. Индекс концентрации – измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке:

Показатели концентрации продавцов на рынке и проблемы их определения - student2.ru

где Yi – размер фирмы, k – количество фирм, для которых рассчитывается показатель.

Достоинство показателя в том что, он измеряет сумму долей k крупнейших фирм на рынке. Для одного и того же числа крупнейших фирм, чем больше индекс, тем дальше рынок от идеала совершенной конкуренции. Возможность выбрать интересующие исследователя фирмы локального рынка - еще одно достоинство этого показателя.

Недостаток индекса: он не говорит о том, каков размер фирм, которые не попали в выборку k, а также об относительной величине фирм из выборки. Таким образом, субъективизм исследователя способен существенно исказить результаты расчётов.

2. Индекс Херфиндаля-Хиршмана – определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке: Показатели концентрации продавцов на рынке и проблемы их определения - student2.ru

Он принимает значения от 0 (в идеальном случае совершенной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только 1 фирма, производящая 100% выпуска). Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке.

Значение этого индекса прямо связано с показателем дисперсии долей фирм на рынке, так что:

Показатели концентрации продавцов на рынке и проблемы их определения - student2.ru

где Показатели концентрации продавцов на рынке и проблемы их определения - student2.ru - показатель дисперсии долей фирмы на рынке, равный Показатели концентрации продавцов на рынке и проблемы их определения - student2.ru , n – число фирм на рынке.

Индекс HHI предполагает наличие данных обо всех фирмах, работающих на рынке, что часто затруднительно бывает получить.

3. Индекс энтропии – показывает среднюю долю фирм, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму обратной ее величины:

Показатели концентрации продавцов на рынке и проблемы их определения - student2.ru

Чем выше его значение, тем ниже концентрация продавцов на рынке.

Для сравнения показателей на разных рынках часто используют относительный показатель энтропии:

Показатели концентрации продавцов на рынке и проблемы их определения - student2.ru

4. Дисперсия рыночных долей и логарифмов рыночных долей:

Показатели концентрации продавцов на рынке и проблемы их определения - student2.ru и Показатели концентрации продавцов на рынке и проблемы их определения - student2.ru .

Оба показателя имеют один и тот же экономический смысл – неравномерности распределения долей между участниками рынка, - различаясь лишь размерностью и значениями. Чем больше неравномерность распределения долей, тем при прочих равных условиях более концентрированным является рынок.

Наши рекомендации