Характеристика механистического и органического типов организационных систем
Характеристика организации | Механистический тип организации | Органический тип организации |
Специализация | Узкоспециализированная работа; разделение работ по операциям и действиям | Широкая специализация работ |
Стандартизация | Высокая степень стандартизации задач, работ и процедур | Неопределенность задач, временное закрепление задач за исполнителями |
Иерархия | Четкое выделение иерархических уровней; строгая соподчиненность уровней иерархии | Уровни управления размыты |
формализация | Высокая степень формализации; использование письменных инструкций, регламентов, правил | Низкая степень формализации; минимальное использование письменных инструкций |
Централизация | Централизация власти и ответственности | Децентрализованная организационная структура |
Внешняя среда | Стабильная, простая | Нестабильная, сложная |
Цели | Производительность | Эффективность |
Технология | Рутинная | Нерутинная |
Организационная культура | Формальные, обезличенные отношения, основанные на подчиненности | Сотрудничество, групповая работа, неформальные отношения, готовность к изменениям |
Этап 3. Сравните параметры вашей организации с результатами, полученными в ходе многочисленных исследований, в которых определялось влияние размера, типа производства и используемых технологий на структурные характеристики.
Убедитесь, совпадает ли ваше мнение с нижеследующими выводами.
1. Увеличение размера организации влечет за собой:
• возрастание сложности, которое выражается в увеличении числа уровней иерархии и подразделений;
• углубление специализации;
• большую формализацию;
• усиление централизации, а затем децентрализацию;
• изменение соотношения между категориями управленческого персонала (снижение доли руководителей высшего уровня, увеличение доли специалистов и технических работников в общей численности управленческого персонала).
2. Тип производства и технологии влияет на структурные характеристики следующим образом:
• для массового производства в отличие от единичного характерны узкая специализация, высокая степень формализации и стандартизации выполняемых работ и процедур, невысокий уровень профессионализма;
• при переходе от единичного и мелкосерийного производства к массовому увеличивается диапазон контроля и возрастает степень централизации управления;
• применение сложных и высоких технологий требует более высокого уровня профессионализма, снижения степени формализации, специализации и стандартизации работ, децентрализации управления.
Учтите, что помимо размера и технологии на структурные характеристики оказывают существенное влияние изменения в окружающей деловой среде (рассмотрено в учебном элементе № 4), стратегия (учебный элемент № 6), организационная культура (учебный элемент № 3), стадии жизненного цикла (см. 2.4.) и другие факторы.
Этап 4. Для того чтобы определить параметры своей организации, используйте следующие советы и рекомендации.
Руководство к действию
1. Если для вашей организации определяющим является масштаб деятельности (массовое производство, большая территория), то по мере ее роста и усложнения, если это необходимо, увеличивайте формализацию, вводите правила и инструкции, углубляйте специализацию работ и усиливайте децентрализацию.
2. По мере роста организации снижайте долю высшего руководства и увеличивайте долю специалистов и технического персонала. Эти изменения отражают растущую необходимость в разделении труда, увеличении письменной документации, технической поддержке, большей самостоятельности среднего и низшего звена.
3. Если гибкость является определяющей в деятельности вашей организации, разделите организацию на простые автономные подразделения, пользующиеся значительной самостоятельностью и преимуществами малых организаций.
4. Используйте механистические структуры в организациях с массовым производством и простыми технологиями и гибкие органические структуры для единичного или мелкосерийного производства, сложных и высоких технологий (см. учебный элемент № 3).
5. Чтобы усилить заинтересованность и сплоченность сотрудников в больших бюрократических организациях, предоставляйте им возможность заниматься новой и интересной работой, продвигаться вверх по служебной лестнице, направляйте усилия на формирование ценностей, разделяемых всеми работниками.
2.4. Жизненный цикл организации и его основные стадии
Ни одна организация не живет без изменений. Умеющие адаптироваться процветают, негибкие исчезают
Эффективная и устойчивая деятельность любой организации непосредственно зависит от того, как руководители и работники понимают, оценивают и учитывают в своих действиях ее жизненный цикл и каждую его стадию. Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и в конце концов прекращают свое существование. Какие-то из них развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на какой стадии развития находится организация, и оценивать, насколько осуществляемая деятельность и принятый стиль управления соответствуют этой стадии.
2.4.1. Что такое жизненный цикл организации
Переходы от одной стадии к другой являются предсказуемыми
Жизненный цикл— это период, в течение которого организация проходит такие стадии своего функционирования, как создание, рост, зрелость и упадок. Это предсказуемые изменения состояния организации, которые протекают во времени с определенной последовательностью. Графически один из вариантов основных этапов жизненного цикла организации представлен на рис. 2.2. По восходящей линии показаны создание, рост и зрелость организации, по ниспадающей кривой — спад.
Задача руководителя состоит в том, чтобы понять, каковы причины перехода конкретной организации от одной стадии к другой. Запланирован ли этот переход заранее или является реакцией на изменения, происходящие во внешней среде?
Жизненный цикл ориентирует на периодическую перепроверку специфических целей организации, на постановку вопроса о целесообразности ее существования в том виде, в каком она создавалась первоначально.
Предпринимательство.
Нечеткие цели.
Высокие творческие возможности.
Коллективность.
Неформальное общение и структура.
Высокие обязательства.
Формализация.
Формализация правил.
Стабильная комплексная структура. Упор на эффективность.
Децентрализация. Диверсифицированные рынки.
Спад.
Снижение эффективности.
Высокая текучесть кадров.
Возрастающие конфликты.
Рис. 2.2. Жизненный цикл организации
2.4.2. Жизненный цикл продукта и организации
Жизненный цикл продукции* — это временной интервал, включающий несколько стадий, каждая из которых отличается особым характером процесса изменения во времени объемов производства.
Следует различать:
• полный жизненный цикл продукции;
• жизненный цикл продукции в сфере производства;
• жизненный цикл продукции в сфере потребления.
Полный жизненный цикл продукции включает время создания, продолжительность выпуска и время эксплуатации изделий у потребителей.
Понятие жизненного цикла продукции используется для:
• планирования маркетинга и снабженческо-сбытовой деятельности;
• организации послепродажного обслуживания изделий;
• выбора адекватных форм управления;
• создания необходимых структурных звеньев.
2.4.3. Стадия создания организации
Организация находится в стадии становления, цели — недостаточно четкие. Творческий процесс протекает свободно. Основные усилия направлены на создание продукта и на выживание в условиях рынка. Организация маленькая, отношения между сотрудниками неформальны. Структура простая, плоская, нет разделения труда и специализации. Работа выполняется совместно. Контроль основывается на личном наблюдении владельца. Он же несет всю ответственность за принятые решения.
На этой стадии перед организацией стоят две задачи:
• доступ к необходимым ресурсам;
• овладение механизмом конкуренции.
Решение задач на «стадии создания» невозможно без анализа сложившейся ситуации, без получения всей объективной информации.
Проанализируйте различные варианты развития вашей организации. Какой из них подходит для вновь создаваемой компании, а какой — для компании, давно «обосновавшейся» на рынке?
С этой целью может быть использована табл. 2.4.
На стадии создания организации руководитель должен:
• изучить потребительский спрос на данную продукцию или услуги на конкретных рынках;
• собрать и оценить информацию о деятельности и намерениях конкурентов, сопоставить ее с возможностями, наличием ресурсов и стратегией своей компании;
Таблица 2.4