Мероприятия по совершенствованию товарных запасов с обоснованием экономической эффективности
Список поставщиков ООО «Тракзапчасть» представлен несколькими крупными предприятиями, ограниченность которого обусловлена специфичностью работы ООО «Тракзапчасть».
Поставщиками ООО «Тракзапчасть» являются предприятия различных форм собственности.
Данная форма товарного обеспечения имеет ряд преимуществ:
- сокращаются пути и сроки доставки товаров;
- появляется возможность оперативно воздействовать на производителя в целях обновления ассортимента и повышения качества товаров;
- сокращается количество посредников;
- снижается степень коммерческого риска;
- сохраняется стабильный уровень цен на реализуемую продукцию.
Взаимоотношения между производителем и ООО «Тракзапчасть» строятся по традиционной системе – системе заявок и заказов на куплю-продажу и поставку товаров. С них в ООО «Тракзапчасть» начинаются коммерческие действия по закупке товаров в целях последующей их продажи населению.
Заявка – это документ торгового предприятия, отражающий потребность в товарах в соответствии со спросом. Заказ – это дальнейшая конкретизация производства, которой торговое предприятие сообщает производителю развернутый ассортимент, количество, качество товаров, подлежащих поставке. Представление заказа является предварительной стадией вступления в сделку, и его правомерно рассматривать как преддоговорный документ на закупку товара. Заявки и заказы информируют о выявленной потребности в продукции и ориентируют производителя на выпуск нужных населению товаров.
ООО «Тракзапчасть» еженедельно составляет отчеты о продажах и заявки на товары, с тем чтобы правильно формировать и контролировать свои запасы. Они передаются менеджеру и товароведу, они осуществляют планирование объема продаж и управление товарными запасами. На основе заявок магазинов (рис.3.3.1) составляется общий заказ, который по сети Интернет отправляется поставщикам.
Рис.3.3.1 Формирование заявок в ООО «Тракзапчасть» с использованием программы 1С: Склад
Управление закупочной деятельностью в ООО «Тракзапчасть» ведется товароведом.
Процедура закупок не является односторонней, она обусловливается взаимовыгодными условиями как поставщика, так и ООО «Тракзапчасть» (табл.3.3.1).
Таблица 3.3.1
Взаимовыгодные условия между поставщиком и ООО «Тракзапчасть»
Позиции поставщика | Позиции ООО «Тракзапчасть» |
Обеспеченность торговым ассортиментом исходя из потребностей заказчиков | Расширение ассортимента, увеличение товарооборота |
Гарантированный объем поставки продукции | Ориентация на качество и конкурентоспособность продукции |
Качество продукции, обусловленное технологией производства | Удовлетворение запросов покупателей |
Престижность и устойчивость марки предприятия | Привлечение потенциальных покупателей |
Договорная цена, регулируемая рынком | Приемлемость цены товара, получение прибыли и выручки |
Коммерческие сделки и товарно-денежный обмен с учетом заинтересованности сторон | Надежность поставщика и вероятность поставки |
Взаиморасчеты на основе договора | Обеспеченность и устойчивость финансирования |
Проанализируем, насколько равномерны поставки в коммерческой деятельности ООО «Тракзапчасть».
Равномерность поставки товаров характеризуется коэффициентом равномерности. Его расчет состоит из следующих операций.
Определение среднеквадратического отклонения фактического объема поставки:
, (3.3.1)
где Х – фактический объем поставки товаров за квартал; Хср – среднее значение объема поставки товаров за квартал; n – количество кварталов.
Расчет коэффициента вариации поставки:
. (3.3.2)
Вычисление коэффициента равномерности поступления товаров (Кравн):
. (3.3.3)
Определим Кравн для оценки равномерности поставок ООО «Тракзапчасть».
Таблица 3.3.2
Расчет коэффициента равномерности поставок для ООО «Тракзапчасть»
Квартал | Х | Хср | (Х-Хср)2 | |||
I | 12673,06 | 17125,75 | ||||
II | 14111,62 | |||||
III | 18701,32 | |||||
IV | 23017,01 | |||||
- | - | - | - | |||
σ | - | - | - | - | 4065,121 | 2823,728 |
- | - | - | - | 23,74 | 10,04 | |
Кравн | - | - | - | - | 76,26 | 89,96 |
Продолжение таблицы 3.3.2
Квартал | Х | Хср | (Х-Хср)2 | |||
I | 11234,5 | 12673,06 | 16234,5 | |||
II | 13204,5 | 14111,62 | ||||
III | 16784,5 | 18701,32 | ||||
IV | 20451,6 | 23017,01 | ||||
- | - | |||||
σ | - | - | 3025,62 | |||
- | - | 20,36 | ||||
Кравн | - | - | 78,89 |
Используя данные Х табл.3.3.2 (столбцы 2 и 3), и формулы 3.3.1 – 3.3.3, мы получили значения Хср, (Х-Хср)2, , σ, , Кравн, которые мы занесли в табл.3.3.2.
Анализ полученных коэффициентов, показал, что чем ближе значение коэффициента равномерности (Кравн) к 100% (в 2007 г.: Кравн = 76,26%, в 2013 г. Кравн = 89,96%), тем более равномерно организовано поступление товаров, тем меньше размер упущенной выгоды от возможных перебоев в продаже отдельных товаров.
Как видим из таблицы, коэффициент равномерности поставок в деятельности ООО УПК «Пышка» имеет высокое значение. При этом за 2012-2013 гг. равномерность поставок возросла на 13,7%. Таким образом, предприятие старается более равномерно организовать поступление товаров, и снизить возможные перебои в продаже некоторых видов товаров.
Учет исполнения договоров поставки осуществляется в бухгалтерии и товароведом с помощью специальных компьютерных программ. В них, на основании сопроводительных документов, фиксируются сведения о фактической отгрузке и поступлении товаров? и выявляются случаи нарушения поставщиками договоров. Полученная информация о ходе выполнения договоров поставки позволяет фирме принять своевременные меры воздействия на поставщиков.
Для успешного выполнения контроля в организации разработан ряд процедур, предусматривающих:
- порядок и форму доведения условий договора до всех подразделений;
- проведение анализа содержания договора;
- планирование с учетом принятых договорных обязательств;
- проведение анализа документов, содержащих данные о выполнении условий договоров, сроки их оформления и порядок передачи их в отделы, ведущие учет (отдел снабжения и бухгалтерия);
- порядок выявления соответствующих нарушений условий договоров и применение экономических, организационных, правовых мер.
Необходимо отметить, что в связке «торговая организация – поставщик» основная ответственность за контроль лежит на поставщике, а для торговой организации остается лишь функция контроля различных параметров передаваемой ей товаров.
Нарушения условий поставок касаются, в основном, сроков и их объемов. Довольно часто нарушаются сроки поставок сырья для общественного питания, а также их объем.
Завоз товаров на склад ООО «Тракзапчасть» осуществляется по централизованной форме товароснабжения (непосредственно с производственного предприятия).
При определении частоты и оптимальных размеров завозимых партий в ООО «Тракзапчасть» учитываются сроки хранения, предельные сроки реализации товаров, среднедневной объем продаж.
Централизованная доставка товаров с оптового склада в магазины осуществляется по строго установленным графикам, представляющим собой расписание времени отборки до доставки товаров в магазины. В них также указываются номера маршрутов, дни завоза, вид транспорта, часы доставки.
В целом, можно сделать вывод о том, что организационная схема товароснабжения ООО «Тракзапчасть» удовлетворительна. Она хорошо продуманна и рациональна, однако требует совершенствования.
Прежде всего, необходимо в организационной структуре предприятия обеспечить организационные (внутренние) связи между исполнительным директором и финансовым директором, то есть осуществить быстрый документооборот между складом и бухгалтерией. Для этого можно предложить склад поставить в подчинение финансового директора. Также необходимо обеспечить связи между товароведом, складом и магазинами.
Для совершенствования схемы товарообеспечения и управления запасами в ООО «Тракзапчасть» можно предложить следующие мероприятия:
- разработка комплексной схемы формирования заказа на поставку;
- упрощение процедуры заказа и заключения договоров с одновременным повышением оперативности и применением индивидуального подхода к каждому контракту (в частности, автоматизация расчета заказа на поставку);
- применение новейших технологических схем поставок (например, с использованием тары-оборудования, технологических карт);
- сотрудничество с диспетчерскими службами завоза, которые обеспечивают постоянную связь между производственной, оптовой и розничной сетью;
- использование новейших информационных технологий в поиске нужного поставщика, а также в поиске средств и способов товароснабжения;
- совершенствование претензионной работы по нарушениям условий договоров (сроков и объемов поставок).
При этом схема информационных потоков организации управления поставками представлена на рис.3.3.2.
Таким образом, для повышения эффективности управления запасами в ООО «Тракзапчасть» данный процесс необходимо организовать на основе логистических последовательности операций, представленных на схеме. Кроме того, необходимо автоматизировать участок расчета заказа на поставку, который и на сегодняшний день выполняется вручную.
Автоматизация данного ключевого участка позволит оптимизировать весь процесс управления поставками, снизит его трудоемкость на 30%, а также снизит вероятность несоответствия сроков и объемов поставок объемам продаж в данный период в среднем на 15%.
Объектом автоматизации должен стать работа товароведа.
Назначением автоматизированной системы является быстродействие выполняемых операций, контроль и минимизация ошибок при составлении заказов. Разработанная система должна отвечать требованиям соответствия виду работ предприятия, достоверно предоставлять информацию работникам по видам отчетов, легко адаптироваться к изменениям окружающей среды.
Задачи, подлежащие автоматизации - установка пароля пользователей в соответствии с их уровнями доступа; доступ к видам документов (электронный вариант) по иерархическому уровню сотрудников. При этом информацией на входе системы будут являться заявки на заказ товара от фирменных магазинов; информацией на выходе системы будет являться размер заказа, в который входит наименование товара, стоимость единицы, количество товара, наименование поставщика.
В данной системе ведение и учет «заказов» будет выполнять товаровед и менеджер. Они будут осуществлять ввод исходных данных, обработку, регистрацию, хранение и выдачу информации в разработанных формах (отчетах, заявках, заказах). Менеджер имеет свои права доступа к работе с автоматизированной системой, определяемые штатным расписанием и видом выполняемых работ. На удаление данных имеет право только администратор сети. При этом ввод и корректировку текущих документом будут осуществлять одновременно работники магазинов (по сети Интернет). Каждый сотрудник должен будет создать резервную копию файлов «заказ».
Если на сегодняшний день, как уже отмечалось, в ООО «Тракзапчасть» заказ формируется в ручную: каждая заявка обрабатывается экономистом (объединение заявок на одинаковые модели, подсчет общего количества по каждой модели), то новая система позволит автоматизировать эти процессы, тем самым снизить их трудоемкость и вероятность ошибки. Каждая заявка будет поступать по сети товароведу и автоматически добавляться в общий заказ.
Рис.3.3.2. Схема информационных потоков организации
управления поставками
Резервная копия файлов «заказ» будет необходима при возникновении каких-либо ситуаций при отгрузке:
- при недопоставке;
- при пересортице и др.
Таким образом, процесс формирования заказа на поставку станет более управляемым, оперативным, отслеживаемым, точным и менее трудоемким. Вовремя сформированный, точный (полностью соответствующий покупательскому спросу) заказ будет являться залогом достаточной обеспеченности магазина товарными запасами, а также полного, устойчивого и гибкого ассортимента.
Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса населения. Оно должно предусматривать комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента рынка. В связи с этим ассортимент товаров, предлагаемых покупателям, должен обладать достаточной широтой и глубиной.
Широта ассортимента определяется числом товарных групп, подгрупп и наименований товара, включенных в номенклатуру.
Глубина определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию.
Одним из принципов формирования товарного ассортимента на предприятии является обеспечение его устойчивости, что особенно важно, когда речь идет о товарах повседневного спроса. Устойчивый ассортимент позволяет обеспечить бесперебойное и ритмичное товароснабжение. Для оценки устойчивости ассортимента рассчитывают коэффициент устойчивости:
Ку = 1 – (О1 + О2 + … + Оn)/ n a
где О1, О2, …, Оn – количество разновидностей товаров, отсутствующих в продаже (на период проверок) из предусмотренных ассортиментным перечнем; n – количество проверок.
Коэффициент устойчивости планирования товаров выражается следующими значениями для торговых предприятий:
- для универмагов и гастрономов – 0,90;
- для универмагов – 0,80;
- для магазинов обуви и одежды – 0,75;
- для магазинов по продаже культтоваров, галантерейных, спортивных, хозяйственных товаров – 0,85.
Так как ООО «Тракзапчасть» продает продовольственную продукцию, то её коэффициент устойчивости должен быть 0,80 - 0,90.
И, наконец, одним из важных принципов рационального формирования ассортимента товаров является обеспечение условий его рентабельной деятельности, что особенно важно в условиях рыночной экономики.
Формирование товарного ассортимента – это установление в определенном порядке конкретной номенклатуры товаров, образующих необходимую их совокупность для розничной торговли.
Процесс формирования ассортимента товаров в ООО «Тракзапчасть» происходит в три этапа:
Рис.3.3.3. Этапы планирования товаров в ООО «Тракзапчасть»
Оценим полноту и устойчивость ассортимента товаров в ООО «Тркзапчасть» за 2013 год.
Коэффициент полноты ассортимента (Кп) можно определить по формуле:
Кп = Qф/ Qп,
где Qф – фактическое количество разновидностей товаров в момент обследования (проверки); Qп – количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем.
В процессе проведения ряда проверок фактического наличия товаров в ООО «Тракзапчасть» были получены следующие данные.
Таблица 3.3.3
Определение коэффициента полноты ассортимента
для ООО «Тракзапчасть» по кварталам 2013 г.
Показатель | Значение показателя по кварталам 2013 г. | |||
I | II | III | IV | |
Фактическое количество разновидностей товаров | ||||
Количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем | ||||
Коэффициент полноты ассортимента | 0,6 | 0,7 | 0,6 | 0,55 |
Продолжение таблицы 3.3.3
Определение коэффициента полноты ассортимента
для ООО «Тракзапчасть» по кварталам 2012 г.
Показатель | Значение показателя по кварталам 2012 г. | |||
I | II | III | IV | |
Фактическое количество разновидностей товаров | ||||
Количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем | ||||
Коэффициент полноты ассортимента | 0,8 | 0,75 | 0,8 | 0,78 |
Динамику коэффициента полноты ассортимента можно хорошо видеть на рис.3.3.4. Видим, что наиболее полным ассортимент был во втором квартале (апрель, май, июнь) 2013 года.
Рис.3.3.4. Изменение коэффициента полноты ассортимента в ООО «Тракзапчасть» по кварталам 2013 г.
На рис. 3.3.5 представлен график изменения коэффициента устойчивости, по которому также наиболее стабильным ассортимент является в первом и втором квартале.
Рис. 3.3.5. Изменение стабильности (устойчивости) ассортимента в ООО «Тракзапчасть» по кварталам
Как уже отмечалось, для различных типов предприятий коэффициент устойчивости ассортимента должен быть не менее 0,75 и не более 0,90. Такой степени устойчивости ООО «Тракзапчасть» достигал только во втором квартале. В остальное время необходимо отметить недостаточную полноту и устойчивость ассортимента в ООО «Тракзапчасть».
Заключение
Я считаю, что запасы - это материальные ценности, оборотные средства в виде сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов, готовой продукции, не используемые в данный момент в производстве, хранимые на складах или в других местах и предназначенные для последующего использования. Запасы представляют способ резервирования ресурсов для обеспечения бесперебойности производства и обращения, снижения опасности возникновения простоев.
Задачей товарно-материальных запасов является обеспечение предприятия необходимыми материальными ресурсами, с целью обеспечения предприятию нормальной работы.
Товарно-материальные запасы всегда считались фактором, обеспечивающим безопасность системы материально-технического снабжения, ее гибкое функционирование, и являлись своего рода «страховкой».
Поскольку в фирмах различных отраслей экономики создание товарно-материальных запасов определяется той специфической ролью, которую они играют в процессе выпуска продукции, постольку объяснимы и различия в подходах к политике капиталовложений в данной области и к определению приоритетности задач, решаемых в ходе производства. В фирмах некоторых отраслей народного хозяйства основной задачей является контроль за сырьем, в других — за готовой продукцией, а на предприятиях отраслей, производящих инвестиционные товары, большая часть организационных усилий концентрируется на контроле за незавершенным производством.
Товарно-материальные запасы - это термин для обозначения стоимости или количества сырья, компонентов, сборок, расходных материалов, незавершенного производства и готовых запасов, которые имеются или хранятся для использования по мере возникновения в них потребности.
Управление запасами - контроль за состоянием запасов и принятие решений, нацеленных на экономию времени и средств за счет минимизации затрат по содержанию запасов, необходимых для осуществления непрерывного процесса производства продукции и достижения полной реализации готовой продукции.
Принципы управления запасами можно сформулировать в виде простого алгоритма, состоящего из нескольких шагов:
- определения, чем может управлять компания;
- выявления релевантных затрат и их зависимости от управляемых параметров;
- поиска оптимального решения, при котором релевантные затраты для компании будут минимальными.
Управление запасами – довольно традиционная сфера практической работы, которая стала развиваться как самостоятельное направление в начале 20 годов прошлого века. Постепенное накопление материала привело в 30 - 40-е годы к формированию теории управления запасами, ориентированной на оптимизацию уровня запасов в организации. Разнообразная специальная литература на русском языке по управлению производством, а позднее по производственному и операционному менеджменту помогла к 80 - 90-м годам сделать инструментарий теории управления запасами легко доступным для практического применения. При этом акцент делался исключительно на расчетной составляющей уровня запаса. За заботами перестройки и развития рыночной экономики в России проблемы непосредственного управления запасами, казалось, ушли на второй план, стали рассматриваться только на уровне исполнителей и низового звена управления.
Современная отечественная практика управления запасами, зачастую,
- характеризуется стихийно или традиционно сложившейся методикой управления запасами на всех этапах движения материального потока в организации;
- отсутствием попыток алгоритмизации методической работы по управлению запасами;
- недостаточной статистической базой расчета уровня запасов;
- высоким уровнем ошибки прогнозирования потребности в запасе;
- слабым методическим взаимодействием служб различных функциональных областей логистики, связанных с формированием запасов;
- отсутствием четко сформулированной логистической стратегии управления запасами.
Таким образом, в рамках отечественных предприятий расчетный уровень работы с запасами нельзя считать полностью отработанным. Он по-прежнему вызывает не столько практические, сколько методические вопросы.
Зарубежная практика управления запасами во многом пошла дальше расчетного уровня работы, и связано это, прежде всего, со значительно более длительным периодом непосредственного совершенствования управления запасами в рамках логистических систем предприятий. Для анализа целесообразности и эффективности современных подходов к управлению запасами необходимо обратиться к опыту их применения на иностранных предприятиях, и, прежде всего, к опыту историческому.
Применение теоретических сведений о запасах, я применила на практике в анализе деятельности ООО «Тракзапчасть».
Целью ООО «Тракзапчасть» является извлечение прибыли, оно имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Анализируя весь изученный материал можно сделать выводы, что ООО «Пышка» является одним из стабильно работающих фирм нашего города. Налаженная система партнерских отношений позволит ООО «Тракзапчасть» в скором времени занять основные позиции на располагаемом сегменте рынка. Возможно, более гибкая рыночная политика и новые ориентиры позволят предприятию успешно реализовывать поставленные задачи.
Планируется завоевать еще большую часть сегмента рынков на которые нацелено предприятие, а также нахождение новых рынков сбыта товаров и услуг и последующее обоснование на этих рынках. Предполагается в значительной степени обновить производственные мощности и оборудование и т.д.
Таким образом, перспектива развития ООО «Тракзапчасть» имеется, и не следует её упустить. В ООО «Тракзапчасть» большой удельный вес в оборотных активах занимает готовая продукция. Это может быть связано с ростом конкуренции, потерей рынков сбыта, снижением спроса из-за низкой покупательной способности субъектов хозяйствования и населения, высокой себестоимостью продукции.
В ООО «Тракзапчасть» необходимо принять меры по ускорению поступления денежных средств путем перехода на полную или частичную предоплату продукции покупателями, увеличения ценовых скидок при продажах за наличный расчет, привлечения кредитов банка.
Для повышения устойчивости финансового положения ООО «Тракзапчасть» можно предложить следующие меры:
- ускорить оборачиваемость капитала в текущих активах, в результате чего произойдет относительное его сокращение на рубль оборота;
- обоснованно уменьшить запасы и затраты (до норматива);
- пополнить собственный оборотный капитал за счет внутренних и внешних источников.
Также большую помощь в выявлении резервов улучшения финансового состояния ООО «Тракзапчасть» может оказать маркетинговый анализ по изучению спроса и предложения, рынков сбыта и формирование на этой основе оптимального ассортимента и структуры производства продукции.
Список использованной литературы
Гражданский кодекс Российской Федерации. Полный текст. – М.: «АКАЛИС», 2012 – 448с.
Письмо Минфина РФ от 06.05.2012 г. 04-05-12/23 «О налогообложении посреднической деятельности».
Абрамова Н.В. Посредническая деятельность: учет и налогообложение - М.: Главбух, 2008. – 263 с.
Аванесов, Ю.А., Клочко, А.Н., Васькин, Е.В. Основы коммерции на рынке товаров и услуг. Учеб. для вузов / Ю.А. Аванесов, А.Н. Клочко, Е.В. Васькин. – М.: ТОО «Люкс-арт», 2008. – 176с.
Адамов, В.Е., Ильенкова, С.Д. Экономика и статистика фирм: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2009. – 240 с.
Алексусин, В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. / В.А. Алексусин– М.: Издат.-торг.корпорация «Дашков и К», 2009. – 360 с.
Ален, Л. Учимся торговать: пер. с англ. / Л. Аллен– Мн.: Амалфея, 2008 – 214 с.
Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Под ред. Л.Л. Ермолович. – Минск: Интерпрессервис, 2008. – 592 с.
Баканов, М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учеб. для торговых вузов / М.И. Баканов. – М.: Экономика, 2008 – 352 с.
Багиев, Г.Л. Маркетинг взаимодействия: методология и методика организации коммуникативной политики: Учебное пособие. / Г.Л. Багиев. - СПб.: Изд-во СПбГУФ. – 2009. – 652 с.
Бланк, И.А. Торговый менеджмент / И.А. Бланк. – Киев: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 2009 – 408 с.
Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. - Мн.: Высшая школа, 2009. – 348 с.
Вахрин П.И. Финансовый анализ в коммерческих и некоммерческих организациях: учебное пособие. - М: «Маркетинг», 2010. – 521 с.
Весник Н.А., Тарасова И.А. Потребитель выбирает // Маркетинговые исследования в России и за рубежом. – 2010. - №7. – С.15 – 23.
Горин, М.А. Технология розничной продажи товаров и обслуживание покупателей. Учебное пособие. / М.А. Горин. - М.: Изд-во М.К.У., 2009. - 315 с.
Грузинов, В.П., Грибов, В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие / В.П. Грузинов, В.Д. Грибов. – М.: Финансы и статистика, 2009 – 208 с.
Грузинов, В.П. Экономика предприятия и предпринимательство. / В.П. Грузинов. – М.: СОФИТ, 2008 – 496 с.
Джоунз, Г. Торговый бизнес: как организовать и управлять: пер. с англ. / Г. Джоунз– М.: ИНФРА – М, 2008– 304 с.
Дородников В.Н. Коммерческо-посреднические фирмы: экономика и управление: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2008. – 562 с.
Зеваков А.М., Петров В.В. Логистика производственных и товарных запасов, – М.: Изд-во Михайлова В.А., 2009. – 475 с.
Зергман П.Н. Практика управления товарными запасами. - М.: Дело, 2007. – 365 с.
Иванов В.Б., Куликов Г.Г., Речкалов Я.А. Автоматизированное управление запасами предприятия. – Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа, 2008. – 245 с.
Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке / Под ред. А.В. Зырянова – Екатеринбург: Солярис, 2008 – 406 с.
Коммерческая деятельность предприятия: Стратегия, организация, управление: Учеб. пособие / В.К. Козлов, С.А. Уваров, Н.В. Яковлева и др.; Под ред. В.К. Козлова, С.А. Уварова. – СПб.: Политехника, 2009. – 426 с.
Коммерческая деятельность и предпринимательство: Сб. науч. трудов / Под ред. В.П. Попкова. – СПб.: СПбГИЭА, 2008. – 285 с.
Ламбен, Ж-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Ж-Ж. Ламбен. – СПб: Наука. 2009 – 245 с.
Организация торговли / Под ред. Ю.А. Авенсова, Т.К. Идрисова. – М.: Экономика, 2009 – 336 с.
Организация коммерческой деятельности: Справ. Пособие / С.Н. Виноградова, С.П. Гурская, О.В. Пигунова и др.; Под общ. Ред. С.Н. Виноградовой. – Минск: Высшая школа, 2009. – 410 с.
Осипова, Л.В., Синяева, И.М. Основы коммерческой деятельности. Учебник. / Л.В. Осипова, И.М. Синяева. - М.: «Банки и биржи», 2008. - 324 с.
Оформление торговых операций. Практическое пособие по составлению документов / Под ред. Ю.А. Авенсова, Т.К. Идрисова. – М.: «Приор», 2009 – 192 с.
Памбухчиянц, В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2008 – 320 с.
Панкратов Ф.Г., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. / Ф.Г. Панктратов, В.К. Памбухчиянц. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2008. – 420 с.
Панкратов, Ф.Г. Серегина, Г.К. Коммерческая деятельность: Учебник / Ф.Г. Панкратов, Г.К. Серегина. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2009 – 328 с.
Панкрухин, А.П. Маркетинг: Учебник / А.П. Панкрухин. – М.: Институт международного прав и экономики им. А.С. Грибоедова, 2007 – 693 с.
Посредничество: правовое регулирование, бухгалтерский и налоговый учет. - М.: Информцентр XXI века, 2008. – 406 с.
Правила торговли: оптовая и розничная торговля. / Под ред. Ю.А. Авенсова, Т.К. Идрисова.– М.: «Приор», 2007 – 160 с.
Проблемы торговли; управление, маркетинг, финансовый анализ; Сб. научных трудов. / Под редакцией В.Ф. Егорова; Санкт-Петербургский торгово-экономический институт. - СПб, 2008. - 72 с.
Раицкий, К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов / К.А. Раицкий. – М.: ИВЦ Маркетинг, 2008 –693 с.
Романов А.Н., Лукасевич И.Я. Оценка коммерческой деятельности предпринимательства. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 398 с.
Рынок. Бизнес. Коммерция. Экономика. Толковый терминологический словарь / сост. Калашников В.И.; Под ред. Л.П.Дашкова. - М.: Информационно-внедренческий центр, «Маркетинг», 2009. - 219 с.
Скляренко, В.К., Прудников, В.М. Экономика предприятия: Учебник. / В.К. Скляренко, В.М. Прудников.– М.: ИНФРА-М, 2009. – 618 с.
Справочник предпринимателя: розничная торговля, оптовая торговля, грузовой транспорт, общественное питание и гостиничное хозяйство. - М.: Наука, 2008. - 592 с.
Стерлигова А.Н. Управление запасами широкой номенклатуры: с чего начать? // Логинфо. - 2008. - №12. - С. 50-55.
Стерлигова А.Н. Роль управления запасами в организации успешного бизнеса // Логистика сегодня. - 2008. - №1. - С.26 – 30.
Торговое дело: экономика и организация. Учебник / Под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и Т.П. Данько – М.: ИНФРА – М. 2007 – 456 с.
Трубников А.А. Суммовые разницы при продаже товаров через комиссионера. // Главбух. - 2008. - №3. – С.41 – 45.
Фатрелл, Ч. Основы торговли: пер. с англ. / Ч. Фатрелл. – Тольятти: Изд. дом Довгань, 2008 – 720 с.
Хисрик, Р.Д., Джексон, Р.В. Торговля и менеджмент продаж: пер. с англ. / Р.Д. Хисрик, Р.В. Джексон. – М.: Филинъ, 2008 – 368 с.
Шалита Е.С. Учет посреднической деятельности: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2008. – 425 с.
Шевченко Н. С., Черных А. Ю., Тиньков С. А., Кузьбожев Э. Н. Управление затратами, оборотными средствами и производственными запасами. / Под общ. ред. Э. Н. Кузьбожева. - Курск: Курск. гос. тех. ун-т, 2008. – 539 с.
Щур Д.Л. Основы торговли. Оптовая торговля. Настольная книга руководителя главбуха и юриста. / Д.Л. Щур. – М.: «Дело и сервис», 2007 – 304 с.
Экономика предприятия: Учебник для вузов / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Е.М. Купрякова. – М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 2006 – 362 с.
Экономика торговли: Учебник для торг. вузов / Под ред. Б.А. Соловьева, Л.А. Алькевич, В.И. Андросова – М.: Экономика, 2008 – 414 с.
Экономика торгового предприятия: учебник для вузов. / Под ред. А.И. Гребнева, Ю. К. Баженова – М.: Экономика, 2008 – 238 с.
Устав, внутренние документы предприятия ООО «Тракзапчасть».