Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций

К

омплекс мероприятий по защите населения от ЧС включает в себя:

• подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

• инженерную, радиационную, химическую и медико-биологическую защиту населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;

• подготовительные мероприятия и организацию эвакуации населения в безопасные районы;

• финансовое и материальное обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и другие.

Для непосредственной защиты пострадавших от поражающих факторов аварий, катастроф и стихийных бедствий проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зоне ЧС.

Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз. Они планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно-климатических и других местных условий.

Объемы, содержание и сроки проведения мероприятий по защите населения определяются на основании прогнозов природной и техногенной опасности на соответствующих территориях исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей по их подготовке и реализации.

Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.

Среди мероприятий по обеспечению защиты населения от поражающих факторов опасных природных явлений и техногенных аварий и катастроф, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, при совершении террористических акций важное место занимает соответствующая специальная подготовка, населения. Подготовка осуществляется в рамках Единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и зашиты от чрезвычайных ситуаций, которая представляет собой государственную структуру, объединяющую совокупность преемственных программ обучения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах, сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления подготовкой населения в указанной области в целях всеобщего, непрерывного и комплексного обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера.

Обучение осуществляется на основании положений федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «О гражданской обороне», а также постановлений правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об организации обучения в области гражданской обороны» от 2 ноября 2000 г. № 841 и «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 4 сентября 2003 г., № 547.

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установил обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления «осуществлять подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих условиях». В этом же законе определено, что граждане Российской Федерации обязаны «изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области».

Федеральным законом «О гражданской обороне» в качестве важнейшей отмечена задача «обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий». В данном законодательном акте также указано, что «граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий».

Функции и структура системы обучения определяются ее целевым назначением, а также основными организационными принципами обучения, такими как всеобщность, непрерывность и комплексность.

Принцип всеобщности предполагает обучение всего населения, независимо от возраста, национальности, рода деятельности, семейного положения, места жительства, вероисповедания. Непрерывность связана с поэтапным формированием знаний, умений и навыков у обучаемых на протяжении всей жизни, начиная с детского возраста.

Такой принцип, как комплексность обучения, заключается, с одной стороны, в обучении защите от всего спектра возможных опасностей современного мира, с другой - в учете задач, возлагаемых на различные группы обучаемых в области ГО и защиты от ЧС.

(стр. 80 – 81)

В рамках системы обучения проходят подготовку учащиеся и студенты учреждений общего и профессионального образования, работающее и неработающее население, личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований, руководящий состав и работники, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС.

Подготовка учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования организована по примерным программам курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Указанные программы в целом отражают государственную образовательную политику в области ГО и защиты от ЧС и позволяют формировать у обучаемых ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Важнейшим звеном внешкольной работы с учащимися является также участие в соревнованиях в рамках Всероссийского общественного детско-юношеского движения «Школа безопасности».

В учреждениях среднего профессионального образования вопросы ГО и защиты от ЧС изучаются в соответствии с государственными образовательными стандартами по 68-часовой учебной программе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

В учреждениях высшего профессионального образования обучение студентов осуществляется в рамках общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) в объеме в 187 часов для технических специальностей и 100 часов для остальных направлений и специальностей высшего профессионального образования.

Обучение населения, занятого в сфере производства и обслуживания, проводится без отрыва от основной производственной деятельности как на плановых занятиях по программе в объеме 14 часов, так и путем самостоятельного изучения материала с последующим закреплением полученных знаний и навыков в ходе практических занятий, объектовых тренировок и комплексных учений.

Подготовка неработающего населения осуществляется путем проведения бесед, лекций, просмотра учебных фильмов, привлечения на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельного изучения пособий и памяток, прослушивания радиопередач и просмотра телепрограмм по тематике ГО и защиты от ЧС.

Обучение личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в организациях по месту работы в соответствии с примерной программой в объеме 14 часов базовой одготовки и 11 часов специальной подготовки (в зависимости от предназначения формирования).

Руководящий состав и работники, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС, проходят обучение путем переподготовки и повышения квалификации по различным примерным учебным программам, участия в штабных и объектовых тренировках, командно - штабных и комплексных учениях и других оперативных мероприятиях, а также самостоятельной подготовки.

Подготовка населения в рамках системы обучения осуществляется в учебных заведениях МЧС России и других федеральных органов исполнительной власти, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайных ситуациям субъектов Российской Федерации, на курсах гражданской обороны муниципальных образований, в учебно-консультационных пунктах, образовательных учреждениях организаций.

Большой объем задач по подготовке и информированию населения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах возложен и на Общероссийскую комплексную систему информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, представляющую организационно-техническую систему, объединяющую аппаратно-программные средства обработки, передачи и отображения аудио- и видеоинформации в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и охраны общественного порядка, своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций, мониторинга обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий.

Основными задачами ОКСИОН являются повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности, оперативности информирования населения о ЧС, сокращение сроков гарантированного оповещения о ЧС, повышение уровня подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности, увеличение действенности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего населения и организация наблюдения за обстановкой и состоянием правопорядка в местах массового пребывания людей.

Структурно ОКСИОН состоит из федерального, межрегиональных, региональных и муниципальных (местных) информационных центров и терминальных комплексов, включающих технические средства сбора и отображения информации, радиационного и химического контроля, звукового вещания. К техническим средствам сбора информации относятся обзорные видеокамеры, позволяющие фиксировать и передавать информацию об обстановке в месте расположения терминальных комплексов, на наиболее потенциально опасных направлениях в местах массового пребывания людей, а также вызывные голосовые панели для связно операторами информационных центров. (стр. 82 – 83)

Технические средства отображения информации включают уличные светодиодные панели, плазменные экраны внутри зданий, экраны «бегущая строка» на наземных транспортных средствах и т.п., а также мобильные телефоны, карманные и портативные персональные компьютеры с выходом в Интернет и другие средства. С их использованием до населения доводится информация в виде видеороликов, электронных плакатов, информационных сообщений по правилам безопасного поведения в условиях угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций, террористических акций, массовых беспорядков. К средствам радиационного и химического контроля

ОКСИОН относятся автоматизированные комплексы, включающие датчики, блоки детектирования, коммутирующие устройства, блоки сбора и хранения данных по радиационной и химической обстановке в местах массового пребывания людей. Средства звукового вещания включают устройства усиления звука, динамики и другое оборудование, необходимое для звукового оповещения населения.

ОКСИОН сопрягается с органами повседневного управления РСЧС (НЦУКС, ЕДЦС и др.) и обеспечивает информационную поддержку при выявлении ЧС, принятии решений и управлении в кризисных ситуациях.

Инженерная защита - комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий, проводимых заблаговременно и в оперативном порядке и направленных на защиту населения, предотвращение (смягчение последствий) поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций путем укрытия населения в защитных сооружениях (укрытиях). В порядке инженерной защиты проводится возведение инженерных сооружений (дамб, плотин и т.п.) и проведение других защитных инженерно-технических мероприятий.

Одним из мероприятий инженерной защиты населения и территорий является укрытие людей и материальных ценностей в существующих защитных сооружениях гражданской обороны и в приспособленных под защитные сооружения подземных пространствах городов.

Защитные сооружения гражданской обороны (убежища, противорадиационные укрытия) целесообразно использовать для укрытия населения в условиях некоторых чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также для временного размещения оперативных органов управления, населения и персонала объектов экономики, эвакуированных из зон чрезвычайных ситуаций, складирования ресурсов первоочередного жизнеобеспечения населения и гуманитарной помощи.

Постановлением правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 утвержден Порядок создания и учета убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также обеспечения их сохранности и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию. Определенное внимание уделяется возведению инженерно-технических сооружений противосейсмического и противооползневого характера, сооружений для защиты от затоплений, селей и др.

Радиационная защита - комплекс мер, направленных на ослабление или исключение воздействия ионизирующего излучения на население, персонал радиационно опасных объектов, биологические объекты природной среды, на радиоэлектронное оборудование и оптические системы, а также на предохранение природных и техногенных объектов от загрязнения радиоактивными веществами и удаление этих загрязнений.

Федеральным законом «О радиационной безопасности населения», Нормами радиационной безопасности установлены основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) для населения и работников радиационно опасных объектов. Обеспечение выполнения этих нормативов является конечной целью мероприятий радиационной зашиты, ее целевой функцией.

К подготовительным мероприятиям радиационной защиты, осуществляемым заблаговременно, относятся:

• разработка планов действий по предупреждению и ликвидации радиационных аварий;

• создание и эксплуатация систем радиационного контроля;

• накопление и содержание в готовности средств индивидуальной защиты, приборов радиационной разведки и дозиметрического контроля, средств дезактивации, йодной профилактики;

• поддержание в готовности защитных сооружений на территории АЭС, а также противорадиационных укрытий в населенных пунктах, размещенных вблизи АЭС;

• осуществление мер по защите продовольствия, пищевого сырья, фуража, источников воды от загрязнения радиоактивными веществами;

• обеспечение готовности служб радиационной безопасности радиационно опасных объектов, сил и средств подсистем и звеньев РСЧС на соответствующих территориях к ликвидации последствий радиационных аварий.

Для защиты от облучения используются защитные сооружения, оснащенные, наряду с другими устройствами, фильтрами-поглотителями радионуклидов, оказавшихся в загрязненном воздухе.

В качестве временных укрытий до проведения последующей эвакуации могут использоваться любые подготовленные герметизированные помещения. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации должны следить за поддержанием указанных сооружений в постоянной готовности к использованию в интересах радиационной защиты населения.

(стр. 84 – 85)

Химическая защита представляет собой комплекс мероприятий, направленных на исключение или ослабление воздействия аварийно химически опасных веществ (АХОВ) на население и персонал химически опасных объектов, уменьшение масштабов последствий химических аварий.

В условиях химической аварии важной является проблема своевременности обеспечения населения средствами индивидуальной защиты органов дыхания, которые должны быть выданы населению в кратчайшие сроки. В связи с этим, согласно распоряжению правительства Российской Федерации, в ряде субъектов Российской Федерации в качестве эксперимента осуществлена заблаговременная выдача противогазов населению для постоянного хранения в домашних условиях при строгом контроле за их хранением и использованием только по прямому предназначению. В случае положительного результата эксперимента подобная практика может быть распространена на другие регионы страны. В ряде мест организовано приобретение противогазов населением, проживающим в пределах зон возможного химического заражения, за счет собственных средств или средств организаций.

Средства индивидуальной защиты для персонала опасных объектов, как правило, хранятся на рабочих местах в готовности к немедленному использованию.

При химических авариях решающую роль в обеспечении защиты населения может сыграть своевременная его эвакуация в безопасные районы, выполняемая в упреждающем (заблаговременном) или экстренном порядке.

Эффективным способом химической защиты является укрытие персонала химически опасных объектов и населения в защитных сооружениях гражданской обороны - убежищах, обеспечивающих защиту органов дыхания от АХОВ:

• в режиме полной изоляции (регенерации внутреннего воздуха)от всех видов АХОВ в любых концентрациях - на время до 6 часов;

• в режиме фильтровентиляции при концентрациях АХОВ ниже 0,1 мг/м3 - на время до 4-5 часов.

По истечении этих сроков укрываемые должны быть выведены из убежищ, при необходимости - в индивидуальных средствах защиты.

Медико-биологическая защита - комплекс лечебных мероприятий по оказанию помощи пострадавшим в чрезвычайной ситуации, мероприятий по профилактике возможных инфекционных заболеваний и возникновения эпидемий, обеспечению эпидемиологического благополучия при возникновении чрезвычайных ситуаций биологического характера.

Медико-биологическая защита населения в чрезвычайных ситуациях осуществляется с привлечением сил и средств экстренной медицинской помощи, формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф, санитарно-эпидемиологического надзора.

Объем и характер проводимых мероприятий зависят от конкретных условий обстановки, особенностей поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации. Как правило, они состоят в развертывании в необходимых случаях дополнительных больничных коек в лечебных учреждениях, создании резервов медицинского имущества, обеспечении готовности к применению соответствующих профилактических и лечебных средств: радиозащитных препаратов, антидотов, противобактериальных средств, дегазирующих, дезактивирующих и дезинфицирующих растворов, перевязочных и обезболивающих средств.

К медицинским мероприятиям, проводимым в очаге чрезвычайной ситуации, относятся: медицинская разведка места стихийного бедствия; розыск и спасение пострадавших, их медицинская сортировка; оказание первой медицинской помощи и первой врачебной помощи пораженным и больным; осуществление эвакуации их в лечебные учреждения и лечение.

В ходе ликвидации чрезвычайной ситуации, а зачастую и гораздо позже, возникает необходимость медико-психологической реабилитации людей, поскольку чрезвычайная ситуация - это, как правило, стрессовое воздействие на производственный персонал при техногенных авариях и катастрофах, а также на население, оказавшееся в зоне чрезвычайной ситуации любого характера, которое может сильно повлиять на психику человека и привести к его неадекватным, немотивированным действиям.

В ряде случаев при возникновении или прямой угрозе возникновения чрезвычайной ситуации организуется эвакуация населения, представляющая собой организованный вывод (вывоз) населения из опасной зоны.

Порядок организации и проведения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы определен Правилами, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 303.

Право принятия решения на проведение эвакуации принадлежит руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых прогнозируется или возникла чрезвычайная ситуация. В случаях крайней необходимости экстренная эвакуация, носящая, как правило, локальный характер, может осуществляться по распоряжению начальника дежурной (диспетчерской) службы потенциально опасного объекта или руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

(стр. 86 – 87)

Эвакуация может быть упреждающей (заблаговременной) и экстренной (безотлагательной).

Упреждающая эвакуация проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасном объекте или стихийного бедствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и т.п.). При возникновении чрезвычайной ситуации с опасными поражающими воздействиями проводится экстренная эвакуация.

В зависимости от характера возникшей чрезвычайной ситуации объявляется либо общая эвакуация, предполагающая вывод из зоны чрезвычайной ситуации всех категорий населения, либо частичная эвакуация, при которой осуществляется вывод нетрудоспособного и незанятого на производстве населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ и других образовательных учреждений, лиц, содержащихся в домах инвалидов и ветеранов.

Для осуществления эвакуации заблаговременно создаются эвакуационные органы: эвакуационные комиссии, эвакоприемные комиссии, сборные эвакуационные пункты (СЭП), приемные эвакуационные пункты (ПЭП), промежуточные пункты эвакуации (ППЭ), группы управления на маршрутах пешей эвакуации, администрации пунктов посадки (высадки) населения, пунктов погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей.

Эвакуационные и эвакоприемные комиссии создаются в субъекте Российской Федерации и во всех муниципальных образованиях на его территории, а также на объектах экономики, на которых предполагается эвакуация производственного персонала и населения, проживающего вблизи потенциально опасных объектов.

Руководителями эвакуационных и эвакоприемных комиссий назначаются заместители глав администраций административно-территориальных образований.

Эвакуационные комиссии планируют эвакуацию, контролируют ее планирование в

подведомственных органах управления и организациях, организуют и контролируют подготовку и проведение эвакуации.

Эвакоприемные комиссии разрабатывают планы и непосредственно организуют прием, размещение и обеспечение населения, эвакуируемого из зон чрезвычайных ситуаций. В их состав входят представители местной администрации, а также предприятий и организаций. Работа их строится в тесном взаимодействии с органами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Сборные эвакуационные пункты (СЭП) проводят сбор и регистрацию эвакуируемого населения, формирование эвакуационных колонн и эшелонов, посадку на транспорт и отправку населения в безопасные районы. СЭП размещаются вблизи железнодорожных станций, морских и речных портов, пристаней, в местах, обеспечивающих условия для сбора людей. СЭП должен иметь прямую связь с городскими, районными, объектовыми эвакокомиссиями, транспортными органами. Рабочий аппарат СЭП формируется из сотрудников территориальных органов исполнительной власти, учреждений и организаций, на базе которых организуется СЭП. Экстренная эвакуация населения может осуществляться без образования СЭП.

Обеспечение транспортом эвакоперевозок возлагается на транспортные органы и объекты экономики, располагающие транспортными средствами.

Планирование эвакуационных перевозок железнодорожным транспортом осуществляется отделениями железных дорог, обеспечивающими обслуживание конкретных районов.

Водный транспорт используется для эвакуации населения из морских и речных портов, а также из населенных пунктов, расположенных на морских и речных берегах в зонах эвакуации.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», финансовое обеспечение мер по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:

• федерального и межрегионального характера - является расходным обязательством Российской Федерации;

• регионального (в границах одного субъекта Российской Федерации) и межмуниципального характера является расходным обязательством субъектов Российской Федерации;

• в границах (на территории) муниципального образования - является расходным обязательством муниципального образования.

Организации всех форм собственности при ликвидации чрезвычайных ситуаций используют собственные финансовые средства в порядке, установленном правительством Российской Федерации.

Финансирование содержания учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, подготовки специалистов территориальных подсистем РСЧС, а также проведения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации учений и тренировок осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Финансирование подготовки председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления, специалистов и командно-начальствующего состава звеньев территориальной подсистемы РСЧС, содержания курсов гражданской обороны муниципальных образований, подготовки неработающего населения, проведения органами местного самоуправления учений и тренировок осуществляется за счет средств местных бюджетов.

(стр. 88 – 89)

Финансирование подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций работающего населения, подготовки и аттестации аварийно-спасательных формирований, проведения организациями учений и тренировок осуществляется за счет средств организаций.

Опыт ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований показывает, что для финансирования деятельности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций может быть использована система страховой защиты населения от техногенных чрезвычайных ситуаций, предусмотренная федеральными законами «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и «О пожарной безопасности».

На всех уровнях территориальной подсистемы РСЧС в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» создаются резервы финансовых и материальных ресурсов, которые могут быть использованы при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются:

• территориальные - решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

• местные - решениями органов местного самоуправления;

• объектовые (резервы предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм собственности) - решениями администраций предприятий, учреждений и организаций.

Объемы накопления финансовых ресурсов, предусматриваемые для этих целей, определяются характером и масштабами возможных чрезвычайных ситуаций в данном регионе или на территории.

При создании резервов материальных ресурсов исходят из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, возможных размеров причиненного ими ущерба, предполагаемого объема работ по их ликвидации, природных, экономических и иных особенностей территорий, а также необходимости максимально возможного использования имеющихся сил и средств при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Резервы материальных ресурсов используются при проведении аварийно-спасательных и других

неотложных работ в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения мероприятий по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей на объектах жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы и других объектах; для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан; для оказания единовременной материальной помощи населению и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения.

Для непосредственной защиты населения от воздействия поражающих факторов источника ЧС выполняются аварийно-спасательные и другие неотложные работы.

Аварийно-спасательные работы в очагах поражения включают в себя:

• разведку маршрутов движения и участков работ;

• локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;

• подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате чрезвычайной ситуации вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;

• поиск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных помещений;

• оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения;

• вывоз (вывод) населения из опасных зон;

• санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, дезактивацию, дезинфекцию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.

Аварийно-спасательные работы проводятся в максимально сжатые сроки. Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожаров, взрывов, затоплений и т.п.).

В целях создания условий для проведения аварийно-спасательных работ, предотвращения дальнейших разрушений и потерь, вызываемых вторичными поражающими факторами, а также обеспечения жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения проводятся неотложные работы, которые включают в себя:

• прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения (загрязнения);

• локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения спасательных работ;

• укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;

• ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;

(стр. 90 – 91)

• обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;

• ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений, для укрытия от возможных повторных поражающих воздействий;

• санитарную очистку территории в зоне чрезвычайной ситуации;

• первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.

В ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ организуется и проводится их всестороннее обеспечение - комплекс мер, осуществляемых в целях создания условий для успешного выполнения задач привлекаемыми к работам формированиями. К основным видам обеспечения относятся: разведка, радиационная и химическая защита, инженерное, противопожарное, дорожное, гидрометеорологическое, техническое, метрологическое, материальное и медицинское обеспечение, комендантская служба и охрана общественного порядка.

В зависимости от физической природы поражающих факторов, характера чрезвычайной ситуации и ее масштаба некоторые виды обеспечения могут стать не обеспечивающими, а основными мероприятиями аварийно-спасательных и других неотложных работ. Так, например, разведка в большинстве видов чрезвычайных ситуаций является составной частью аварийно-спасательных и других неотложных работ, инженерные мероприятия занимают важное место в составе этих работ при масштабных разрушениях, обширных площадях загрязнений и т.д. При радиационных и химических авариях мероприятия радиационной и химической защиты составляют важную часть ликвидационных мер, а при пожарах эту роль выполняют противопожарные мероприятия. В случае значительных санитарных потерь важнейшей составной частью аварийно-спасательных и других неотложных работ являются меры медицинской защиты.

Вместе с тем некоторым мерам всегда присущ только обеспечивающий характер:

• техническое обеспечение организуется с целью поддержания в рабочем состоянии всех видов транспорта, инженерной и другой специальной техники, используемой для ликвидации чрезвычайной ситуации;

• транспортное обеспечение имеет своей целью вывоз эвакуируемого населения, доставку сил РСЧС и их рабочих смен к местам работ, вывоз из зоны чрезвычайной ситуации материальных ценностей путем привлечения для перевозок автомобильного и других видов транспорта организаций, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования, использования табельных средств сил РСЧС;

дорожное обеспечение направлено на создание условий для беспрепятственного маневра силами и средствами, эвакуации, своевременного подвоза необходимых материально-технических ресурсов путем поддержания дорог и дорожных сооружений в проезжем состоянии, строительства новых дорог, оборудования колонных путей и переправ, технического прикрытия перевозок;

• гидрометеорологическое обеспечение организуется в целях всесторонней оценки элементов погоды, своевременного выявления опасных метеорологических и гидрометеорологических явлений и процессов, оценки их возможного влияния на действия сил РСЧС и проведение мероприятий по защите населения;

• метрологическое обеспечение направлено на поддержание в готовности техники, аппаратуры, приборов, состоящих на оснащении РСЧС. Оно состоит в организации правильного применения и содержания измерительных приборов, создании их обменного фонда и резерва, обеспечении органов управления и сил РСЧС средствами измерений и т.д.;

• материальное обеспечение действий сил РСЧС заключается в бесперебойном снабжении их материальными средствами, необходимыми для ликвидации чрезвычайных ситуаций, жизнеобеспечения населения и участников ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• комендантская служба в зоне чрезвычайной ситуации организуется с целью обеспечения организованного и своевременного развертывания органов управления и сил РСЧС, выдвижения их в исходные районы и к местам проведения аварийно-восстановительных и других неотложных работ.

Проведение аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций условно подразделяется на три этапа:

начальный этап - проведение экстренных мероприятий по защите населения, спасению пострадавших местными силами и подготовке группировок сил и средств к проведению работ;

I этап- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

II этап - завершение аварийно-спасательных и других неотложных работ, постепенная передача функций управления местным администрациям, вывод группировок сил, проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.

Оперативное построение группировки сил должно позволять проводить аварийно-спасательные работы в возможно короткие сроки (1-3 суток), а их эшелонирование - обеспечивать своевременное выполнение всего перечня работ.

В первом эшелоне сил проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, как правило, принимают участие:

• дежурные подразделения поисково-спасательных служб (отрядов);

ведомственные подразделения газо- и горноспасателей; (стр. 92 – 93)

• дежурные караулы противопожарных подразделений;

• дежурные подразделения скорой медицинской помощи;

• маневренные поисковые (водолазные) группы, постоянно действующие спасательные посты и другие подразделения Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС России.

Срок их прибытия в район бедствия - не более 30 минут.

Основными задачами первого эшелона являются локализация чрезвычайных ситуаций, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой медицинской помощи.

Если первый эшелон не сумел решить задачу по ликвидации чрезвычайной ситуации, во втором эшелоне принимают участие:

• аварийно-спасательные подразделения поисково-спасательной службы и войск гражданской обороны;

• подразделения Государственной противопожарной службы;

• специализированные подразделения экстренной медицинской помощи;

• ведомственные подразделения спасателей;

• подразделения ГИМС МЧС России.

Срок их прибытия в район бедствия - не более 3 часов.

Основные задачами второго эшелона являются проведение аварийно-спасательных - других неотложных работ, радиационной и химической разведки, жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание медицинской помощи.

Если второй эшелон не сумел решить задачу в полном объеме, то в третьем эшелоне принимают участие:

• войска гражданской обороны с тяжелой техникой;

• соединения и воинские части Вооруженных сил;

• специализированные части строительно-монтажных организаций и др.

Срок их прибытия - от 3 часов до нескольких суток.

В задачи третьего эшелона входит радиационный и химический контроль, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия (подача электроэнергии, тепла, восстановление транспортных магистралей, обеспечение пострадавших питанием, водой и т.п.).

Для решения внезапно возникающих задач и наращивания усилий на основных направлениях выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ в группировке сил предусматривается резерв сил и средств.

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ осуществляется силами и средствами той территориальной подсистемы РСЧС, на территории или объектах которой они возникли. Если масштабы бедствия таковы, что самостоятельно имеющимися силами справиться с ликвидацией его последствий невозможно, к аварийно-спасательным работам привлекаются силы и средства МЧС России центрального подчинения, федеральных органов исполнительной власти.

На объектах аварийно-спасательные и другие неотложные работы, как правило, проводятся силами постоянной готовности объектового и местного уровней РСЧС (для ЧС мирного характера), а также гражданскими организациями гражданской обороны (для ЧС военного характера).

Порядок работы руководителей гражданских организаций гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований (далее -руководитель формирования) при организации выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ включает в себя:

• уяснение задачи на выполнение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

отдание предварительных указаний; оценка обстановки и выполнение расчета времени; принятие решения на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

отдание устного приказа;

организация взаимодействия, обеспечения и управления. Уясняя задачу, руководитель формирования должен понять цель предстоящих действий, замысел старшего начальника, задачу, место и роль своего формирования в выполнении общей задачи.

При оценке обстановки руководителю формирования необходимо:

• оценить характер и объем разрушений, пожаров и поражений на участке (объекте) работ и пути выдвижения;

• оценить радиационную, химическую и биологическую обстановку и ее влияние на выполнение задачи;

• определить виды и объем предстоящих работ;

• установить наиболее целесообразные направления выдвижения и ввода формирования в очаг поражения и на участок (объект) работ;

• оценить техническое оснащение и возможности своего и приданных формирований;

• уяснить положение, характер действий и задачи соседей;

• характер местности и ее влияние на действия формирования, состояние маршрута выдвижения к очагу поражения и на участок(объект) работ;

• оценить влияние погоды, времени года и суток на выполнение задачи.

После оценки обстановки руководитель формирования принимает решение, в котором определяет:

• замысел действий (на каком элементе участка работ сосредоточить основные усилия, последовательность выполнения работ, распределение сил и средств);

• задачи подчиненных и приданных формирований, способы и сроки их выполнения;

• порядок выдвижения на участок (объект) работ;

• порядок взаимодействия;

• мероприятия по организации управления и обеспечения. Решение руководителя формирования и задачи подчиненным могут

уточняться перед вводом формирования на участок (объект) и в ходе работ. Решение руководителя формирования оформляется графически на плане (карте) с краткой пояснительной запиской. После принятия решения руководитель формирования отдает приказ. В приказе указывается:

• в первом пункте - краткие выводы из оценки обстановки на маршруте выдвижения и участке (объекте) работ;

• во втором пункте - задачи формирования;

• в третьем пункте - задачи соседей;

• в четвертом пункте - замысел действий;

• в пятом пункте - после слова «приказываю» ставятся задачи подчиненным подразделениям (командам, группам, звеньям), а также приданным формированиям;

• в шестом пункте - места расположения медицинских пунктов пути и порядок эвакуации пострадавших;

• в седьмом пункте - допустимые дозы радиоактивного облучения личного состава;

• в восьмом пункте - время начала и окончания работ, свое место и заместителей, сигналы оповещения и порядок действия по ним, организацию взаимодействия, материально-технического обеспечения, меры безопасности при проведении работ и т.д.

Контрольные вопросы и задания

Наши рекомендации