Основа технологической модернизации экономики

Посткризисная экономика, основные черты которой зарождаются в связи с переходом к шестому технологическому уклада, в целом определяют новую парадигму управления экономическим развитием, ориентированную на создание условий гармоничного устойчивого развития экономики. Технологическом обликом новой экономики является шестой технологический уклад, связанный с развитием биотехнологий, нанотехнологий и наниндустрии, обеспечивающих создание и производство материалов с качественно новыми свойствами, использование энергосберегающих технологий, связанных с повышением энергоэффективности производств товаров и услуг, ориентированных на использование альтернативных экологически чистых видов энергии, развитие информационных технологий и средств массовых коммуникаций и др.

Технологические вызовы XXIвека меняют не только облик производства, но и систему производственных отношений, ориентированных на тесное переплетение двух главных движущих сил современной цивилизации – человеческого интеллекта и научного потенциала и возможности его материализации в новых поколениях техники, технологий и материалов, создание продукции и услуг, удовлетворяющих современным потребностям человека, уровню его материального и духовного развития.

Изменение парадигмы социально-экономического развития требует адекватных эффективных методов управления, развития и совершенствования рыночных отношений, институтов собственности, способов создания и присвоения прибавочной стоимости и др. В условиях глобализации экономики важное значение приобретают экономические отношения, ориентированные на устойчивое развитие и партнерство цивилизаций, направленную на ликвидацию технологических разрывов, модернизацию производства, отвечающую современному уровню развития науки и техники, обеспечению экологической безопасности.

Стремительно меняющийся мир диктует необходимость скорейшей выработки стратегии и тактики социально-экономического прорыва, определения инструментов, которые обеспечили бы нашей стране достойное место в глобальной экономике ХХI века. На передний план сегодня выходят так называемые проблемы «третьего поколения» – проблемы развития человека, инвестиций в человеческий капитал, а также задачи совершенствования политических институтов. Это проблемы, которые перед собой ставят наиболее развитые страны мира. Главным теперь является не макроэкономика и даже не собственно экономические институты, которые уже в основном сложились.

Главное конкурентное преимущество современной высокоразвитой страны связано с человеческой личностью и теми факторами, которые непосредственно связаны с жизнедеятельностью человека. К таковым относятся состояние сфер образования, здравоохранения, жилье, инфраструктура, устойчивость политической демократии. Иными словами, понятие приоритета экономической политики, понятие точки роста существенно меняется по сравнению с тем, что принято рассматривать в качестве таковых в менее развитых обществах. Приоритетными теперь являются не отдельные отрасли и сектора промышленности, а институты, связанные с развитием личности и через человека, влияющие на состояние экономики.

Исследования свойств инновационной экономики, основанной на знаниях в качестве ведущего фактора экономического роста, позволяют выделить следующие ее свойства, отличные от традиционных представлений неоклассической парадигмы. Во-первых, в качестве основного ресурса экономики знаний используется информация, которая в отличие от обычных сырьевых ресурсов не исчезает и не отчуждается.

Во-вторых, рост объема информационных услуг характеризуется законом повышающейся отдачи (Q = kN², где N – число участников) вместо характерного для традиционной экономики закона убывающей отдачи с ростом масштабов производства.

В-третьих, инновационная экономика характеризуется снижением длительности научно-производственных жизненных циклов продукции.

В-четвертых, ей свойственен глобальный масштаб производства и глобальная инфраструктура, важнейшим элементом которой является Интернет.

В-пятых, развитие инновационной экономики сопряжено с формированием соответствующих институтов: венчурных фондов, специализированных рынков ценных бумаг, интеллектуальной собственности и пр.[[70]]

Государственное управление из послушного исполнителя требований рынка превращается в интеллектуально-информационный центр его регулирования, прогнозно-стратегического ориентирования, социального оздоровления, без чего рыночное хозяйство уже давно исчезло бы. Коренное изменение регулирующей роли государства в современном мире, обретение им нового качества – информационно-аналитического, прогнозирующе-стратегического, а потому – социального и демократического стало важнейшим итогом постиндустриальной революции.[[71]]

Формирование современного государства, как, прежде всего, государства развития – процесс далеко не завершенный. Даже в самых развитых и преуспевающих странах государственный аппарат отягощен бюрократизмом и коррупцией, а чиновники склонны плыть по течению, принимая близорукие и ошибочные решения. С крахом СССР и мировой системы социализма неолиберальной волной смыло системы стратегического планирования, действовавшие во многих развитых странах, а также на международном уровне. Не удивительно, что нынешний финансовый кризис продемонстрировал неспособность систем государственного регулирования экономики ведущих стран мира к своевременному принятию решений, идущих в разрез с текущими интересами наиболее влиятельных корпораций. Особенно близорукими оказались страны, следовавшие курсу МВФ и демонтировавшие национальные системы обеспечения экономической безопасности и валютного контроля. В частности, игнорирование объективных закономерностей и следование ложным догмам Вашингтонского консенсуса в осуществлении политики перехода к рынку в постсоциалистических странах стало важнейшей причиной разрушения их интеллектуального потенциала.

Модернизация отечественной экономики требует ориентации социально-экономической политики на развитие институтов и институциональных отношений, ответственных за управление общественным развитием. К указанным институтам относятся органы государственной власти, местного самоуправления, а также демократические институты гражданского общества, стимулирующих реализацию творческих способностей человека, его активное участие в производственной деятельности и общественной жизни. Общественные институты, интеллектуальные сообщества должны быть консолидированы в рамках устанавливаемых этими сообществами общих требований, правил, этических норм и принципов, обеспечивающих свободу творчества и ответственность за результаты своей профессиональной творческой деятельности.

В качестве базовых можно выделить следующие институты, от развития которых зависит продвижение к экономике, основанной на знаниях.

Институт генерации (производства) знаний, обеспечивающий проведение научных исследований и разработок, ориентированных на создание технических новшеств, новых технологий, материалов, разработку новых способов организации производства, исследование рынков и условий, обеспечивающих конкурентоспособность инновационной продукции.

Институт воспроизводства знаний, ориентированный на подготовку кадров, повышение квалификации специалистов, деятельность которых связанна с разработкой и освоением производства инновационной продукции, с организацией управления разработкой и реализацией инновационных проектов. В этой связи повышается роль подготовки кадрового специалистов для высокотехнологичных отраслей производства, как на уровне начального и среднего профессионального образования, так и на уровне высшего и послевузовского образования. Система образования должна быть ориентирована на систему непрерывного образования и повышения квалификации специалистов для реальных отраслей экономики и управления производством с развитой системой подготовки, аттестации и сертификации специалистов.

Институт интеллектуальной собственности, связанный с обеспечением защиты прав интеллектуальной собственности на инновационные разработки, условий передачи прав на использование объектов интеллектуальной и промышленной собственности при разработке и производстве инновационной продукции, передачи технологий, защиты авторских и смежных прав и др.

Институт развития и поддержки инновационного предпринимательства, включая меры государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности, защиты прав предпринимателей, связанных с разработкой и производством инновационной продукции.

Институт финансирования инновационной деятельности, государственно-частного партнерства обеспечивающего проведение совместных исследований и разработок и кооперации государственных организаций и частного бизнеса в разработке и реализации инновационных проектов на основе долевого участия в венчурном финансировании инновационных проектов.

Институт научно-технической информации и информационного обеспечения инновационной деятельности, обеспечивающего регистрацию результатов научно-технической деятельности, систематизацию (кодификацию) информации в области ее практического использования и коммерческого применения, хранение, передачу и защиту информации.

Институт экспертизы имеет важное значение для интеллектуальной экономики, как инструмент повышающий качество и обоснованность принимаемых решений, а также общественного контроля и регулирования гражданско-правовых отношений, связанных с защитой прав и законных интересов граждан. Он обеспечивает оценку результатов научно-технической деятельности, объектов интеллектуальной собственности, условий их коммерциализации и передачи, а также прогнозирование (предвидение) тенденций в области развития науки и технологий, выявляющий тенденции и точки роста конкурентоспособности инновационных проектов и наукоемких производств.

Институт технического регулирования. Государству следует воздействовать на экономику через установление жестких стандартов - энергопотребления в промышленности, ЖКХ и на транспорте; качества дорожного покрытия, строительных материалов и автомобильного топлива; пересмотреть допустимые концентрации вредных веществ в промышленных отходах; ввести предельные уровни расходования строительных материалов на единицу полезной площади и т.д.

Стратегия введения и постоянного ужесточения стандартов и технических условий применяется повсюду в мире: в КНР давно действуют стандарты энергоемкости зданий, в Европе и США - графики повышения эффективности автомобильных двигателей, в странах ЕС - жесткие экологические программы. Предприятия, которые сейчас производят некачественную, дорогую или не соответствующую новым техническим требованиям продукцию, окажутся перед выбором: или модернизироваться, или закрыться. Тем самым слабые уйдут с рынка, а те, кто останется, и станут потребителями новых технологий.

Важную роль в системе институтов и институциональных отношений, ориентированных на решение задач, связанных с модернизацией экономики в настоящее время играют профессиональные саморегулируемые организации, создаваемые для обеспечения добросовестной конкуренции и поддержки инновационного предпринимательства.

Наши рекомендации